От теории самообразования к практическим приемам

Разделы: История и обществознание


“Больше побеждает разум и искусство,
нежели множество”.
Петр I

Цели:

  • охарактеризовать международную обстановку, в которой оказалась Россия к началу XVIII в.
  • рассказать о ходе Северной войны, создании в России армии нового образца и ее превращении в европейскую супердержаву;
  • создание условий для образного и чувственного восприятия исторического материала с помощью мультимедийных средств;
  • способствовать формированию нравственных, патриотических черт личности обучающихся,
  • формировать уважение к учебному труду, развивать коммуникативные качества личности.

Оборудование: интерактивная доска,мультимедиапроектор, слайды, анимированная карта, информационный текст, тесты, контурные карты, атлас.

Тип урока: урок усвоения новых знаний на базе применения интерактивных технологий.

План урока

1. Мир с Турцией, начало Северной войны.

2. Нарвское сражение.

3. Преобразование армии. Первые победы.

4. Перелом в войне. Полтавская битва.

5. Новые победы. Восстановление Северного союза.

6. Прутский поход.

7. Ништадтский мир.

Литература к уроку

1. Платонов С.Ф. Русская история. - М.: 1996. - 400 с.

2. Ключевский В.О. Русская история. М.: книга 2. -1995.

3. Пашков Б.Г. Русь, Россия, Российская империя. М, 1997.

4. Большая иллюстрированная энциклопедия. Москва. М, Алгоритм ЭКМО, 2006

5. Ишимова А. Полная иллюстрированная энциклопедия истории России для детей. М: Олма, 2006.

6. Ковалевский Н.Ф. Всемирная военная история. М, Олма-Пресс, 2005.

7. Большая школьная энциклопедия /Под ред. А.А. Кузнецова и М.В. Рыжакова. Т.2, М, Олма Медиа Групп, 2007.

8. Энциклопедия для детей. Т. 32. История войн/Под ред. М. Акимова М, Мир энциклопедий Аванта+, 2007.

9. Артемов В.В. Русские полководцы. М, Росмэн-Пресс, 2002.

Ход урока

1. Комментарий учителя.

Россия в конце XVII в. занимала огромные пространства. Но ее территория была отрезана от морских берегов, от возможности широкого использования дешевых путей сообщения. Между тем в средние века и даже в новое время экономически процветали страны, располагавшие возможностью связываться с остальным миром морем, - Англия, Голландия, Испания, Италия и др.

У России такие возможности были крайне ограниченны. На востоке ее границы омывал Тихий океан, но выгод из этого извлечь было нельзя, так как Дальний Восток только начинал осваиваться и экономического значения край тогда не имел.

На юге Европейской России Астрахань открывала путь в Каспийское море. Город издавна являлся транзитным пунктом торговли с восточными странами не только для России, но и Западной Европы. Однако Каспийское море не имело выхода к океанским просторам, оно обеспечивало морские связи только с Восточным Закавказьем, Ираном и отчасти со Средней Азией.

Выход к двум южным морям, Азовскому и Черному, запирали две турецкие крепости, стоявшие в устьях Дона и Днепра: Азов и Очаков. Что касается Балтийского моря, то оно тоже оказалось отрезанным от России. Узкая полоса территории у Финского залива была отторгнута Швецией от России еще в 1617 г. Роль единственных морских ворот России в страны Западной Европы выполнял Архангельск, но расположение города представляло массу неудобств (удаленность от Москвы, Москва не имела прямого речного пути с Архангельском, путь через Белое море длинный и опасный)

Россия не могла больше оставаться в изоляции - рано или поздно, внутренние потребности и внешнее влияние должны были привести к преобразованиям. Петр решительно подошел к проблемам, стоявшим перед страной и стал добиваться результатов радикальными методами, вкладывая в это свою огромную энергию.

- Какие же задачи стояли перед Россией в конце 17 века?

На этот и другие вопросы ответите вы в конце занятия

Тема урока Северная война

(слайд 1)

- Задачи сегодняшнего урока раскрыть цели внешней политики России в конце XVII начале XVIII века, выяснить причины, характер, ход и историческое значение Северной войны.

- На основе анализа анимированной карты дайте оценку историческим событиям 1700-1721 годов.

I. Анимированная карта “Северная война” (7 минут).

II. Сформулируйте ответы на следующие вопросы (слайд 2).

Вопросы:

1. Какие страны вступили в антишведскую коалицию (северный союз), когда он был создан?

2. Почему Петр I объявил войну Швеции 9 августа, какие события этому предшествовали?

3. Когда и с какой целью был основан Санкт-Петербург?

4. Когда и где был разгромлен шведский корпус, шедший на соединение с Карлом 12?

5. Когда произошла Полтавская битва, каковы ее итоги? Считаете ли вы Полтавскую битву генеральным сражением Северной войны?

6. Какие события произошли в 1711 году на реке Прут?

7. Где произошло самое крупное морское сражение в Северной войне?

8. Какие события помешали подписанию мирного договора между Россией и Швецией в мае 1718 года?

9. Когда и где был подписан Русско-шведский мирный договор?

10. Пользуясь текстом учебника и картой, оцените итоги Северной войны для ее участников. Как изменилась международная обстановка после войны?

11. Перед Полтавской битвой Карл XII обратился с речью к армии, он приглашал своих офицеров в шатры московского царя на роскошный обед - “Петр приготовил нам много кушанья. Идите же завтра туда, куда ведет вас слава!”

Другим смыслом была наполнена речь перед Полтавской битвой Петра: обращаясь к офицерам Петр сказал: “Вам известно, что король шведский войску своему уже расписал квартиры в Москве; генерала своего Шпарра пожаловал уже губернатором московским… и отечество наше определил разделить на мелкие княжества… оставим ли такие ругательства и презрение без отмщения?”

К солдатам Петр обратился со словами: “… воины! Пришел час, который решить должен судьбу отечества, и вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, а о Петре ведайте, что жизнь ему не дорога, только бы жила Россия во славе и благоденствии!”

- Какое значение на ваш взгляд имело обращение Петра Первого к своим воинам перед началом битвы?

- В ходе Северной войны Петр Первый провел реорганизацию армии, познакомьтесь с текстом учебника на стр. 106 и ответе на вопросы:

  • Каковы причины поражения русских войск в начале Северной войны?
  • Какие меры были предприняты для укрепления армии?
  • Какая армия называется регулярной?
  • Что такое рекрутский набор?

Вернемся к вопросу, который прозвучал в начале занятия:

  • какие задачи стояли перед Россией в конце XVII века?
  • были ли они решены в ходе Северной войны?
  • каково историческое значение Северной войны?

III. Заполнить таблицу “Основные сражения Северной войны”.

Год и место сражения Результат
1700, ноябрь, Нарва Поражение русских войск
1701, декабрь, под Дерптом Победа русских войск под командованием Шереметьева
1702, июль, Гуммельсгоф Победа русских войск
1702, октябрь Взятие Нотебурга (Орешек)
1703, весна Падение Ниеншанца
1704 г. Взятие городов Ям, Копорье, Дерпт, Нарва
1708, сентябрь, Лесная Победа русских войск над корпусом Левенгаупта
1709, июнь, Полтава Разгром армии Карла XII
1710 Взятие Риги, Ревеля, Выборга, Кексгольма
1713, январь, Фридрихштадт Победа русских войск
1714, июль, м. Гангут Победа русского флота
1714 Захват Аландских островов, высадка на побережье Швеции
1720, июль, о. Гренгам Победа русского флота
1721, 30 августа Ништадтский мир

Отметить на К/К

1. Места важнейших сражений в Северной войне.

2. Территорию, вошедшую в состав России после победы над Швецией.

IV. Закрепление.

Тестирование по теме “Северная война” (10 минут).

Критерии оценивания:

8-9 правильных ответов из 15 вопросов соответствуют отметке “3”.

10-12 правильных ответов соответствуют отметке “4”.

13-15 правильных ответов соответствуют отметке “5”.

V. Домашнее задание: § 14, задания 3, 5 стр. 114.

Тестовые задания (Приложение)