Цели урока:
Оборудование:
- рабочий лист,
- диск “История России ХХ век”,
- карта “Великая Отечественная война”,
- контрольные листы.
Знать термины: эскалация, линия Маннергейма, военная доктрина, бастион, план “Барбаросса”, рейх, трудовые резервы.
Знать даты:
- подписание секретного протокола между СССР и Германией;
- присоединения Западной Белоруссии и Западной Украины;
- присоединения Латвии, Литвы, Эстонии, Бесcарабии и Буковины;
- советско-финской войны.
План урока
1. Советско-германские переговоры.
2. Реализация секретных переговоров.
3. Советско-финская война.
4. Укрепление обороноспособности страны.
5. Просчеты политического и военного руководства СССР.
6. Тестовый контроль.
Задания к лекции
Раздел 1. “Трудный выбор”. Советско-германские переговоры
Задание 1. Внимательно выслушав раздел лекции ответить на вопросы:
А) Какие причины подтолкнули СССР подписать секретный протокол с Германией?
Б) В чем суть этого протокола?
Проблемное задание 2. До 80-х г. ХХ века советско-германский договор о ненападении трактовался историками как правильный мудрый шаг советского правительства в сложившейся ситуации, т.к.:
- удалось избежать союза всех империалистических стран (Германии, Англии, Франции, США) против СССР;
- договор был необходим, т.к. Англия и Франция не пошли на союз с СССР;
- договор позволил СССР отсрочить войну и укрепить обороноспособность, но о секретном протоколе о разграничении сфер влияния в Европе умалчивалось.
В 80-е г. ХХ в. стали известны альтернативные точки зрения:
- договор “аморальная преступная сделка Сталина с самым свирепым в человеческой истории агрессором, угрожавшим закабалением или уничтожением всех без исключения народам Европы” (Дашичев)
- Благодаря пакту Гитлеру удалось напасть на СССР внезапно (Джузеппе Боффе).
Вопрос: Чья точка зрения вам кажется более убедительной? Аргументируйте свою точку зрения.
Раздел 2. “Секретные протоколы в действии”. Реализация секретных протоколов
Задание 1. Заполнить схему: “Территории, вошедшие в состав СССР в 1939-1940 гг.”
Задание 2. По материалам лекции и учебника (параграф 31) составить за 7 минут устную характеристику советско-финской войны по плану:
1. Причины, повод войны, хронологические рамки.
2. Страны-участницы войны.
3. Район основных военных действий.
4. Командующие армиями.
5. Военные и политические итоги.
6. Уроки войны.
Раздел 3 лекции “Укрепление обороноспособности страны”
Задание 1. Проанализируйте просчеты военного и политического руководства СССР и меры по укреплению обороноспособности СССР
и ответьте на вопрос: Был ли готов СССР к лету 1941 года к войне с Германией? (Аргументируйте свой ответ)
Меры по укреплению обороноспособности СССР | Просчеты военного и политического руководства СССР |
Рефлексия: тестовый контроль по вариантам.
Контрольный лист
1 вариант
Тестовые задания.
1. В чем суть секретного дополнительного протокола к договору от 23.08.1939 года:
а) стороны договорились о дате нападения на Польшу;
б) стороны договорились о дате нападения на Финляндию;
в) стороны договорились о разграничении сфер влияния в Восточной и Юго-Восточной Европе.
2. Какие территории были присоединены к СССР в 1939 г.?
а) Западная Белоруссия;
б) Западная Украина;
в) Бессарабия;
г) Варшавское воеводство.
3. Какое событие стало причиной исключения СССР из Лиги Наций:
а) ввод войск на территорию Польши;
б) нападение СССР на Финляндию;
в) заключение СССР 28.09.1939 г. договора о дружбе и границах с фашистской Германией.
4. Какие меры предприняло советское руководство для подготовки к войне с Германией?
а) разработка и производство новых видов вооружений и военной техники;
б) увеличение бюджетных ассигнований на оборону;
в) укрепление трудовой дисциплины;
г) мобилизация и перевод соединений и частей на штаты военного времени.
Подберите термины к определениям
Термины: бастион, военная доктрина, линия Маннергейма, план “Барбаросса”, рейх, трудовые резервы, эскалация
Определения:
- постепенное увеличение, наращивание, расширение чего-либо.
- система финских укреплений на карельском перешейке, созданная в 1927-1937 гг. и названная по имени финского главнокомандующего.
2 вариант
1. Какие выгоды получил СССР от заключения договора о ненападении с Германией? (несколько вариантов ответов)
а) СССР укрепил свой международный авторитет;
б) СССР получил выигрыш во времени для укрепления обороноспособности страны;
в) возможность восстановить Советское государство в границах, почти совпадающих с границами бывшей Российской империи.
2. Как называлась линия укреплений Финляндии на Карельском перешейке?
а) “Линия Маннергейма”;
б) “Линия Мажино”;
в) “Восточный вал”.
3. Какие территории вошли в состав СССР в 1940 г.?
а) Бессарабия и Северная Буковина;
б) Литва;
в) Латвия;
г) Финляндия;
д) Эстония.
4. Какие меры предприняло советское руководство для подготовки к войне с Германией?
а) разработка и производство новых видов вооружений и военной техники;
б) увеличение бюджетных ассигнований на оборону;
в) укрепление трудовой дисциплины;
г) мобилизация и перевод соединений и частей на штаты военного времени.
Подберите термины к определениям
Термины: бастион, военная доктрина, линия Маннергейма, план “Барбаросса”, рейх, трудовые резервы, эскалация
Определения:
- план нападения Германии на СССР
- нарастание напряженности в международных отношениях.