Цели.
- Закрепить понятие о звонких и глухих согласных.
- Упражнять детей в различении звонких и глухих согласных звуков на слух и с помощью тактильных ощущений.
- Развивать фонематический слух.
- Формировать навыки звукового анализа и синтеза.
- Развивать мышление и память.
- Воспитывать внимание к языковым явлениям.
Оборудование.
- Демонстрационный материал: символы звонких и глухих согласных. (Рисунок 1)
- Предметные картинки: трава, паучок, цветы, шиповник, черника, земляника, мак, ромашка, жук, грибы, колокольчик, кузнечик, хвощ, муравей, дятел, крот, слон, смородина, козы, косы.
- Игрушки: Кнопочка (Рисунок 35) в коробке и Лохматик (Рисунок 36) в лукошке.
- Указатели с надписями: “тропинка” и “дорожка”, “камень” у развилки дорог. Иллюстрации к сказке “Репка”.
- Раздаточный материал: тетради, ручки синего и зеленого цвета, карандаши, карточки с индивидуальными заданиями, наборы для составления схем.
Ход занятия
I. Оргмомент
Л. - Сядет тот, кто назовет слово, в котором первый звук согласный.
II. Повторение
Л. - Какие звуки называются согласными?
Д. - Согласными называются такие звуки, при произнесении которых выдыхаемая воздушная струя встречает преграду.
Л. - Какие бывают согласные звуки?
Д. - Согласные звуки бывают: твердые и мягкие, звонкие и глухие.
Л. - Верно. Поговорим о звонких и глухих согласных.
- Какой согласный звук называется звонким?
Д. - Согласный звук, который произносится с голосом, называется звонким.
Л. - Какой согласный звук называется глухим?
Д. - Согласный звук, произноситься без голоса, называется глухим.
Л. - Как можно почувствовать, звонкий или глухой согласный звук?
Д. - Можно приложить ладошку к горлышку, произнести звук, и если ладошка почувствует дрожание, значит работают голосовые связки, звук произносится с голосом, он звонкий. Если ладошка не почувствует дрожания, значит голосовые связки не работают, голос не образуется, звук произносится без голоса, он глухой.
Можно произнести звук с закрытыми ушами. Если в ушах раздается звон, значит это звонкий звук. Если в ушах звона нет – значит звук глухой.
Л. - Молодцы.
Сегодня на занятии мы поупражняемся в различении звонких и глухих согласных звуков. Давайте начнем.
III. Дифференциация звуков по звонкости - глухости.
1. Различение изолированных звуков по звонкости - глухости.
Л. - Я буду произносить звук, а вы звените воображаемым колокольчиком, если звук звонкий и закрывайте уши ладошками, если звук глухой. (На доске выставляются символы звуков)
З Ж Х Л П Щ Н Г Ч Ф Р
Л. - Вы хорошо различаете звонкие и глухие согласные. Это вам поможет справиться со следующим заданием.
2. Различение звонких и глухих согласных в слогах.
На доске камень (Рисунок 2), рядом с ним шест для указателей, указатели с надписями “тропинка” и “дорожка” (Рисунок 3 и Рисунок 3_1) лежат возле камня перевернутые. От камня влево отходит цепочка слогов с глухими согласными, вправо – цепочка слогов со звонкими согласными (по 3-4 слога). Здесь же под камнем коробочка и лукошко с игрушками (можно поставить их на стул у доски, потом его убрать).
Л. - Перед вами два пути Выбирай, куда идти. Где тропинка, где дорожка, Поразмысли ты немножко.
Надо поставить указатели (Рисунок 3).
- Что надо узнать?
Д. - Надо узнать, где тропинка, а где дорожка.
Л. - Какой первый звук в слове тропинка?
Д. - В слове тропинка первый звук [т] - согласный глухой.
Л. - Значит, тропинка состоит из слогов...
Д. - .. .с глухими согласными.
Л. - Какой первый звук в слове дорожка?
Д. - В слове дорожка первый звук [д] - согласный звонкий.
Л. - Значит, дорожка состоит из слогов...
Д. - .. .со звонкими согласными.
Л. - Кто догадался, где тропинка?
Р. - Вот это - тропинка, потому что здесь все слоги с глухими согласными звуками.
Л. -Я проверю первый слог, остальные проверите вы.
В слоге (по) согласный звук [п], он глухой.
(Далее дети проверяют оставшиеся слоги).
Л. - Тропинку мы нашли, значит это дорожка? Проверьте!
Д. - В слоге (ма) согласный звук [м] - он звонкий...
(Проверяют оставшиеся слоги и ставят правильно указатели).
Л. - Молодцы, справились и с этим заданием. Пойдем по тропинке? Но стойте, ребята,
давно я смотрю на эту коробочку и на это лукошко. Зачем они здесь, на нашем пути?
(Логопед достает из лукошка игрушку, а потом и вторую). (Рисунок 4)
- Ой, Лохматик, как ты тут оказался? Теперь я догадываюсь, кто в этой красной коробочке прячется. Кнопочка, выходи! Знакомьтесь, ребята, это неразлучные друзья: Кнопочка и Лохматик. Они так хотели попасть к вам на занятие, вот и спрятались здесь. Что с ними делать? Возьмем их с собой? Тогда пусть они помогают нам различать звонкие и глухие согласные.
Л. - Какой первый звук в слове Кнопочка?
Д - В слове Кнопочка первый звук [к] – согласный, глухой.
Л. - Вот тебе, Кнопочка, наушники - символ глухого звука. (Рисунок 1)
- Какой первый звук в слове Лохматик?
Д. - В этом слове первый звук [л] - согласный звонкий.
Л. -Возьми, Лохматик, звонкий колокольчик. (Рисунок 1). А теперь – в путь!
(Логопед читает надпись на камне).
По тропинке вы пойдете
Там полянку вы найдете.
(Дети читают хором цепочку слогов).
Л. - Вот и пришли мы на полянку. А на ней чего только нет!
На доске картинки: трава, черника, смородина, паучок, цветы, земляника, жук, грибы, мак, бабочка, стрекоза. (Рисунки 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15)
3. Различение звонких и глухих согласных в начале слова. Коллективная работа.
Л. - Какой первый звук в слове полянка?
Д. - В слове полянка первый звук [п], он согласный, глухой.
(Логопед прикрепляет символ глухих согласных – наушники, над картинками).
Л. - На “глухой” полянке надо оставить только те картинки, в названии которых первый звук глухой.
(Дети классифицируют картинки, убирая с доски неподходящие).
Д. - Трава – в этом слове первый звук [т], он согласный, глухой. Траву надо оставить на полянке. Мак- в этом слове первый звук [м], он согласный, звонкий. Мак уберем с полянки. И т.д.
Л. - Кнопочка говорит, что на полянке всегда растут ромашки (Рисунок 16), а в траве прыгают кузнечики (Рисунок 17). (Картинки выставляются на доске) Оставим эти картинки?
Д. - Кузнечика оставим, а ромашки надо убрать, потому что в этом слове первый звук [р] - согласный, звонкий.
4. Различение звонких и глухих согласных в начале слова. Самостоятельная работа с карточками.
Л. - У каждого есть вот такой листок (Рисунки 18, 19, 20, 21, 22, 23). В середине листа - полянка, по бокам картинки. Надо соединить с полянкой те картинки, в названии которых первый звук согласный глухой. Выполняйте задание.
Л. - Назовите, что вы поместили на свою глухую полянку?
(Дети поочередно называют слова, начинающиеся на глухой согласный звук).
5. Различение звонких и глухих согласных в конце слова. Работа в тетрадях.
Л. - А теперь поиграем в игру “Третий лишний”.
(Логопед демонстрирует картинки с изображениями дятла, крота и слона). (Рисунки 24, 25, 26)
- Кто здесь третий лишний?
Д. - Дятел лишний, потому что это птица, а крот и слон - животные.
Л. - Можно проверить и по-другому. “Запишите” эти слова по порядку и определите последний звук в слове.
Дети изображают слово схематично, рисуя полоску. В конце полоски рисуют синий квадрат, изображая твердый согласный звук. Над звонкими звуками ставят точку (звоночек). Скажите, кто теперь лишний?
Д. - Крот лишний, потому что в этом слове последний звук согласный глухой, а в остальных словах последний звук звонкий.
(Логопед демонстрирует картинки: муравей, колокольчик и хвощ). (Рисунки 27, 28, 29)
Л. - Кто здесь третий лишний?
Д. - Муравей лишний. Это насекомое, а колокольчик и хвощ - это растения.
Л. - Проверьте по последнему звуку в слове. Кто третий лишний?
(Дети в тетради выполняют аналогичную работу)
Д. - Муравей лишний. Последний звук в этом слове - согласный звонкий, а в остальных словах - глухой.
Л. - Какие картинки мы можем поместить на глухую полянку?
Д. - Крот, колокольчик и хвощ.
Л. - Чудесная полянка получилась у нас. Кому подарим полянку - Кнопочке или Лохматику? А тебе, Лохматик, в твое лукошко соберем картинки, названия которых начинаются на звонкий согласный. Вот тебе жук, мак, грибы и земляника. Ребята, а вы какие картинки отдадите Лохматику?
(Логопед проходит с лукошком мимо детей. Дети, имитируя движение, “кладут картинки” в лукошко, называя слова с индивидуальной карточки со звонким согласным в начале).
А теперь попрощаемся с игрушками.
6. Физкультминутка.
Л. - Встаньте, покажите, как вы шли к полянке.
Мы к лесной полянке вышли, (Дети шагают)
Поднимая ноги выше, -
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенечки.
Собирали ягоды, (Наклоны вперед)
И вели им счет:
Две ягоды в кружку, (Каждый палец поочередно касается большого пальца)
Две ягоды в рот.
Л. - А кто помнит, какие ягоды росли на нашей полянке? (Черника, смородина и земляника)
Л. - Нас ждет звонкая дорожка. Пойдете по ней?
(Логопед читает на камне)
Л.
- А пойдете по дорожке -
Может быть, найдете кошку.
Л.
- Странно.
Звонкая дорожка
Мимо быстрой речки,
Под названьем Ласка,
Вдоль берез высоких
Привела нас в сказку.
Л. - Какой первый звук в слове сказка?
Д. - Первый звук [с], он согласный, глухой.
Л. - Очень Странно. Шли по звонкой дорожке...
(На доске табличка с надписью: звонкая сказка)
Ах, это звонкая сказка! Значит, не ошиблись.
На доске иллюстрации к сказке “Репка”. (Рисунки 30, 31)
Узнали, какая сказка?
Но что это?
Бедная, бедная, бедная книжка
Бабка в ней плачет, и внучка, и мышка
В сказке случилась большая беда
Кошка ушла, не знают куда.
Звонкою сказка хотела бы стать. Кошку решили сначала прогнать. Кошка обиделась, “мяу” сказала, Хвостом вильнула, и с книжки сбежала.
В сказке все плачут теперь без конца.
Нет в этой сказке былого конца.
Кошку на место скорее верните!
Звонкою сказке стать помогите!
Л. - Что случилось в этой сказке?
Д. - Из сказки ушла кошка.
Л. - Надо сначала узнать, почему прогнали кошку.
7. Выделение и характеристика первого звука в слове. Решение логической задачи. Работа в тетрадях.
Л. - Будем записывать всех героев сказки. Достаточно записать первый звук. Какой первый звук в слове репка?
Д. - Первый звук [р"], он согласный, мягкий, звонкий. Нарисуем зеленый квадратик, над ним поставим звоночек - точку.
Л. - Работайте самостоятельно.
Л. - Кто догадался, почему прогнали кошку?
Д. - Все герои сказки начинаются на звонкий согласный звук, а кошка - на глухой. Если убрать кошку, то сказка станет звонкой.
Л. – Но, почему же тогда все плачут?
Д. - Не могут вытянуть репку без кошки. Сказка не может закончиться.
Л. - Как нам кошку вернуть в сказку?
Д. - Придумать ей имя, которое начинается на звонкий согласный звук. (Мурка)
Л. - Что изменится?
Д. - Звук [к] поменяем на [м], он звонкий. Вот теперь вся сказка звонкая.
Л. - Молодцы, ребята! И сказке помогли стать звонкой, и кошку вернули. Надо позвать ее. Закройте глазки и ласково скажите: кис-кис-кис, Мурочка, вернись!
После этого детям демонстрируется счастливый конец сказки. (Рисунок 32)
8. Работа с паронимами. Звуковой анализ слова. Преобразование слова.
Л. - Вот вам загадка от деда и бабки: С глухим они траву срезают. Со звонким - листья объедают.
На доске выставляются картинки: козы, косы. (Рисунки 33, 34)
Д. - Траву срезают косы, листья объедают козы.
Л. - Составьте звуковую схему слова козы. Составьте звуковую схему слова косы. Все ли звуки одинаковы в этих словах?
Д. - Нет. Третий звук в слове козы звонкий, а в слове косы - глухой.
Л. - А чем еще отличаются эти слова?
Д. - У них разные значения.
Л. - Что будет, если звук [з] поменять на [с]?
Д. - Козы превратятся в косы.
Л. - Мы видели, как один звук может изменить значение слова. Послушайте предложения и исправьте в них ошибки:
Жила-была коса с козлятами.
В каком слове ошибка?
Д. - Ошибка в слове коса. Вместо звука [с] надо произносить звук [з]. Жила-была коза с козлятами.
Кукареку! Несу козу на плечи, хочу лису посечи. Уходи лиса вон!
Д. - Ошибка в слове козу. Надо поменять звук [з] на звук [с]. Несу косу.
IV. Итог. Согласные звонкие и глухие звуки путать нельзя. Вы такие ошибки делать не будете, потому что научились различать звонкие и глухие согласные звуки. Вы хорошо потрудились. Молодцы.