3. Фронтальный опрос – Ребята,
с какими понятиями мы познакомились на прошлом
уроке?
– Дома нужно было начертить в тетради таблицу, в
которой необходимо распределить по колонкам
(физическое тело, вещество, явление) следующие
слова: свинец, гром, рельсы, пурга, алюминий,
рассвет, буран, Луна, спирт, ножницы, ртуть,
снегопад, стол, медь, вертолет, нефть, кипение,
метель, выстрел, наводнение.
Заполнение таблицы проверяется устно.
А тем временем один ученик оформляют на доске
решение задания по переводу единиц измерения.
После дети сами оценивают правильность
выполненного задания.
Самых активных учеников, которые комментировали
и отвечали уверенно, правильно и
аргументировано, необходимо оценить.
– Третье задание было творческое: подобрать
загадки о физических телах, явлениях, веществах.
– Поиграем в игру «Цепочка». Условие игры
заключается в следующем: я загадаю вам загадку, а
вы не только должны отгадать ее, но и определить:
тело, вещество или явление. Кто отгадает, тот
зачитывает свою. Кто отгадает загадку
одноклассника, тот предлагает свою и т. д. по
цепочке. И последнее условие: загадки не
повторяются.
Загадка:
Чудо – птица, алый хвост
Полетела в стаю звезд.
– Молодцы!
Оценивание результатов выполнения домашнего
задания.
Выставляются отметки в журнал.
Приветствуется оформление творческого задания в
виде ребусов, кроссвордов, рисунков.
4. Изучение нового материала
– Ребята, как вы думаете, сколько нам
понадобилось времени для проверки домашнего
задания?
– А приходилось ли вам в повседневной жизни еще
делать измерения? Какие?
– Все эти перечисленные примеры – физические
величины. Сегодня на уроке мы подробней
познакомимся с ними и научимся их измерять.
(Слайд 1).
– Запишите в тетради дату и тему урока:
«Измерение – основа техники».
– Какие измерительные приборы вам знакомы? Какие
величины с их помощью можно измерить? (Слайд 2)
– Вы, много знаете физических приборов!
– А умеете ли, вы, с их помощью определять
величины?
– Проверим?
– Я разделю вас на группы по 5 человек. И
каждая группа экспериментально проверит и
подтвердит свои знания.
Класс делю на 5 групп с равным количеством детей,
но различными навыками и способностями. Т. к.
группы разноуровневые, следовательно, нужно
подобрать дифференцированные задания: низкий,
средний, высокий уровень. (Приложение
3)
При выполнении эксперимента напоминаю об
основных правилах соблюдения техники
безопасности: работа с термометрами, с мелкими
предметами и с острыми предметами.
Выступающий учащийся (из каждой группы)
оценивается, также учитывается правильность
выполнения домашнего задания.
– Молодцы!
– Вы все сейчас доказали, что умеете
пользоваться измерительными приборами.
– Скажите, для чего нам нужно знать длину и
ширину ладони?
– Зачем нам знать, как определять массу тела?
– Где и когда вы еще измеряли температуру?
– Когда еще мы можем измерить объем тела, с
помощью линейки?
– Ребята, подумаете, как можно определить объем
воздуха в классной комнате?
– Запишем эту формулу в тетрадь.
– А как определить объем кусочка мела?
(Показываю мелок).
– Но нас окружают не только тела с
правильной геометрической формой. Например,
фарфоровый ролик, игрушка «Kinder-surprise», ложка и т. д.
Все предметы демонстрируются.
– Как определить объем тела неправильной
формы? Например, игрушки «Kinder-surprise»?
– Объем маленькой игрушки, измеряем
физическим прибором – мензуркой.
– Запишите в тетрадь название этого прибора.
– Как измерять объем тела мензуркой? Для
этого в мензурку наливают определенное
количество воды. Погружают полностью
исследуемое тело в мензурку с водой и замечают,
что уровень воды увеличился. Разница
показаний объемов воды и будет искомая величина
– объем тела.
– Запишите формулу в тетрадь:
V = V1 – V2, где V1 – объем воды в
мензурке, а V2 – объем воды и
погруженного в нее тела.
– Кто определит объем медного цилиндра с
помощью мензурки?
Нужно учесть следующее: этот эксперимент виден
только близ сидящей аудитории. Поэтому
демонстрируется слайд 3 (результат
проведенного эксперимента).
– Ребята, что общего у всех измерительных
приборов? (Слайд 2. Гиперссылка).
Далее переходим по гиперссылке на слайд
4. Шкала и ее характеристики.
– Рассмотрим один и тот же по назначению прибор,
но с разными шкалами. На стр. 9 учебника рис. 11 и 12.
– Ребята, скажите, одинаковы ли показания
термометров.
– А какой термометр показывает большую
температуру?
– Для того чтобы точно уметь снимать показания с
прибора нужно знать его цену деления.
– Запишите в тетради подзаголовок «Цена
деления».
– Цена деления – это наименьшее значение
физической величины, которое может измерить
прибор.
– Для того чтобы правильно определить цену
деления существует правило. (Слайд 5)
Это же правило находим в учебнике.
Учимся определять цену деления шкалы мензурки. (Слайд
6).
– Запишите формулу для определения цены деления:
С = (a – b) / d. (Слайд 7).
Учимся определять цену деления шкалы и
измерять показания приборов. (Слайды 8, 9).
5. Закрепление изученного материала
– Молодцы!
– Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке?
Оценивание тех детей, кто был активным на
уроке, с учетом работы в группе.
6. Домашнее задание
– Запишем домашнее задание в дневниках. (Слайд
10).
Раздаю карточки с заданиями двух вариантов. (Приложение 4)
Отвечаю на вопросы детей, если они возникли при
знакомстве с заданиями.
На следующем уроке учащиеся проверяют эту работу
друг у друга и выставляют оценку на полях
карандашом.
– В оставшееся время мы поиграем в «Пойми
меня». (Слайд 11)
– Условие игры: я задаю наводящие утверждения, а
ваша задача – догадаться, о чем идет речь как
можно раньше. Если ответ верный, то на экране
появится отгадка.
– Какую физическую величину с их помощью можно
измерить?
– Где еще применяется этот прибор?
– Вторая загадка. (Слайд 12).
– Где и для чего применяется этот прибор?
– Третья загадка: (Слайд 13).
– Встречали ли вы этот прибор и где?
Самого смекалистого также необходимо
оценить.
– Молодцы, всех благодарю за внимание. Всем
большое спасибо. (Слайд 14).
|
Тело, вещество, явление.
Первый ученик зачитывает слова, которые он
записал в первый столбик (физическое тело).
Второй ученик называет слова, которые относятся
к веществам.
Третий ученик говорит названия явлений, которые
он записал в третий столбик.
Физическое тело |
Вещество |
Явление |
Рельсы, Луна, ножницы, стол, вертолет. |
Свинец, алюминий, спирт, ртуть, медь,
нефть, |
Гром, пурга, рассвет, буран, снегопад,
кипение, метель, выстрел, наводнение. |
1,2 м = 120см;
300 см = 3 м;
25 см = 0,25 м;
0,7 м = 70 см.
Ракета – физическое тело.
Учащиеся зачитывают свои загадки. Например:
Сначала – блеск,
За блеском – треск,
За треском – треск.
Отгадка:
молния – световые и электрические
явления;
гром – звуковые явления;
дождь – тепловые и механические
явления.
Что с земли не поднимешь?
Отгадка: тень – световое явление.
Железный острый нос
В землю врос
Роет, копает, землю разрыхляет.
Отгадка: плуг, лопата –
физическое тело.
И в огне не гори
И в воде не тонет.
Отгадка: лед – вещество.
Цветное коромысло над землей повисло?
Отгадка: радуга – световое явление.
Обстановка, созданная во время игры,
стимулировала желание у ребят отвечать активно.
10-12 мин.
Измерять длину, ширину, массу, время,
температуру, скорость и т. д.
Учащиеся открывают тетради, записывают, дату,
тему урока.
Рулетка измеряет длину, ширину, высоту,
расстояние. Весы измеряют массу тела. Секундомер
– время. Термометр – температуру тела. Спидометр
– скорость движения тела. Амперметр прибор для
измерения силы тока.
Да. Конечно.
При выполнении экспериментального задания,
учащиеся получают полную свободу действий:
разрешается не громко общаться между собой и
консультироваться, передвигаться по классу по
мере необходимости.
Каждый ученик, работая в группе, в меру своих
возможностей выполняет задание. Равнодушных и
скучающих нет.
Все измерения и расчеты учащиеся записывают в
тетрадь.
После выполнения эксперимента каждая группа
дает отчет о проделанной работе и оценивает
самостоятельно работу каждого, ставя в тетрадь
на полях отметку простым карандашом.
Например, для выбора размера перчаток.
Чтобы в магазинах при покупке товара на развес
нас не обманули.
В домашних условиях сами могли определить массу
овощей при консервировании и т. д.
При простуде, очень часто повышается температура
тела, и мы ее измеряем термометром.
Температура на улице, также измеряется
термометром.
Объем воды в аквариуме.
При заготовке пиломатериала в строительстве и т.
д.
Т. к. воздух заполняет весь объем класса, то нужно
измерить длину, ширину и высоту классной комнаты
и определить объем, через формулу: V = abc.
Записывают формулу в тетрадь: V = abc.
Так же, по этой формуле.
Учащиеся выдвигают свои версии: ниткой
измерить обхват игрушки, а высоту измерить
линейкой.
Каким-то неизвестным для нас прибором.
Записывают в тетради: Мензурка – прибор для
определения объема тела неправильной
геометрической формы.
Учащиеся наблюдают за демонстрацией опыта по
определению объема тела с помощью мензурки.
Записывают в тетрадь V = V1 – V2
, где V1 – объем воды в мензурке,
а V2 – объем воды и погруженного
в нее тела.
Ученик самостоятельно демонстрирует этот опыт
одноклассникам.
У всех приборов есть шкала, деления, штрихи –
цифры.
Открывают учебники на странице 9. Рассматривают
рис. 11 и 12.
Нет.
На рисунке 11.
Записывают в тетради подзаголовок «Цена
деления».
Правило не переписываем в тетрадь, а выделяем
простым карандашом в учебнике: «ЗНАТЬ!»
Записывают формулу в тетрадь: С = (a – b) / d.
Учащиеся, по желанию, отвечают на вопросы по
определению цены деления.
– Физическую величину можно измерить.
– Познакомились с новым прибором – мензуркой.
– Научились определять цену деления шкалы.
– Научились снимать показания с приборов.
Учащиеся открывают дневники и записывают
домашнее задание:
§ 4, 5, (вопросы – устно), карточка.
Ребята активно и с большим интересом
включаются в эту игру.
Отгадка – гири.
Массу тела.
В медицине, измеряет массу человека. В
лабораториях – измеряют массу веществ. На
заводах – измеряют массу детали и т. д.
Отгадка – ростомер, линейка.
В медицине. По росту малыша, как он прибавляет
каждый месяц можно определить, здоров он, или
какие-то есть нарушения в развитии.
В школе, по росту ученика подбирают высоту парты
и стула.
Прибор для измерения силы удара.
Да этот прибор мы встречали в аттракционах.
Условия этого развлечения заключается в
следующем: по наковальне ударяют молотом и после
удара на табло высвечиваются результаты твоей
силы удара.
В спортзалах, в тренажерных залах спортсмены
«оттачивают» силу, резкость удара. |