Способы образования имен существительных. 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Цель урока: формирование понятий о различных способах образования имён существительных.

Задачи урока:

  • углубление уровня понимания учебного материала,
  • повышение мотивации к учебно-познавательной деятельности,
  • создание здоровьесберегающей среды,
  • побуждение к установлению конструктивных межличностных отношений,
  • развитие личностных качеств (мышления, общения, эмоционально-чувственного восприятия),
  • воспитание уверенности в своих силах, коммуникативности, взаимопомощи.

Оборудование урока: мультимедийное оборудование, карточки с заданиями для групповой и дифференцированной работы, листы с изображением «Лестницы успеха».

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Развитие учебной мотивации

1) Повторение знаний, полученных во 2 и в 3 классах.

– Прочитайте пословицу (слайд 2) «Грамоте учиться – всегда пригодится!»
– Как вы её понимаете? (Ответы детей)
– На каком уроке можно стать грамотнее? (На уроке русского языка).
– Что нужно делать, чтобы стать грамотнее? (Учиться)
– Прочитайте слова (на слайде 2).  Мороз, морозец, изморозь. Что вы можете сказать об этих словах? (Однокоренные)
– Какой частью речи являются? Почему?
– Как вы думаете, какое слово является начальным (главным) в этой группе? С помощью чего образовано слово морозец? (Суффикса).
– Как называется такой способ словообразования? (Суффиксальный)
– Как образовано слово изморозь? (С помощью приставки из-)
– Как называется такой способ? (Приставочный).
– Посмотрите на эти картинки (слайд 3 – снег и подснежник). Что изображено? (Снег)
– Когда снег растает, под ним покажется первый весенний цветок. И это… (подснежник)
– Как образовано слово? (С помощью приставки и суффикса)
– Как называется этот способ образования слов? (Приставочно-суффиксальный)
– Запишите эти слова (снег, подснежник)
– Какой частью речи они являются? (Существительное)
– А какой ещё способ образования существительных вам известен? (Сложение с помощью соединительных гласных о и е)
– Как вы думаете, какой же будет тема нашего урока? Правильно (На слайде по щелчку появляется тема «Способы образования имён существительных»).
– Составьте и запишите сложные слова, одним из корней которых будет слово «снег» (Снегопад, снегоход и др.).

2) Обобщение знаний

Руководитель группы берёт лист с заданием, читает его своим товарищам, все обсуждают и выполняют его.

Задания (слайд 5) (Приложение 1)

1 группа – составить с этими словами словосочетания
2 группа – составить предложение, используя слова снег, снегоход, снежный
3 группа – сочинить двустишие, используя слова снегопад, снегоход
4 группа – подобрать существительные с корнем снег для «рисования» зимней картинки

Проверка.

Докладчик группы сообщает результат.

3. Актуализация знаний

1) Образование имён существительных путём сложения слов и соединительных гласных о и е.

1 группа – сгруппировать слова по одинаковому корню и записать их (при затруднении пользуйтесь «Толковым словарём»)
2 группа – составить сложные слова из данных слов и записать их в 2 столбика: с соединительной о и с соединительной е (при затруднении пользуйтесь «Толковым словарём»)
3 группа – составить сложные слова из данных и подобрать из получившихся слово к схеме (при затруднении пользуйтесь «Толковым словарём»)
4 группа – составить слова и записать в 2 столбика, добавить в каждый столбик по 2 слова (при затруднении пользуйтесь «Толковым словарём»)

Проверка.

Докладчики выступают с результатами работы.

– Какая группа использовала Толковый словарь? Для чего? Для разрешения сомнений также можно пользоваться Этимологическим словарём (показываю). Найдём в словаре слово ПОГОДА и определим его происхождение.

2) «Путешествие в прошлое». Знакомство с историей слова ПОГОДА (слайд 7).

4. Формирование новых знаний

 1). Образование слов с опорой на их значение. Разгадывание кроссворда. Ключевое слово «СЛОЖЕНИЕ».

  • детёныш аиста;
  • специальная подставка для мыла;
  • человек, живущий в городе;
  • маленькая частичка снега;
  • человек, исполняющий песню;
  • устройство, которое надевают на уши, чтобы послушать музыку;
  • явление природы, при котором с деревьев опадают листья;
  • человек, передвигающийся пешком.

– Каким способом образованы последние два слова? (Сложением с соед. гласными)
– Много названий транспортных средств образованы путём сложения слов. Назовите, какие известны вам? (Ответы детей)
– А на каких летательных аппаратах передвигались известные сказочные герои? Например, Баба Яга (слайд 9). (Дети перечисляют).
– Прочитайте название еще одного известного средства передвижения (Сапоги-скороходы). Как образовано слово? Называет один предмет или несколько? А кто скажет, как это слово пишется?

2) Введение правила написания сложных слов (слайд 10)

Дефис – маленькая чёрточка.
Обратите внимание на последовательность слов, на их совместимость. Может ли быть предмет тетрадь – ручка? Почему? (Совмещаются несовместимые предметы).

3) Составление сложных слов путём сложения целых слов без соединительных гласных

1, 3 группы – составить сложные слова из слов упр. 5 , записать, устно объяснить их значение.
2, 4 группы – придумать и записать слова, образованные путём сложения целых слов без соединительной гласной по началу: кресло – …, стол – …, перекати – …

4) Обобщение полученных знаний

Упр. 6.

1 группа – записать слова в два столбика, найти лишние и доказать. Проверка – устно.
2 группа – со словами, образованными сложением с соединительной гласной, составить рассказ – историю (3-4 предложения). Проверка – устно
3 группа – упр. 7 – записать слова в порядке следования схем (схемы на карточках и на доске). Проверка – у доски
4 группа – объяснить, почему не может быть таких предметов: стол – стул, трава – бумага, потолок – диван.

5. Самооценка работ (в тетради) – слайд 11.

Включаю музыку (начальные классы гимназии работают по безотметочной системе, при которой дети самостоятельно оценивают свою работу в тетради, предваряя оценку учителя)

6. Рефлексия

– Какое новое знание сегодня открыли? Что было лёгким? Какие трудности возникали? Как вы думаете, мы с вами шли вперёд или двигались назад? А если это движение изобразить на лестнице, это движение вверх или вниз?
Перед вами «Лестница успеха» (слайд 12). Как вы считаете, на сколько ступеней вы сегодня поднялись к своему успеху? Нарисуйте снежинку на этой ступени.

7. Итог урока

– Урок окончен. Всем спасибо за работу (слайд 13).