Пояснительная записка
Формирование гармонически развитой, логически мыслящей, социально-адаптивной личности – важнейшая задача современной педагогики и соответственно школьного образования. Решение её должно начинаться в начальной школе и осуществляться на протяжении всего курса обучения. Одним из наиболее эффективных средств для этого является обучение иностранному языку. Это оказывает благотворное влияние на развитие различных типов мышления и памяти ребёнка, его наблюдательности, воображения. Умения выражать свои мысли, коммуникативных навыков, создаёт богатые возможности для формирования у детей комплекса способностей, необходимых для успешной работы и общения в разных областях человеческой деятельности. При изучении иностранного языка для адекватного овладения им необходимо не только усвоение самой структуры языка, но и ознакомление с историей, географией, культурой страны изучаемого языка. Данный курс даёт учащимся возможность углубить и расширить свои знания о различных сторонах жизни Великобритании, а также позволяет творчески работать над материалом как с познавательной, так и с лингвистической точек зрения. Таким образом, данный курс имеет своей целью продолжение развития сознательного отношения у школьников к культуре и традициям страны изучаемого языка, развитие интереса к чтению текстов страноведческой и культуроведческой тематики, а также умения вести беседу и выражать своё мнение о прчитанном. Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
- Предложить в качестве мотивации чтения занимательные тексты, касающиеся фактов истории Британии.
- Разработать задания, стимулирующие интеллектуальную активность учащихся, их творческую мыслительную деятельность, которые в тоже время должны способствовать успешной сдачи ГИА.
- Научить учащихся эффективно использовать всю имеющуюся в их распоряжении информацию для осуществления социально-значимых коммуникативных установок.
- Воспитательная задача заключается в развитии у учащихся интереса и уважения к культуре и традициям англоязычных стран и решается на протяжении всего курса.
Следует подчеркнуть, что конкретные задачи, решаемые курсом, определяются конечными целями обучения, предусматривающими умение свободно вести беседу, выступать с сообщениями и докладами.
Главное отличие от других программ состоит в том, что учащийся сам может выбирать тексты для работы при правильной его мотивации, которые соответствуют его возрастным особенностям. И в том, что учащиеся принимаются в коллектив без специального отбора.
Данная программа рассчитана на 1 год и является логичным продолжением курса, дающим системные сведения о Великобритании. Она предназначена для занятия подростков 13-15 лет, так как именно в этот период учащимся наиболее важно предоставить выбор материала, отвечающего их социальным запросам и интересам. Кругозор учащегося на этом этапе уже достаточно широк для того, чтобы получать дополнительные специфические сведения о стране изучаемого языка.
Занятия рассчитаны на 3 часа в неделю.
Прогнозируемые результаты освоения программы:
- Учащиеся расширят своё представление о культурных традициях англоговорящих стран.
- Учащиеся смогут выйти на высокий уровень автоматизации умений и навыков говорения на основе логично выстроенного материала.
- Учащиеся приобретут навыки необходимые для успешной сдачи ГИА в части “говорение” через развитие умения выражать своё мнение, логически обосновывать его, возражать и соглашаться с собеседником, не нарушая принятых норм.
- Учащиеся усовершенствуют навыки составления докладов, сообщений, эссе, самостоятельно подбирая материал.
- Учащиеся расширят свои знания о культуре и традициях англоязычных стран, научатся составлять сравнительную характеристику культур Англии и России.
О достижении результатов следует судить по тому, насколько свободно подросток чувствует себя в коллективе, по повышению уровня общей и языковой культуры, по степени его задействованности в инсценировках на языке и умению изложить свою точку зрения при обсуждении заданной темы.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Общее количество часов | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 6 | 3 | 3 |
2 | Географическое положение Великобритании | 8 | 4 | 4 |
3 | Климат Великобритании | 8 | 4 | 4 |
4 | Растительный мир Великобритании | 5 | 3 | 2 |
5 | Животный мир Великобритании | 5 | 3 | 2 |
6 | Население Великобритании | 8 | 4 | 4 |
7 | Транспорт Великобритании | 6 | 3 | 3 |
8 | Административное деление Великобритании | 8 | 4 | 4 |
9 | Лондон - столица Великобритании | 8 | 4 | 4 |
10 | Крупные горда Великобритании | 8 | 4 | 4 |
11 | Промышленность Великобритании | 8 | 4 | 4 |
12 | Сельское хозяйство Великобритании | 8 | 4 | 4 |
13 | Праздники и традиции Великобритании | 8 | 4 | 4 |
14 | Театральная Великобритания | 8 | 4 | 4 |
15 | Итоговое занятие | 6 | 3 | 3 |
Итого: | 108 | 55 | 53 |
Содержание программы:
1. Вводное занятие: введение в образовательную программу. Выяснение наличия/отсутствия определённых знаний по теме курса.
Практическая часть: составление кроссворда по теме.
2. Географическое положение Великобритании: введение географических названий. Умение говорить об их месторасположении (работа с картой).
Практическая часть: ролевая игра: “Встречаем гостей из Великобритании”.
3. Климат Великобритании. Умение высказываться о климате Великобритании, его особенностях и отличиях от климата России.
Практическая часть: составление сравнительной таблицы.
4. Растительный мир Великобритании: умение описывать растительность и природные богатства Великобритании, поддержать диалог на данную тему.
Практическая часть: ролевая игра: “Прогулка в окрестностях Лондона”.
5. Животный мир Великобритании: свободное осуществление диалогического общения в пределах ситуации. Активное включение освоенной лексики и речевых образцов в устную речь. Умение делать сообщение о животных.
Практическая часть: сочинение-описание по теме.
6. Население Великобритании: умение рассуждать о населении Великобритании, его численности, росте, диалектах и национальных особенностях.
Практическая часть: сравнительный анализ диалектов Великобритании на основе текстов.
7. Транспорт Великобритании. Умение рассуждать о наиболее распространённых видах транспорта Великобритании, системе их работы, запрашивать информацию по теме. Умение спросить дорогу, объясниться в транспорте, оплатить проезд. Культура поведения в общественном транспорте.
Практическая часть: Ролевая игра: “Из Эдинбурга в Лондон”.
8. Административное деление Великобритании: творческое использование знакомого речевого материала в новых ситуациях, взаимодействие друг с другом. Умение рассказывать о знаменитых городах и графствах Великобритании.
Практическая часть: Эссе на тему: “Почему я хотел бы побывать в Великобритании”.
9. Лондон – столица Великобритании. Умение рассказывать об основных достопримечательностях Лондона, поддержание беседы по теме.
Практическая часть: Доклад об одной из достопримечательностей Лондона (на выбор).
10. Крупные города Великобритании: Умение рассказывать о крупнейших городах Великобритании, их достопримечательностях и особенностях их культурной жизни.
Практическая часть: ролевая игра: “Едем в турне”.
11. Промышленность Великобритании: умение высказываться о промышленности Великобритании, её крупных промышленных центрах.
Практическая часть: игра “Менеджер”.
12. Сельское хозяйство Великобритании: Умение поддержать беседу о фермерстве, выращиваемых культурах и животноводстве.
Практическая часть: Проектная работа: “Оформление стендов” (подбор материала, иллюстраций, составление таблиц).
13. Праздники и традиции Великобритании: Умение рассказывать о праздниках и традициях Великобритании, поддержание беседы по теме.
Практическая часть: Подготовка докладов по теме.
14. Театральная Великобритания: Умение рассуждать на данную тему, высказываться о любимых пьесах, постановках, давать оценку игре актёров.
Практическая часть: Инсценировка фрагментов мюзикла: “Кошки”.
15. Итоговое занятие: подведение итогов, оценка и самооценка результатов.
Практическая часть: Итоговая отчётная композиция: “Я знаю Великобританию”.
Грамматические упражнения включают в себя рассмотрение таких грамматических явлений, которые позволяют:
- Напомнить учащимся грамматические средства выражения мысли для последующего устного высказывания.
- Логически осмысленно и выразительно оформить свою мысль.
- Сформировать навыки необходимые для сдачи ГИА.
- Легче запоминать слова и выражения, благодаря их логической композиции.
- Одновременно развивать навыки самостоятельного смыслового анализа.
- Решать коммуникативные задачи любой сложности.
Каждое занятие открывается описанием базовой ситуации общения. Далее следуют от 2 до 5 диалогов, строящихся вокруг одной или более грамматических структур. Работа над текстами и диалогами начинается с вопросов на понимание. Далее следуют фразы для повседневного использования на практике. От занятия к занятию удельный вес творческих форм работы увеличивается, что ведёт к перемещению центра внимания учащихся на неподготовленную устную речь.
Библиография
- Артамонова Л.С. Пособие по устной практике для углубленного изучения иностранного языка. – М.: 2004.
- Белл Д. Белл Б. Английский язык с улыбкой. – М.: 2001.
- Белова В.В. дополнительное образование: некоторые вопросы программирования. – М.: 2002.
- Ильчук Е.В. Мышление и восприятие сквозь призму языка. – М.: 2004.
- Иосифов Н.Ю. Практический курс для интенсивного изучения английского языка. - М.: 2001.
- Кошманова И.И. 90 устных тем на английском языке. – М.: Рольф. 2002.
- Лебединская Б.Я. Английская грамматика в стихах. – М.: 2000.
- Медведь Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. Учебное пособие. – М.: Центр гуманитарной литературы, РОН: 2002.
- Озеров В.П. Психомоторные способности человека. Дубна, “Феникс+”, 2002.
- Ощепкова В.В. О Великобритании вкратце. – М. Лист, 2001.
- Созыкина Л.С. Британия для вас. - М. Бриз: 2002.
- Трофимов В.Н. практическая грамматика английского языка. – Минск: 2003.