Цель: Учить устанавливать связь слов в предложении, развивать умение распознавать в предложении главные и второстепенные члены, воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: макеты деревьев, слово “лес”, “Жалобная книга”, связка грибов, таблица “Главные члены предложения”, магнитофон.
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте!
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
Вот книжки на столе,
А вот - тетрадки.
Не хочется играть.
Сегодня в прятки,
И недосуг дуть на корабль бумажный.
Сегодня в классе у ребят.
Урок уж больно важный!
П. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня у нас необычный урок-практикум “Зеленого патруля”. Урок-практикум - это значит, что занятие наше будет практическое. Будем продолжать учится устанавливать связь слов в предложении, закреплять знания о главных и второстепенных членах предложения.
А вам, ребята, я предлагаю стать в роли “Зеленого патруля”. “Зеленый патруль” - это дети, которые оберегают природу, помогают ей, облагораживают ее.
III. Чистописание.
Для того, чтобы узнать, чем будет сегодня заниматься “Зеленый патруль” и куда он отправится - нам необходимо для него проложить дорожку. Дорожкой будут служить строчки чистописания.
а) Молодцы! Хорошо написали. Нам открывается дорожка в (открываю слово) “лес”. “Зеленый патруль” рассмотрит жалобы от жителей леса, которые поступили в нашу “жалобную книгу”. Возьмите с собой тетради, ручки, линейки, карандаши, учебники. Может придется что-то зафиксировать, обратиться к учебнику.
IV. Словарная работа. (Открывается “Книга жалоб”)
Жалоба уток
“Злой охотник решил пострелять в такое время, когда охота запрещена, так как у уток появились утята”.
Ребята мы спасем уток, если правильно запишем словарные слова: Горох, земляника, малина, урожай, черный, желтый. Утки спасены. Молодцы.
V. Работа по теме урока.
Жалоба Лесовичка - хозяина леса
“Совсем перестали люди беречь природу: деревья рубят, гнезда разоряют, грибницы разрушают. Хуже того приходят в лес мальчишки, гнут тонкие молоденькие березки и катаются на них, пока беззащитное деревце не переломится. Пощадите природу, берегите лес, птиц, зверей и все остальное, посадите деревья”.
Ребята мы сегодня можем посадить только воображаемые деревья, но вы, надеюсь, посадите и настоящие.
Задание 1: Запись предложения под диктовку.
В результате правильного выполнения задания на доске будут появляться деревья.
Под деревьями дрожат солнечные зайчики.
Выделите все орфограммы.
Найдите главные члены и второстепенные. Назовите слова связанные по смыслу. Что для этого нужно сделать? (Поставить вопросы)
Молодцы. На доске появляются деревья.
Лесовичок приготовил для нас экологические данные о продолжительности жизни отдельных пород деревьев: Сосна - до 350 лет, Вяз - до 400 лет, Липа - до 500 лет, Ель - до 500 лет, Кедр - до 850 лет, Дуб - до 2000 лет.
VI. Физкультминутка под музыку.
Лесовичок нас приглашает в воображаемый лес на прогулку. Гуляем, ходим по лесу, дышим воздухом лесным, разглядываем цветы, но не рвем. Три хлопка - спеши на урок за парту.
Жалоба белки
Летом злой охотник прострелил мне лапу. Все лето проболела, лечилась соком трав и цветов. И вот уже осень, впереди зима, скоро завоют метели, ударят морозы. Как быть мне без запасов? Помогите”. Ребята, надо помочь белке. За выполненное задание белка получит грибы.
Задание 2. Работа с учебником.
а) Вопросы:
Прочитайте в учебнике о подлежащем и сказуемом.
Чем они сходны. (Это главные члены предложения)
Прочитайте о второстепенных членах предложения. Что они поясняют в предложении? Приведите пример.
Прочитайте сведения на с. 40.
Что вы узнали о словах в предложении? (Слова связаны между собой по смыслу)
Как найти слова, которые связаны между собой по смыслу? (Ставьте вопросы от одного слова к другому)
б) Индивидуальные задания по карточкам.
Учитель раздает индивидуальные карточки с заданием: подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения.
Устно ставьте вопрос от одного слова к другому.
Карточка №1.
Прыгает веселая белка. Прилетели шумные воробьи.
Карточка №2.
В реке плавают маденькие рыбки. Мелькают черные жучки.
Карточка №3
Закружились желтые листья. Облетел высокий клен.
в) Упражнение в установлении связи слов в предложении.
Продолжаем собирать белки грибы. Упражнение № 96 (2 предложения).
Списать. Подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения. Устно ставить вопросы от одного слова к другому. Задание выполнено. Белка получает грибы.
VII. Физкультминутка.
- Видели ли вы, как просыпается утром кошка? Потянемся так, чтобы хрустнули косточки. Затем расправим ручки, потом ножки, гнем спинку. Это мы делаем свою гимнастику.
VIII. Жалоба роз.
“Вредители поедают бутоны и листья. Яд не помогает против вредителей. Спасите нас”.
Мини-тест
- Выполнив мини-тест мы спасем розы.
1. Запишите букву, строчка под которой не является предложением:
а) В саду росли розы.
б) Колокольчики, пионы, маки.
в) Летом кусты цвели.
2. Запиши букву, под которой предложение неправильно разобрано по членам:
я) Пришла беда.
б) Завелись в розах червячки.
в) Воробьи облетели кусты.
3. Запиши букву, под которой предложение содержит только главные члены:
а) Началась возня.
б) Санитары сделали дело.
в) Летом цвели розы.
Проверка.
X. Итог работы.
Итог работы по индивидуальным карточкам.
“Зеленый патруль” рассмотрел все жалобы. Возвращаемся домой. Как найти слова в предложении, которые связаны по смыслу. (Ставим вопросы).
Какие главные члены предложения вы знаете? Как будем относится к природе? (Бережно). Что пожелаем природе? (Жить без жалоб)
XI. Оценки.