“Больше побеждает разум и искусство,
нежели множество”.
Петр I
Цели:
- охарактеризовать международную обстановку, в которой оказалась Россия к началу XVIII в.
- рассказать о ходе Северной войны, создании в России армии нового образца и ее превращении в европейскую супердержаву;
- создание условий для образного и чувственного восприятия исторического материала с помощью мультимедийных средств;
- способствовать формированию нравственных, патриотических черт личности обучающихся,
- формировать уважение к учебному труду, развивать коммуникативные качества личности.
Оборудование: интерактивная доска,мультимедиапроектор, слайды, анимированная карта, информационный текст, тесты, контурные карты, атлас.
Тип урока: урок усвоения новых знаний на базе применения интерактивных технологий.
План урока
1. Мир с Турцией, начало Северной войны.
2. Нарвское сражение.
3. Преобразование армии. Первые победы.
4. Перелом в войне. Полтавская битва.
5. Новые победы. Восстановление Северного союза.
6. Прутский поход.
7. Ништадтский мир.
Литература к уроку
1. Платонов С.Ф. Русская история. - М.: 1996. - 400 с.
2. Ключевский В.О. Русская история. М.: книга 2. -1995.
3. Пашков Б.Г. Русь, Россия, Российская империя. М, 1997.
4. Большая иллюстрированная энциклопедия. Москва. М, Алгоритм ЭКМО, 2006
5. Ишимова А. Полная иллюстрированная энциклопедия истории России для детей. М: Олма, 2006.
6. Ковалевский Н.Ф. Всемирная военная история. М, Олма-Пресс, 2005.
7. Большая школьная энциклопедия /Под ред. А.А. Кузнецова и М.В. Рыжакова. Т.2, М, Олма Медиа Групп, 2007.
8. Энциклопедия для детей. Т. 32. История войн/Под ред. М. Акимова М, Мир энциклопедий Аванта+, 2007.
9. Артемов В.В. Русские полководцы. М, Росмэн-Пресс, 2002.
Ход урока
1. Комментарий учителя.
Россия в конце XVII в. занимала огромные пространства. Но ее территория была отрезана от морских берегов, от возможности широкого использования дешевых путей сообщения. Между тем в средние века и даже в новое время экономически процветали страны, располагавшие возможностью связываться с остальным миром морем, - Англия, Голландия, Испания, Италия и др.
У России такие возможности были крайне ограниченны. На востоке ее границы омывал Тихий океан, но выгод из этого извлечь было нельзя, так как Дальний Восток только начинал осваиваться и экономического значения край тогда не имел.
На юге Европейской России Астрахань открывала путь в Каспийское море. Город издавна являлся транзитным пунктом торговли с восточными странами не только для России, но и Западной Европы. Однако Каспийское море не имело выхода к океанским просторам, оно обеспечивало морские связи только с Восточным Закавказьем, Ираном и отчасти со Средней Азией.
Выход к двум южным морям, Азовскому и Черному, запирали две турецкие крепости, стоявшие в устьях Дона и Днепра: Азов и Очаков. Что касается Балтийского моря, то оно тоже оказалось отрезанным от России. Узкая полоса территории у Финского залива была отторгнута Швецией от России еще в 1617 г. Роль единственных морских ворот России в страны Западной Европы выполнял Архангельск, но расположение города представляло массу неудобств (удаленность от Москвы, Москва не имела прямого речного пути с Архангельском, путь через Белое море длинный и опасный)
Россия не могла больше оставаться в изоляции - рано или поздно, внутренние потребности и внешнее влияние должны были привести к преобразованиям. Петр решительно подошел к проблемам, стоявшим перед страной и стал добиваться результатов радикальными методами, вкладывая в это свою огромную энергию.
- Какие же задачи стояли перед Россией в конце 17 века?
На этот и другие вопросы ответите вы в конце занятия
Тема урока Северная война
(слайд 1)
- Задачи сегодняшнего урока раскрыть цели внешней политики России в конце XVII начале XVIII века, выяснить причины, характер, ход и историческое значение Северной войны.
- На основе анализа анимированной карты дайте оценку историческим событиям 1700-1721 годов.
I. Анимированная карта “Северная война” (7 минут).
II. Сформулируйте ответы на следующие вопросы (слайд 2).
Вопросы:
1. Какие страны вступили в антишведскую коалицию (северный союз), когда он был создан?
2. Почему Петр I объявил войну Швеции 9 августа, какие события этому предшествовали?
3. Когда и с какой целью был основан Санкт-Петербург?
4. Когда и где был разгромлен шведский корпус, шедший на соединение с Карлом 12?
5. Когда произошла Полтавская битва, каковы ее итоги? Считаете ли вы Полтавскую битву генеральным сражением Северной войны?
6. Какие события произошли в 1711 году на реке Прут?
7. Где произошло самое крупное морское сражение в Северной войне?
8. Какие события помешали подписанию мирного договора между Россией и Швецией в мае 1718 года?
9. Когда и где был подписан Русско-шведский мирный договор?
10. Пользуясь текстом учебника и картой, оцените итоги Северной войны для ее участников. Как изменилась международная обстановка после войны?
11. Перед Полтавской битвой Карл XII обратился с речью к армии, он приглашал своих офицеров в шатры московского царя на роскошный обед - “Петр приготовил нам много кушанья. Идите же завтра туда, куда ведет вас слава!”
Другим смыслом была наполнена речь перед Полтавской битвой Петра: обращаясь к офицерам Петр сказал: “Вам известно, что король шведский войску своему уже расписал квартиры в Москве; генерала своего Шпарра пожаловал уже губернатором московским… и отечество наше определил разделить на мелкие княжества… оставим ли такие ругательства и презрение без отмщения?”
К солдатам Петр обратился со словами: “… воины! Пришел час, который решить должен судьбу отечества, и вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, а о Петре ведайте, что жизнь ему не дорога, только бы жила Россия во славе и благоденствии!”
- Какое значение на ваш взгляд имело обращение Петра Первого к своим воинам перед началом битвы?
- В ходе Северной войны Петр Первый провел реорганизацию армии, познакомьтесь с текстом учебника на стр. 106 и ответе на вопросы:
- Каковы причины поражения русских войск в начале Северной войны?
- Какие меры были предприняты для укрепления армии?
- Какая армия называется регулярной?
- Что такое рекрутский набор?
Вернемся к вопросу, который прозвучал в начале занятия:
- какие задачи стояли перед Россией в конце XVII века?
- были ли они решены в ходе Северной войны?
- каково историческое значение Северной войны?
III. Заполнить таблицу “Основные сражения Северной войны”.
Год и место сражения | Результат |
1700, ноябрь, Нарва | Поражение русских войск |
1701, декабрь, под Дерптом | Победа русских войск под командованием Шереметьева |
1702, июль, Гуммельсгоф | Победа русских войск |
1702, октябрь | Взятие Нотебурга (Орешек) |
1703, весна | Падение Ниеншанца |
1704 г. | Взятие городов Ям, Копорье, Дерпт, Нарва |
1708, сентябрь, Лесная | Победа русских войск над корпусом Левенгаупта |
1709, июнь, Полтава | Разгром армии Карла XII |
1710 | Взятие Риги, Ревеля, Выборга, Кексгольма |
1713, январь, Фридрихштадт | Победа русских войск |
1714, июль, м. Гангут | Победа русского флота |
1714 | Захват Аландских островов, высадка на побережье Швеции |
1720, июль, о. Гренгам | Победа русского флота |
1721, 30 августа | Ништадтский мир |
Отметить на К/К
1. Места важнейших сражений в Северной войне.
2. Территорию, вошедшую в состав России после победы над Швецией.
IV. Закрепление.
Тестирование по теме “Северная война” (10 минут).
Критерии оценивания:
8-9 правильных ответов из 15 вопросов соответствуют отметке “3”.
10-12 правильных ответов соответствуют отметке “4”.
13-15 правильных ответов соответствуют отметке “5”.
V. Домашнее задание: § 14, задания 3, 5 стр. 114.
Тестовые задания (Приложение)