Цель урока: формирование понятий о различных способах образования имён существительных.
Задачи урока:
- углубление уровня понимания учебного материала,
- повышение мотивации к учебно-познавательной деятельности,
- создание здоровьесберегающей среды,
- побуждение к установлению конструктивных межличностных отношений,
- развитие личностных качеств (мышления, общения, эмоционально-чувственного восприятия),
- воспитание уверенности в своих силах, коммуникативности, взаимопомощи.
Оборудование урока: мультимедийное оборудование, карточки с заданиями для групповой и дифференцированной работы, листы с изображением «Лестницы успеха».
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Развитие учебной мотивации
1) Повторение знаний, полученных во 2 и в 3 классах.
– Прочитайте пословицу (слайд 2) «Грамоте
учиться – всегда пригодится!»
– Как вы её понимаете? (Ответы детей)
– На каком уроке можно стать грамотнее? (На
уроке русского языка).
– Что нужно делать, чтобы стать грамотнее? (Учиться)
– Прочитайте слова (на слайде 2). Мороз,
морозец, изморозь. Что вы можете сказать
об этих словах? (Однокоренные)
– Какой частью речи являются? Почему?
– Как вы думаете, какое слово является начальным
(главным) в этой группе? С помощью чего образовано
слово морозец? (Суффикса).
– Как называется такой способ словообразования? (Суффиксальный)
– Как образовано слово изморозь? (С помощью
приставки из-)
– Как называется такой способ? (Приставочный).
– Посмотрите на эти картинки (слайд 3 – снег и
подснежник). Что изображено? (Снег)
– Когда снег растает, под ним покажется первый
весенний цветок. И это… (подснежник)
– Как образовано слово? (С помощью приставки и
суффикса)
– Как называется этот способ образования слов? (Приставочно-суффиксальный)
– Запишите эти слова (снег, подснежник)
– Какой частью речи они являются? (Существительное)
– А какой ещё способ образования
существительных вам известен? (Сложение с
помощью соединительных гласных о и е)
– Как вы думаете, какой же будет тема нашего
урока? Правильно (На слайде по щелчку
появляется тема «Способы образования имён
существительных»).
– Составьте и запишите сложные слова, одним из
корней которых будет слово «снег» (Снегопад,
снегоход и др.).
2) Обобщение знаний
Руководитель группы берёт лист с заданием, читает его своим товарищам, все обсуждают и выполняют его.
Задания (слайд 5) (Приложение 1)
1 группа – составить с этими словами
словосочетания
2 группа – составить предложение, используя
слова снег, снегоход, снежный
3 группа – сочинить двустишие, используя
слова снегопад, снегоход
4 группа – подобрать существительные с корнем снег
для «рисования» зимней картинки
Проверка.
Докладчик группы сообщает результат.
3. Актуализация знаний
1) Образование имён существительных путём сложения слов и соединительных гласных о и е.
1 группа – сгруппировать слова по
одинаковому корню и записать их (при затруднении
пользуйтесь «Толковым словарём»)
2 группа – составить сложные слова из данных
слов и записать их в 2 столбика: с соединительной о
и с соединительной е (при
затруднении пользуйтесь «Толковым словарём»)
3 группа – составить сложные слова из данных
и подобрать из получившихся слово к схеме (при
затруднении пользуйтесь «Толковым словарём»)
4 группа – составить слова и записать в 2
столбика, добавить в каждый столбик по 2 слова
(при затруднении пользуйтесь «Толковым
словарём»)
Проверка.
Докладчики выступают с результатами работы.
– Какая группа использовала Толковый словарь? Для чего? Для разрешения сомнений также можно пользоваться Этимологическим словарём (показываю). Найдём в словаре слово ПОГОДА и определим его происхождение.
2) «Путешествие в прошлое». Знакомство с историей слова ПОГОДА (слайд 7).
4. Формирование новых знаний
1). Образование слов с опорой на их значение. Разгадывание кроссворда. Ключевое слово «СЛОЖЕНИЕ».
- детёныш аиста;
- специальная подставка для мыла;
- человек, живущий в городе;
- маленькая частичка снега;
- человек, исполняющий песню;
- устройство, которое надевают на уши, чтобы послушать музыку;
- явление природы, при котором с деревьев опадают листья;
- человек, передвигающийся пешком.
– Каким способом образованы последние два
слова? (Сложением с соед. гласными)
– Много названий транспортных средств
образованы путём сложения слов. Назовите, какие
известны вам? (Ответы детей)
– А на каких летательных аппаратах
передвигались известные сказочные герои?
Например, Баба Яга (слайд 9). (Дети перечисляют).
– Прочитайте название еще одного известного
средства передвижения (Сапоги-скороходы).
Как образовано слово? Называет один предмет или
несколько? А кто скажет, как это слово пишется?
2) Введение правила написания сложных слов (слайд 10)
Дефис – маленькая чёрточка.
Обратите внимание на последовательность слов, на
их совместимость. Может ли быть предмет тетрадь
– ручка? Почему? (Совмещаются несовместимые
предметы).
3) Составление сложных слов путём сложения целых слов без соединительных гласных
1, 3 группы – составить сложные слова из слов
упр. 5 , записать, устно объяснить их значение.
2, 4 группы – придумать и записать слова,
образованные путём сложения целых слов без
соединительной гласной по началу: кресло – …,
стол – …, перекати – …
4) Обобщение полученных знаний
Упр. 6.
1 группа – записать слова в два столбика,
найти лишние и доказать. Проверка – устно.
2 группа – со словами, образованными
сложением с соединительной гласной, составить
рассказ – историю (3-4 предложения). Проверка –
устно
3 группа – упр. 7 – записать слова в порядке
следования схем (схемы на карточках и на доске). Проверка
– у доски
4 группа – объяснить, почему не может быть
таких предметов: стол – стул, трава – бумага,
потолок – диван.
5. Самооценка работ (в тетради) – слайд 11.
Включаю музыку (начальные классы гимназии работают по безотметочной системе, при которой дети самостоятельно оценивают свою работу в тетради, предваряя оценку учителя)
6. Рефлексия
– Какое новое знание сегодня открыли? Что было
лёгким? Какие трудности возникали? Как вы
думаете, мы с вами шли вперёд или двигались назад?
А если это движение изобразить на лестнице, это
движение вверх или вниз?
Перед вами «Лестница успеха» (слайд 12). Как вы
считаете, на сколько ступеней вы сегодня
поднялись к своему успеху? Нарисуйте снежинку на
этой ступени.
7. Итог урока
– Урок окончен. Всем спасибо за работу (слайд 13).