Тема: Звук и буква Д. Выделение звука, чтение открытых слогов с буквой "д"; слов, в состав которых входит буква "д".
Тип урока: Урок изучения и закрепления новых знаний.
Общедидактическая цель: Восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала.
Цели урока:
образовательные: познакомить учащихся со звуком и буквой д; создать условия для формирования у учащихся правильного слогового чтения слогов и слов с буквой "д";
коррекционно-развивающие:
- развитие мышления через формирование аналитико-синтетической деятельности;
- развитие и коррекция речи путём полных ответов на вопросы учителя, построения грамматически правильно оформленных предложений;
- развитие фонематического восприятия;
воспитательные:
- формирование коммуникативных умений (умение внимательно слушать учителя и друг друга) через организацию беседы и игровых ситуаций.
Оборудование: Книга “Букварь”, под ред. В.В.Воронковой, предметные картинки, общая и индивидуальные кассы букв и слогов.
Ход урока
1. Организационное начало урока.
- Я очень рада встрече с вами, улыбнитесь мне, а теперь друг другу! У всех у нас хорошее настроение! Мне бы хотелось, чтобы вы все хорошо работали на уроке.
Давайте проведём гимнастику для язычка:
- вспомните песенку сердитого гуся; (ш-ш-ш-ш)
- песенку водички; (с-с-с-с)
- оближите на губах сладкое варенье;
- все вместе проговорим стихотворение про кошку:
“Кошка серая гуляла, молочко своё лакала,
Губки, ротик облизала, свои зубки показала,
И “спасибо” всем сказала: “Мяу!”.
- Молодцы!
2. Актуализация знаний и умений.
- Вспомните и назовите гласные звуки?
- Почему они так называются?
- Назовите согласные звуки?
- Почему они так называются?
- Давайте повторим их все вместе! (Повторение хором)
- Сейчас мы проверим, как вы приготовили домашнее задание. Что вы читали дома? (С.91)
- Как зовут девочек, про которых вы читали? (Кира и Вика)
- Что они делали?
- Что случилось с Викой?
- Как надо правильно обращаться с иголками? С ножницами?
- Прочитайте рассказ “Кира и Вика".
(После чтения ученики дают оценку, как прочитали их одноклассники)
Физкультминутка.
(Учитель показывает буквы, дети выполняют задания)
Тихо встанем, скажем: а!
Все присядем, скажем: у!
Тихо сядем, скажем: ы!
Хорошо читаем мы!
3. Усвоение нового материала.
а) Знакомство со звуком “д”.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым звуком и новой буквой.
- Посмотрите, что нарисовано на картинке?
(Учитель показывает картинку, на которой нарисован дом)
- Правильно, это дом. Назовите все звуки в слове “дом”.
- Какие звуки мы знаем? (О, М)
- Какой звук не знаем? Сегодня научимся его произносить.
Сядьте лицом друг к другу и произнесите: д-д-д-д!
- Как произносится звук “д”? Где находится язычок? Как выходит воздух?
- Значит, какой это звук? (Согласный)
- Придумайте слова со звуком “д”? (Ответы детей)
- Встаньте те ребята, в именах которых слышится звук “д”? (Даша, Дима)
- Давайте вместе выучим стихотворение “Дождик”.
(Учитель показывает картинку)
Дождик, дождик, не дожди!
Дождик, дождик подожди!
Дай дойти до дому дедушке седому!
(Беседа по содержанию)
- Про кого говорится в стихотворении?
- Какой звук чаще других слышится в этом стихотворении?
- Как вы понимаете слова: “дождик, дождик, не дожди!”?
- Как нужно относиться к пожилым людям?
- Чем можно помочь дедушке?
б) Знакомство с буквой “д”. (Показ буквы и домика буквы “д”)
- Посмотрите, вот это буква Д, большая и маленькая, рядом с какими буквами она живёт? На что походит буква Д? (Ответы детей)
- Сейчас я вам предлагаю хитрую задачу.
- Посмотрите на рисунок, сколько букв “Д” вы нашли?
(Учитель предлагает детям картинку, на которой в разном положении расположены буквы, их нужно сосчитать)
- Какие слоги, слова можно составить из букв?
- Молодцы!
в) Работа с кассой.
- Составьте и покажите слоги да, до, ду, ды. (Один ученик составляет у доски, остальные - в индивидуальных кассах)
- Я буду к слогам добавлять буквы, а вы читайте получившиеся слова. (Дом, дым, душ)
- Придумайте предложения с этими словами.
Физкультминутка.
Потянулись! Чуть присели и соседа не задели,
А теперь придётся встать, тихо сесть, начать читать!
г) Чтение по букварю, с. 92.
(Рассматривание букварной страницы, беседа по содержанию)
- Прочитайте слоги, слова. (Хоровое чтение)
- Чтение учителем рассказа “Сад”, беседа по содержанию.
(Чтение учащимися вслух по 1 предложению, затем выборочное чтение)
- Прочитайте предложение, в котором говорится, что растёт в саду?
- Что растёт за домом?
- Прочитайте предложение, в котором говорится, что сад хороший?
(Повторное чтение букварной страницы)
4. Закрепление умений и навыков.
- Я хочу предложить вам отгадать загадки!
Разноцветное коромысло над рекою повисло
Что это? (Радуга)
- Где находится звук Д? (В середине слова)
Чу-чу-чу! Чу-чу-чу! Я по дереву стучу,
Я по дереву стучу, червяка достать хочу! Кто это? (Дятел)
- По каким признакам вы узнали? Где находится звук “д”? (В начале слова)
Всех он любит неизменно,
Кто б к нему не приходил, догадались?
Это Гена, это Гена… (Крокодил)
- Где находится звук “д”? (В середине слова)
- Вспомните стихотворение, которое мы учили?
5. Инструктаж о домашнем задании.
- Дома вы повторите стихотворение, которое учили на уроке и научитесь читать с.92.
- Повторите, какое задание вы будете выполнять дома?
6. Подведение итогов урока.
- С каким звуком мы сегодня познакомились?
- Как он произносится?
- Какой это звук?
7. Рефлексия.
- Поднимите руку те дети, которым было интересно на уроке?
- Что вам понравилось?
- Кто доволен своей работой на уроке?
- Если бы вы сегодня встретили на улице свою подругу, друга, что бы вы ему рассказали про сегодняшний урок? (Ответы детей)
- Молодцы! Вы все сегодня старались! Я очень рада за вас!
- Спасибо вам за работу на уроке!