Задачи:
коррекционно-образовательные:
- закреплять правильное произношение звука “П” изолированно, в слогах, словах, предложениях;
- уточнить правильную артикуляцию звук “П” и закрепить представления о твердых согласных звуках;
- упражнять в умении определять место звука в слове и соединять предмет со схемой;
- упражнять в звуковом анализе слогов и отмечать звуки условными обозначениями;
- закреплять в речи понятие обобщающего характера “Зимующие птицы”;
- упражнять в умении образовывать притяжательные прилагательные ;
- учить строить грамматически правильные предложения;
- зкреплять умения согласовывать слова в предложении;
коррекционно-развивающие:
- развивать артикуляционный аппарат детей; нормализация мышечного тонуса мимической мускулатуры
- развивать внимания, слуховую и зрительную памяти, мышления; формирование интонационной выразительности
- развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук через пальчиковую гимнастику и упражнение “Соедини картинку”;
- вырабатывать чёткие координированные движения во взаимосвязи с речью;
коррекционно-воспитательные:
- формировать умение работать в группе, оценивать свою деятельность;
- формирование положительной установки на участие в заняти.
Оборудование: магнитофон, “разноцветная тропинка” карточки с квадратами разного цвета, игрушки от киндер-сюрпризов, рисунок “Волшебное дерево”, корзина синего цвета, предметные картинки на звук “П” в начале слова, карандаши, карточки с картинками и схема позиции звука в слове, наборы для составления схемы слога, , шапочки с цветовыми символами звуков, набор для составления схемы предложения.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Дети входят в группу и встают в круг.
Логопед: Мне приятно вас всех видеть. Давайте улыбнемся друг другу, и порадуемся тому, что мы сегодня здесь все вместе.
- Сегодня на улице очень холодно. А мы мороза не боимся, мы всегда бодрые и весёлые, потому, что нам помогает массаж – “Наше солнышко”.
- Покажем, как мы его делаем?
2. Массаж лицевых мышц.
Ладошка – это солнышко, а пальчики – лучи.
Солнышко, милое (поглаживающие круговые
движения правой рукой левой ладони и
наоборот поочередное поглаживание
пальчиков)
Поделись своей силою
Просыпайтесь лучики
Согревайтесь, рученьки
Солнце личико согрело (поглаживающие движения
от середины лба к верхней части ушей)
Потеплело, потеплело
Разотрем мы щеки, нос (поглаживание от носа к
средней части ушей)
Не догонит нас мороз
Наши губки улыбнулись (поглаживание от
середины подбородка к нижней части ушей.
Наши ручки потянулись Потянуться руками вверх
- Улыбнемся еще раз друг другу и займем свои места.
- А теперь улыбнитесь еще раз друг другу и проходите на стульчики.
3. Сообщение темы занятия. Звучит сказочная мелодия.
- Ребята, обычно такая музыка звучит, когда совершается волшебство.
- Мы отправимся в “Разноцветное путешествие” по разноцветной тропинке, которая лежит перед вами, вашими помощниками будут игрушки.
- Путь наш начнется с первого квадратика, слева – направо. Будьте внимательны!
- Итак, с помощью волшебной указки мы сможем, отправимся в путь.
- Я нажму на кнопку указки, и мы вместе произнесем волшебные слова:
Раз, два, три, четыре, пять
В путешествие опять.
- Поставьте игрушку на первый квадратик. (Спросить каким цветом квадратик)
- Ребята наше волшебство уже началось, посмотрите на окне конверт лежит. (Логопед сообщает, что конверт от Феи загадок)
- Послушайте загадку:
Сниться ночью пауку
Чудо-юдо на суку,
Длинный клюв и два крыла
А кого паук боится,
Угадали, это … птица.
- Ребята, какой первый звук вы услышали в слове птица? (Дети определяют – звук П)
- В наше путешествие вместе с нами решил, отправиться звук "П".
- Возьмем его собой?
4. Характеристика звука [П] по артикуляционным и акустическим признакам.
- Давайте вспомним, как правильно произносится звук [П].
Дети повторяют звук.
Логопед. Что делает наши губки, когда мы произносим звук [П]? (Смыкаются)
- Вы чувствуете, как наружу прорывается воздушная струя? (Определяют, что воздушная струя встретила преграду)
- Попробуем спеть звук [П]. (Дети определяют, он не поется)
- Вы догадались, какой это звук? (Согласный, твердый, глухой)
(В помощь предлагается таблица)
- Где он будет жить? (В “Синем замке”)
(Логопед подходит к картинке с изображением города “Звукоград” и вкладывает в кармашек “синего замка” синий квадратик)
5. Развитие слухоречевой памяти и произношение звука в слогах.
- Поставьте игрушку на следующий квадратик
- Чтобы нам дальше продолжить путешествие, каждый из вас должен произнести волшебное заклинание, выделяя слоги интонацией. (Громко, грустно, весело, печально, тихо…)
ПА-ПА-ПА АП-АП-АП
ПО-ПО-ПО ОП-ОП-ОП
ПУ-ПУ-ПУ УП-УП-УП
- Вы правильно произнесли заклинание и можно двигаться дальше.
6. Определение наличия звука “П” среди картинок. Развитие фонематических представлений
- Поставьте игрушку на следующий квадратик
- На нашем пути повстречалось волшебное дерево. Дерево непростое, на нем растут не листочки, а слова. Вам надо будет собрать с дерева в сундучок, только те картинки в названиях, которых есть звук “П”.
(Дети собирают картинки на звук “П”, и на дереве остались картинки с изображением зимующих птиц)
7. Лексико-грамматическая работа. Образование притяжательных прилагательных.
- Какие картинки остались на дереве? Как, одним словом назвать эти слова?
Игра “Чей?, чья?, чьи?”. (Дети с помощью картинок подсказок, образовывают притяжательные прилагательные)
- Перо у птицы (чье?) - птичье
- Голова у птицы (чья?) - птичья
- Домик у птицы (чей?) - птичий
- Голоса птиц (чьи?) - птичьи
8. Физкультминутка “Снегири”.
- Вы, наверное, устали, дорога длинная, давайте отдохнем
Вот на ветках, посмотри, (По 4 хлопка руками по бокам и по 4 наклона головы на строку)
В красных майках снегири.
Распушили перышки, (На первое слово каждой строки – частое потряхивание руками, на второе - один хлопок по бокам)
Греются на солнышке
Головой вертят, (По 2 поворота головы на каждую строку)
Улететь хотят.
- Кыш! Кыш” Улетели! (Дети разбегаются по группе, взмахивая руками, как крыльями)
За метелью! За метелью!
Н.Нищева
9. Произношение звука “П” в словах. Определение позиции звука в слове. Работа с раздаточным материалом.
- Поставьте игрушку на следующий квадратик.
- Наше путешествие продолжается с вами хочет, поиграть гномик Звуковичок. (Показать картинку гномика)
Логопед предлагает открыть тетради “Моя Азбука” (в тетради задание от гномика: выбрать картинку, в названии которой звук “П” находится в начале слова и соединить её со схемой).
- Найдите ту картинку, где звук “П”, находится в начале слова и стрелочкой соедините эту картинку с данной схемой.
(После выполнения задания детьми, предложить проверить себя, сравнив с образцом правильно выполненного задания)
- Ребята, посмотрите, как справился с эти заданием Гномик, посмотрите, а у вас так же как у гномика?
- Молодцы! Вы справились! Гномик Звуковичок вами доволен.
Похлопайте себе за правильно выполненную работу.
11. Звуковой анализ слога. Игра “Подружились звуки”.
- Поставьте игрушку на следующий квадратик
- Ребята, мы попали в страну Звуков. (Рисунок страны звуков)
- В этой стране поссорились звуки в слоге, я знаю, вы добрые ребята и обязательно их помирите.
- Помирить надо звук "А" и звук "П" в слоге АП.
- Звуки не только поссорились они еще и спрятались.
(Дети находят цветовые символы звуков, прикрепленные на спинки своих стульев)
- Каждый из вас возьмет себе цветовой символ звука и найдет себе пару.
И звуки наши помирятся.
- Сколько звуков в слоге! Какой 1-й? 2-й? Почему мы обозначаем звука А - красным цветом? Звук “П” - синим цветом? (Закрепление материала)
- Наше путешествие продолжается.
10. Произношение звука "П" в предложениях. Анализ словесного состава предложения.
- Поставьте игрушку на следующий квадратик
- Пока мы с вами играли со звуками, подул сильный ветер, и произошла “Путаница”. Перепутались слова в предложении.
Птица к прилетела кормушку.
- Чтобы слова встали на свои места, вам надо будет выложить птичку из частей.
Упражнение с разрезными картинками.
- А теперь скажем правильное предложение?
- Сколько слов в предложении?
- Назовите первое слово? Второе? Третье? Четвертое?
- Что делают люди для птиц зимой?
(Дети перечисляют, как можно заботиться о птицах зимой)
- Наше путешествие подходит к концу.
- С помощью волшебной указки мы вернемся в детский сад.
- Я нажму на кнопку указки, и мы вместе произнесем волшебные слова:
1-2-3-4-5. В детский сад пришли опять!
12. Рефлексия занятия.
- В заключении мне хотелось бы спросить:
- Что мы сегодня делали?
- Кто запомнил, как назвалось наше путешествие?
- С каким звуком вы сегодня путешествовали?
- Что вам понравилось на занятии больше всего?
- С чем вам было трудно справиться в путешествии?
Вы молодцы!
- Быстро справились со всеми играми.
(Логопед благодарит детей и вручает сюрприз из волшебной коробочки)
- В моей волшебной коробочке для вас сюрприз.
(В коробочке лежат картинки - раскраски на звук “П”)
- Раскрасив картинку, вы узнаете, кто в ней спрятался на звук “П”.
Пригласить детей встать в круг и взяться за руки.
Игра “Спасибо”
Дети стоят в кругу, взявшись за руки, идут к центру, поднимают руки вперед. Улыбаются друг другу и все вместе говорят. “Спасибо за хороший день”.