Коррекционно-профилактическая работа по предупреждению оптических нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Среди многообразия нарушений письменной речи наиболее часто встречающимися являются оптические дислексия  и дисграфия.Поэтому  в своей работе я уделяю большое внимание профилактике этих нарушений.

Данные нарушения могут явиться результатом действия различных вредоносных факторов в пре- и постнатальный период развития плода и ребёнка, что может привести к задержке в формировании определённых функциональных систем, участвующих в обеспечении процессов чтения и письма.

Одной из наиболее распространённых причин оптической патологии письменной речи является наследственная предрасположенность, в результате которой ребёнок наследует качественную незрелость теменно-височно-затылочных и премоторно-лобных отделов коры головного мозга. Трудности становления процесса  латерализации также могут стать причиной возникновения  оптических дислексий и дисграфий.

Несформированная в срок. а также перекрёстно сложившаяся латералита обнаруживает, что не установилась доминантная роль одного из больших полушарий мозга,следовательно, чётко не определена ведущая рука, что приводит к нарушению анализа пространства.. В результате дети не овладевают системой абстрактных пространственных обозначений (правый, левый, справа, слева и т.д.), путаются в симметричных сторонах пространства  окончательно не усваивают пространственные понятия. .В итоге недостаточно сфомированными являются пространственное восприятие, ориентировки и представления.

А.Н.Корнев, Р.И.Лалаева, И.Н.Садовникова, М.Е.Хватцев и другие среди механизмов оптических нарушений письменной речи выделяют недоразвитие зрительного гнозиса, анализа, и синтеза, оптико-пространственного восприятия и представлений,  зрительно-моторной координации, недостатачную сфомированность зрительной памяти.

У детей с ОНР неполноценная речевая деятельность оказывает влияние на формирование таких психических процессов как восприятие, внимание, память.  Несформированность основных предпосылок оптически грамотного чтения и письма у детей с нарушением речи может быть выявлена ещё в дошкольном возрасте, а проведение коррекционно-профилактической работы позволит предупредить развитие этих расстройств.

Основные направления профилактической работы можно объединить в 2 периода.

В подготовительный период осуществляется формирование основных предпосылок ,лежащих в основе оптически грамотного чтения и письма.

В основной период на логопедических занятиях по обучению грамоте ведётся работа по автоматизации и дифференциации графически сходных букв печатного шрифта.

Коррекционная работа проводится логопедом и воспитателем с привлечением в пед. процесс родителей детей с нарушениями речи

Рассмотрим содержание подготовительного периода логопедической работы по профилактике оптических дислексий и дисграфий у дошкольников с ОНР.

Подготовительный период

1. Формирование зрительного гнозиса (восприятия и узнавания) на материале предметов и геометрических фигур.

Можно использовать следующие виды заданий:

  • Назвать контурные, недорисованные, перечёркнутые, наложенные изображения предметов.
  • Найти ошибку в изображении предмета.
  • Распределить предметы по величине, учитывая их реальные размеры.
  • Геометрическое и цветовое лото.
  • Подбор предметов, по форме напоминающих определённую геометрическую фигуру.
  • Найти пару картинке, выбрав сходную из ряда предложенных (на картинке комбинации из геометрических фигур разных по цвету).
  • Матрицы Равенна.
  • Сложить простые и сложные фигуры (корабль, дом, машина, ракета) по образцу из деталей различной геометрической формы и величины.
  • Найти среди множества контуров геометрических фигур различной величины все изображения заданной фигуры (все треугольники, овалы, квадраты и т. д.), обвести или заштриховать их.

2. Развитие способности концентрации и переключения зрительного внимания.

Можно предложить такие задания:

  • Проследить взглядом прямую, кривую, ломаную линию от её начала до конца, особенно когда линия пересекается  с другими.
  • Найти определённое число различий в изображении предметов.
  • Медленно перелистывать правой рукой в течение1 минуты книгу с иллюстрациями (запоминая их), левой рукой чертить геометрические фигуры.
  • Игра «Счёт с помехой»: называть цифры от 1 до 5,одновременно записывать их на листе бумаги в обратном порядке (произносит 1, пишет 5).
  • «Корректурные задания»: ребёнку предлагают находить и вычёркивать определённые буквы в печатном тексте с крупным шрифтом или выделять заданные цифры, геометрические фигуры из ряда цифр, фигур.

3. Развитие зрительной и зрительно-моторной памяти

Основной вид деятельности – работа с образцом. Сначала ребёнок выполняет задание с постоянной зрительной опорой на образец, затем время рассматривания образца сокращается до 15-20 сек., но так, чтобы ребёнок успел рассмотреть и запомнить образец. Подобную работу с образцом целесообразно проводить на таких видах деятельности, как рисование, лепка, срисовывание с доски ,работа с конструктором, рисование узоров по клеточкам и т.д.кроме того, можно предложить следующие упражнения:

  • На столе перед ребёнком из палочек или спичек выкладывается простая фигура (домик, ёлочка и т.д.). Ребёнка просят внимательно посмотреть на фигуру в течение 2 сек., затем фигура закрывается, а ребёнку предлагается повторить её изображение, сложить также.
  • Ребёнку на определённое время предъявляется сюжетная картинка и предлагается внимательно рассмотреть её, составить рассказ-описание, а потом запомнить всё,что изображено. Затем показывают схожую картинку, на которой недостаёт каких-то деталей или наоборот, появляются лишние. Эти отличия и должен уловить ребёнок.
  • Данную игру лучше проводить  с группой детей, т.к. появление элемента соревнования стимулирует запоминание.
  • Запомнить парные предметы и восстановить пары через 5 секунд.
  • Разложить картинки, фигуры, буквы в той последовательности, в которой  они предъявлялись.
  • Что изменилось или чего не стало (на материале картинок, цифр, букв).

4. Формирование пространственного восприятия, зрительно-пространственного анализа и синтеза, пространственных представлений

Развитие пространственных ориентировок и представлений осуществляется в той же последовательности, в которой они формируются в онтогенезе:

1. Формирование ориентировок ребёнка в собственном теле.

2. Формирование ориентировок в окружающем пространстве в следующей последовательности: определение пространственного расположения предметов по отношению к самому ребёнку; определение пространственного расположения предметов, находящихся сбоку от ребёнка, определение пространственных отношений между 2-3 предметами.Когда ребёнок начинает безошибочно ориентироваться в пространственном положении предметов,переходят к заданиям с картинными изображениями,геометрическими фигурами,цифрами,буквами.

3. Формирование понимания значений и верного употребления в речи предлогов,описывающих пространственные ситуации.

4. Формирование ориентировок в пространственном расположении частей предметов и изображений.

5.Формирование ориентировок в пространственном расположении букв,цифр.

Можно рекомендовать следующие виды заданий:

  • Назвать предметы, фигуры, цифры по порядку в направлении слева направо, сверху вниз, снизу вверх.
  • Расположить предметы в пространстве по предложенной схеме.
  • Начертить графическое изображение направления с помощью стрелок.
  • Найти предмет по описанию его расположения в пространстве.
  • Сложить по образцу геометрические фигуры из деталей,постепенно увеличивая их количество.
  • Самостоятельно описать пространственное положение предмета по отношению к другим.

5. Формирование временных ориентировок и представлений

1. Формирование знаний о частях суток и их последовательности.
2. Формирование знаний о последовательности времён года.
3. Формирование знаний о днях недели и их последовательности.
4. Формирование знаний о последовательности месяцев года.
5. Развитие понимания наречий временного значения и их использования в речи.
6. Развитие зрительно-моторной координации.

  • Копировать фигуры и их сочетания.
  • Дорисовывать недостающие детали фигур с опорой на образец.
  • Дорисовать вторую половину картинки так,чтобы онабыла похожа на первую.
  • Найти в ряду фигур такую же как на образце и как можно аккуратнее обвести контур рисунка не отрывая карандаша от бумаги.
  • Обвести контур рисунка по точкам.
  • Заштриховать рисунок по заданным направлениям.
  • Провести линии карандашом от одного предмета к другому, точно попадая в цель(попади мячом и сбей палочку; пройди по узкому лабиринту, не задевая стен; попади стрелой в центр мишени, найди выход из пещеры и т.д.).
  • Рисовать внутри большой фигуры постепенно уменьшающиеся фигуры,а вокруг маленькой-постепенно увеличивающиеся.Чем больше получится фигур,тем лучше.
  • Игра «Самолёты за облаками» обучает ребёнка пользоваться карандашом и делать правильный нажим. Ребёнку предлагается рисунок, на котором несколько самолётов, а вокруг них – облака: «Смотри, какие разные облака – одно совсем чёрное, и самолёта за ним почти не видно, а другое светлое, и самолёт хорошо виден».Тёмные исветлые облака ребёнок вокруг других самолётов рисует сам.
  • Ребёнку предлагается таблица с контурами геометрических фигур (треугольник, квадрат, круг) и образец – 3 фигуры, каждая из которых заштрихована по разному: треугольник очень сильно, с большим нажимом карандаша, круг-штриховка средней силы и квадрат заштрихован слегка. Ребёнок должен заштриховать рисунок согласно образцу.

Оценивая работу ребёнка, следует обратить внимание на ошибки: несоответствие размера, неправильное соотнощение штрихов, элементов, неверное пространственное расположение, нечёткость линий. Затем нужно объяснить, как правильно сделать, при необходимости, повторить задание.

Реализация предложенных направлений коррекционно-профилактической работы в ходе обучения дошкольников с ОНР позволит более успешно подготовить детей
к обучению в школе,предотвратит возникновение стойких нарушений письменной речи.

Логопедическое занятие в старшей группе для детей с ОНР по профилактике оптических дисграфий

Тема: Звук и буква «О»

Коррекционно-образовательные цели:

  • Познакомить со звуком и буквой «О».
  • Учить определять место звука в слове.
  • Определять и называть местоположение предметов (слева, справа, около, рядом).
  • Развивать фонематическое восприятие.
  • Уточнять, расширять и активизировать лексический запас теме  «овощи».

Коррекционно-развивающие цели:

  • Развивать  внимание, воображение, формировать зрительное восприятие, пространственный анализ и синтез, пространственные представления.
  • Развивать мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные цели:

  • Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
  • Воспитывать усидчивость, уважительное отношение к старшим, умение выслушивать ответы товарищей.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

– Сядет тот, кто назовёт недорисованные предметы, зашумленные буквы.

2. Психогимнастика

– Ребята,представьте,что мы оказались на необитаемом острове.

Сначала удивились: О!
Потом огорчились: О!
Увидели корабль и радостно воскликнули: О-О!

3. Работа по теме

– Откуда мы только что вернулись? (С необитаемого острова)
– Какой 1 звук вы услышали? (Звук «О»)
Сегодня мы будем слушать и произносить слова со звуком «О»,познакомимся с буквой «О»
– Что происходит с губами, когда вы произносите звук «О»? (Губы вытягиваются в трубочку, округляются).
– Спойте звук «О». Намотайте ниточку на клубок. Этот звук поётся, тянется. Какой это звук? (Гласный звук).
– В каком замке поселится звук «О»? В красном или в синем?
– А вот и буква, которя обозначает звук «О». На что она похожа?
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла. (Е.Тарлапан.)
– Ребята, кто нас встречает? Это дедушка Осип. Он живёт в шалаше, давайте построи для него новый дом.
Дети собирают дом из геометрических фигур.  Делают звуковой анализ слова «дом»

ддддд.bmp

– Дедушка очень обрадовался и пригласил нас в огород. Он решил угостить нас овощами, в названиях которых слышится звук «О». Назовите их. (Горох, помидоры, фасоль, укроп, картошка).

Ребята определяют место звука «о» в словах.

4. Физминутка

– Покажите  Дедушке Осипу, как мы можем изображать овощи.

5. Игра-пантомима «Толстячки-худышки»

6. – Дедушка приглашает нас в путешествие. Мы с вами будем идти и рассказывать обо всём, что видим. В начале мы пойдём направо. Тропинка привела нас к пенёчку, а на пеньке сидит кот. Есть ли звук «О» в слове «кот»? Где он расположен? Придумайте загадку про кота:
Мягкий, пушистый, молоко пьёт, песенки поёт.
– Кот указывает нам дорогу дальше.Мы идём вверх, по правой тропинке. Перед нами лужайка, на ней пасутся коровы. Есть ли звук «о» в слове «коровы»? Где она находится? А что дают коровы? (Молоко) Сколько звуков «о» в этом слове?
– Какие продукты получают из молока? (Творог, масло, йогурт.)
Дети определяют место звука «о».
– Посмотрите налево, вверх. По небу плывёт голубое облако. Дед Осип предлагает нам спуститься вниз к озеру. А вот и озеро. Дедушка очень расстроился: лето было жаркое и озеро обмелело. Но мы, ребята, можем ему помочь. Вокруг круга надо рисовать постепенно увеличивающиеся круги. Чем больше кругов, тем лучше. (Дети рисуют в тетрадях).
– Благодаря вашим стараниям, озеро увеличилось, и дед Осип может заняться любимым занятием – рыбалкой. Дедушка очень благодарен вам, а нам с вами пора возвращаться.

7. Итог занятия

– Какую новую букву вы узнали? Сколько гласных звуков вы знаете? Попрощайтесь с дедом Осипом. Скажите ему: «спасибо».