Конспект логопедического занятия по формированию фонетико-фонематических представлений и навыков звукового анализа

Разделы: Логопедия


Задачи:

коррекционно-образовательные:

  • закреплять правильное произношение звука “П” изолированно, в слогах, словах, предложениях;
  • уточнить правильную артикуляцию звук “П” и закрепить представления о твердых согласных звуках;
  • упражнять в умении определять место звука в слове и соединять предмет со схемой;
  • упражнять в звуковом анализе слогов и отмечать звуки условными обозначениями;
  • закреплять в речи понятие обобщающего характера “Зимующие птицы”;
  • упражнять в умении образовывать притяжательные прилагательные ;
  • учить строить грамматически правильные предложения;
  • зкреплять умения согласовывать слова в предложении;

коррекционно-развивающие:

  • развивать артикуляционный аппарат детей; нормализация мышечного тонуса мимической мускулатуры
  • развивать внимания, слуховую и зрительную памяти, мышления; формирование интонационной выразительности
  • развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук через пальчиковую гимнастику и упражнение “Соедини картинку”;
  • вырабатывать чёткие координированные движения во взаимосвязи с речью;

коррекционно-воспитательные:

  • формировать умение работать в группе, оценивать свою деятельность;
  • формирование положительной установки на участие в заняти.

Оборудование: магнитофон, “разноцветная тропинка” карточки с квадратами разного цвета, игрушки от киндер-сюрпризов, рисунок “Волшебное дерево”, корзина синего цвета, предметные картинки на звук “П” в начале слова, карандаши, карточки с картинками и схема позиции звука в слове, наборы для составления схемы слога, , шапочки с цветовыми символами звуков, набор для составления схемы предложения.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Дети входят в группу и встают в круг.

Логопед: Мне приятно вас всех видеть. Давайте улыбнемся друг другу, и порадуемся тому, что мы сегодня здесь все вместе.

- Сегодня на улице очень холодно. А мы мороза не боимся, мы всегда бодрые и весёлые, потому, что нам помогает массаж – “Наше солнышко”.

- Покажем, как мы его делаем?

2. Массаж лицевых мышц.

Ладошка – это солнышко, а пальчики – лучи.

Солнышко, милое (поглаживающие круговые движения правой рукой левой ладони и наоборот поочередное поглаживание пальчиков)
Поделись своей силою
Просыпайтесь лучики
Согревайтесь, рученьки
Солнце личико согрело (поглаживающие движения от середины лба к верхней части ушей)
Потеплело, потеплело
Разотрем мы щеки, нос (поглаживание от носа к средней части ушей)
Не догонит нас мороз
Наши губки улыбнулись (поглаживание от середины подбородка к нижней части ушей.
Наши ручки потянулись Потянуться руками вверх

- Улыбнемся еще раз друг другу и займем свои места.

- А теперь улыбнитесь еще раз друг другу и проходите на стульчики.

3. Сообщение темы занятия. Звучит сказочная мелодия.

- Ребята, обычно такая музыка звучит, когда совершается волшебство.

- Мы отправимся в “Разноцветное путешествие” по разноцветной тропинке, которая лежит перед вами, вашими помощниками будут игрушки.

- Путь наш начнется с первого квадратика, слева – направо. Будьте внимательны!

- Итак, с помощью волшебной указки мы сможем, отправимся в путь.

- Я нажму на кнопку указки, и мы вместе произнесем волшебные слова:

Раз, два, три, четыре, пять
В путешествие опять.

- Поставьте игрушку на первый квадратик. (Спросить каким цветом квадратик)

- Ребята наше волшебство уже началось, посмотрите на окне конверт лежит. (Логопед сообщает, что конверт от Феи загадок)

- Послушайте загадку:

Сниться ночью пауку
Чудо-юдо на суку,
Длинный клюв и два крыла
А кого паук боится,
Угадали, это … птица.

- Ребята, какой первый звук вы услышали в слове птица? (Дети определяют – звук П)

- В наше путешествие вместе с нами решил, отправиться звук "П".

- Возьмем его собой?

4. Характеристика звука [П] по артикуляционным и акустическим признакам.

- Давайте вспомним, как правильно произносится звук [П].

Дети повторяют звук.

Логопед. Что делает наши губки, когда мы произносим звук [П]? (Смыкаются)

- Вы чувствуете, как наружу прорывается воздушная струя? (Определяют, что воздушная струя встретила преграду)

- Попробуем спеть звук [П]. (Дети определяют, он не поется)

- Вы догадались, какой это звук? (Согласный, твердый, глухой)

(В помощь предлагается таблица)

- Где он будет жить? (В “Синем замке”)

(Логопед подходит к картинке с изображением города “Звукоград” и вкладывает в кармашек “синего замка” синий квадратик)

5. Развитие слухоречевой памяти и произношение звука в слогах.

- Поставьте игрушку на следующий квадратик

- Чтобы нам дальше продолжить путешествие, каждый из вас должен произнести волшебное заклинание, выделяя слоги интонацией. (Громко, грустно, весело, печально, тихо…)

ПА-ПА-ПА          АП-АП-АП

ПО-ПО-ПО         ОП-ОП-ОП

ПУ-ПУ-ПУ          УП-УП-УП

- Вы правильно произнесли заклинание и можно двигаться дальше.

6. Определение наличия звука “П” среди картинок. Развитие фонематических представлений

- Поставьте игрушку на следующий квадратик

- На нашем пути повстречалось волшебное дерево. Дерево непростое, на нем растут не листочки, а слова. Вам надо будет собрать с дерева в сундучок, только те картинки в названиях, которых есть звук “П”.

(Дети собирают картинки на звук “П”, и на дереве остались картинки с изображением зимующих птиц)

7. Лексико-грамматическая работа. Образование притяжательных прилагательных.

- Какие картинки остались на дереве? Как, одним словом назвать эти слова?

Игра “Чей?, чья?, чьи?”. (Дети с помощью картинок подсказок, образовывают притяжательные прилагательные)

- Перо у птицы (чье?) - птичье

- Голова у птицы (чья?) - птичья

- Домик у птицы (чей?) - птичий

- Голоса птиц (чьи?) - птичьи

8. Физкультминутка “Снегири”.

- Вы, наверное, устали, дорога длинная, давайте отдохнем

Вот на ветках, посмотри, (По 4 хлопка руками по бокам и по 4 наклона головы на строку)
В красных майках снегири.
Распушили перышки, (На первое слово каждой строки –  частое потряхивание руками, на второе - один хлопок по бокам)
Греются на солнышке
Головой вертят, (По 2 поворота головы на каждую строку)
Улететь хотят.
- Кыш! Кыш” Улетели! (Дети разбегаются по группе, взмахивая руками, как крыльями)
За метелью! За метелью!

Н.Нищева

9. Произношение звука “П” в словах. Определение позиции звука в слове. Работа с раздаточным материалом.

- Поставьте игрушку на следующий квадратик.

- Наше путешествие продолжается с вами хочет, поиграть гномик Звуковичок. (Показать картинку гномика)

Логопед предлагает открыть тетради “Моя Азбука” (в тетради задание от гномика: выбрать картинку, в названии которой звук “П” находится в начале слова и соединить её со схемой).

- Найдите ту картинку, где звук “П”, находится в начале слова и стрелочкой соедините эту картинку с данной схемой.

(После выполнения задания детьми, предложить проверить себя, сравнив с образцом правильно выполненного задания)

- Ребята, посмотрите, как справился с эти заданием Гномик, посмотрите, а у вас так же как у гномика?

- Молодцы! Вы справились! Гномик Звуковичок вами доволен.

Похлопайте себе за правильно выполненную работу.

11. Звуковой анализ слога. Игра “Подружились звуки”.

- Поставьте игрушку на следующий квадратик

- Ребята, мы попали в страну Звуков. (Рисунок страны звуков)

- В этой стране поссорились звуки в слоге, я знаю, вы добрые ребята и обязательно их помирите.

- Помирить надо звук "А" и звук "П" в слоге АП.

- Звуки не только поссорились они еще и спрятались.

(Дети находят цветовые символы звуков, прикрепленные на спинки своих стульев)

- Каждый из вас возьмет себе цветовой символ звука и найдет себе пару.

И звуки наши помирятся.

- Сколько звуков в слоге! Какой 1-й? 2-й? Почему мы обозначаем звука А - красным цветом? Звук “П” - синим цветом? (Закрепление материала)

- Наше путешествие продолжается.

10. Произношение звука "П" в предложениях. Анализ словесного состава предложения.

- Поставьте игрушку на следующий квадратик

- Пока мы с вами играли со звуками, подул сильный ветер, и произошла “Путаница”. Перепутались слова в предложении.

Птица к прилетела кормушку.

- Чтобы слова встали на свои места, вам надо будет выложить птичку из частей.

Упражнение с разрезными картинками.

- А теперь скажем правильное предложение?

- Сколько слов в предложении?

- Назовите первое слово? Второе? Третье? Четвертое?

- Что делают люди для птиц зимой?

(Дети перечисляют, как можно заботиться о птицах зимой)

- Наше путешествие подходит к концу.

- С помощью волшебной указки мы вернемся в детский сад.

- Я нажму на кнопку указки, и мы вместе произнесем волшебные слова:

1-2-3-4-5. В детский сад пришли опять!

12. Рефлексия занятия.

- В заключении мне хотелось бы спросить:

- Что мы сегодня делали?

- Кто запомнил, как назвалось наше путешествие?

- С каким звуком вы сегодня путешествовали?

- Что вам понравилось на занятии больше всего?

- С чем вам было трудно справиться в путешествии?

Вы молодцы!

- Быстро справились со всеми играми.

(Логопед благодарит детей и вручает сюрприз из волшебной коробочки)

- В моей волшебной коробочке для вас сюрприз.

(В коробочке лежат картинки - раскраски на звук “П”)

- Раскрасив картинку, вы узнаете, кто в ней спрятался на звук “П”.

Пригласить детей встать в круг и взяться за руки.

Игра “Спасибо”

Дети стоят в кругу, взявшись за руки, идут к центру, поднимают руки вперед. Улыбаются друг другу и все вместе говорят. “Спасибо за хороший день”.