В статье предложен проект на тему: «Сами сочиняем северные сказки», созданный усилиями учащихся 3 класса И школы 145 г. Красноярска, при участии и содействии их родителей. Моя роль, классного руководителя, в процессе проектирования заключалась в создании таких условий, при которых возникает у детей интерес к поиску и исследованию, а также в оказании помощи в планировании процесса исследования, систематизации полученных результатов и оформлении презентации проекта.
Далее необходимо пояснить, почему выбрана такая тема исследования.
Начну с того, что Законодательным собранием Красноярского края 20 декабря 2005 г. был принят Закон Красноярского края «Об установлении краевого (национально-регионального) компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Красноярском крае.
Закон устанавливает основную цель краевого компонента: формирование у обучающихся целостного представления о Красноярском крае, сохранение и развитие социально-экономических и культурных достижений и традиций края. В связи с этим в начальной школе введены учебные предметы: «Литература Красноярского края», «Художественная культура Красноярского края», «Природа и экология Красноярского края».
Проект, о котором идет речь в статье, создан на основе исследования особенностей быта, природы, сказок эвенков – коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Красноярского края. Его появление мотивировано изучением раздела «Устное народное творчество» «Литературы Красноярского края», и направлено на достижение целей изучения этого предмета:
- формирование любви к своему краю, чувства гордости за него;
- развитие нравственных чувств, уважение к литературному творчеству народов, проживающих на территории Красноярского края.
А поскольку программа по НРК приветствует нестандартные формы изучения предметов и нацеливает педагога на то, что особое внимание на уроках должно быть уделено созданию творческих работ (сочинения, сочинения-миниатюры, написание стихотворений) обучающимися, в которых отражается собственное видение, то, проект оказался наиболее интересной формой творческой работы.
Тема проекта: «Сами сочиняем северные сказки»
Цель: создание книги северных сказок, которые сочинили мы сами.
Задачи:
- почитать сказки народов севера Красноярского края, выделить их особенности;
- посетить занятие в Литературном музее по теме: «Северная сказка»
- изучить особенности природы, традиций, быта народов севера Красноярского края;
- составить толковый словарь «северных слов»;
- используя полученные знания, сочинить собственные сказки в стиле северных сказок;
- представить презентацию книги сказок.
Актуальность:
Тема фольклора северных народов для нас стала важной, потому, что Красноярский край – наша малая Родина. Каждый человек должен знать культуру и историю своей Родины, потому, что именно из такого знания вырастает гордость за землю, где живет народ, к которому ты принадлежишь.
Практическая ценность проекта заключается в том, что данные наших исследований, сказки, ребусы, толковый словарь можно использовать на уроках литературного чтения, окружающего мира по теме краеведения.
Комментарии к презентации проекта
В презентации (см. Приложение 1) проекта использована информация по истории, культуре и природе Эвенкии, собранная детьми и их родителями. Особенности эвенкийских сказок, изученные ребятами в ходе исследования, послужили основой для написания их собственных сочинений, в стиле северных сказок.
Результатом исследования и систематизации материала стала «Книга северных сказок». В ней три раздела:
- «Толковый словарь северных слов»
- «Сказки»
- «Проверь себя»
Анимация, введенная на некоторые слайды, служит для акцентирования внимания зрителей на важной информации.
Сказки озвучены – свою сказку автор читает сам.
1 Слайд
Уважаемые педагоги, родители, ребята, здравствуйте, мы представляем Вашему вниманию проект на тему: «Сами сочиняем северные сказки». Мы – это ученики 3 класса И 145 школы г. Красноярска.
2 Слайд
Тема фольклора северных народов для нас стала важной потому, что Красноярский край – наша малая Родина. Каждый человек должен знать культуру и историю своей Родины, потому, что именно из такого знания вырастает гордость за землю, где живет народ, к которому ты принадлежишь.
3, 4, 5, 6 Слайды
Цель нашего проекта: создание книги северных сказок, которые сочинили мы сами.
Для того, чтобы самим научиться сочинять сказки, нам предстояло пройти по такому маршруту:
- почитать сказки народов севера Красноярского края, выделить их особенности;
- посетить занятие в Литературном музее по теме: «Северная сказка»
- изучить особенности природы, традиций, быта народов севера Красноярского края;
- составить толковый словарь «северных слов»;
- используя полученные знания, сочинить собственные сказки в стиле северных сказок;
- представить презентацию книги сказок.
7 Слайд
Работая в проекте сначала мы прочитали авторские и народные северные сказки. Изучив их особенности, поняли, что в них отражена жизнь народа, связанная с природой, бытом и занятиями.
8 Слайд
Для того, чтобы самим написать сказки, мы пришли к выводу о том, что нужно более подробно изучить особенности северной природы, узнать о занятиях народов севера и их традициях.
9 Слайд
Наибольший интерес у нас вызвала история Эвенкии. Эвенкия – одна из северных территорий Красноярского края. Столица Эвенкии – поселок Тура. Название это не случайно. Год у эвенков начинался с весны. Первый весенний месяц март называется ТУРАН.
10 Слайд
Коренные жители Эвенкии – эвенки. Но на ее территории проживают и представители других малочисленных народов севера: селькупы, кеты, долганы, нганасаны.
11 Слайд
Жизнь эвенкийского народа настолько тесно связана с природой и древними обычаями, что даже на гербе и флаге Эвенкии отражены особенности национальных традиций и быта. Герб Эвенкийского автономного округа представляет собой схематическое изображение ритуального шаманского бубна, в центре которого помещена мифическая птица – белая гагара. В центре флага бело-красное изображение „кумалана“ c восемью спицами. „Кумалан“ — национальный эвенкийский коврик.
12 Слайд
Эвенкия расположена на плоскогорье, которое называется плато Путорана. Плоскогорье – это горы, у которых вершины не острые, а плоские, покатые. Считается, что на озере Виви, расположен географический центр России.
13 Слайд
Природа Эвенкии очень красивая, хотя и суровая. Здесь растут и лиственницы и карликовые березы. Лиственницы растут далеко друг от друга, а между ними моховые ковры, усыпанные голубикой,
14 Слайд
В эвенкийской тайге много ценного пушного зверя. Но особая гордость края, его своеобразная визитная карточка – это северный олень.
15 Слайд
В последние годы на территории Эвенкии обнаружены запасы нефти и газа. Побродить по просторам Эвенкии – мечта каждого путешественника. Здесь можно насобирать коллекцию минералов: голубовато-серый агат, графит – с детства знакомый карандашный камень, ярко-пеструю яшму...
16 Слайд
Эвенки – кочевой народ. Они занимаются оленеводством, поэтому им приходится перекочевывать с места на место за оленями, которые передвигаются по тундре в поисках пищи. А питаются они мхом – ягелем. Сама природа дала эвенкам и своеобразную внешность: невысокий рост, смуглый цвет кожи, узкие глаза, темные волосы, чтобы им было легче выживать в зимние ветра и яркое летнее солнце. Живут оленеводы в чумах. Основой чума являются жерди. Их накрывают оленьими шкурами. Посреди чума разводят костер, а дым выходит из отверстия, которое делают сверху
17 Слайд
До сих пор эвенки чтят свои древние традиции. Есть у них свои шаманы, которые обращаются к духам, чтобы рыбалка и охота была удачной. Духи были злые и добрые. Так добрый дух Хэвэки всегда помогал человеку и животным, а злой дух Харги чинил препятствия в охоте и рыбалке, напускал болезни. А шаман налаживал отношения между людьми и духами.
18, 19 Слайды
Так, изучая особенности сказок, традиций, традиционных занятий, мы заметили, что в речи много национальных слов. И они наиболее часто встречаются в сказках, и подчеркивают их национальный характер. Для того, чтобы мы могли и в наших сказках использовать такие слова, нам надо было знать их значение. Мы составили толковый словарь северных слов и поместили его в свою книгу. Теперь и читатели могут узнать значение тех слов, которые мы употребляли в текстах своих сказок.
20–31 Слайды
И, наконец, мы представляем вашему вниманию сказки, которые сочинили сами.
32–37 Слайды
Для самых любознательных в нашей книге есть раздел «Проверь себя». В этом разделе представлены ребусы. В ребусах зашифрованы северные слова. Попробуйте разгадать их.
38 Слайд
И, в заключении, надо сказать, что, работая в проекте, мы исследовали особенности северных сказок. Поняли, что эти сказки о природе, традициях, быте людей – северян.
Для того, чтобы самим сочинить сказки в стиле сказок северных мы исследовали особенности северной природы, познакомились с традициями, составили словарь северных слов.
Используя данные исследования, создали свою книгу сказок, которая состоит из трех частей: толкового словаря, сказок и ребусов.
39 Слайд
Практическая ценность проекта заключается в том, что данные наших исследований, сказки, ребусы, толковый словарь можно использовать на уроках литературного чтения, окружающего мира по теме краеведения.
Приложение 1: Презентация «Народы Севера»
Литература:
- Андреева С. Ю., к.п.н., проректор КК ИПК РО «Комментарий к краевому (национально-региональный) компоненту государственных образовательных стандартов общего образования в Красноярском крае»
- Закон Красноярского края от 20.12.2005 г. № 17-4256 «Об установлении краевого (национально-регионального) компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Красноярском крае».