Единой методической темой нашего ДОУ является: “Построение целостной оптимальной системы воспитания и образования, направленной на полноценное, разностороннее развитие ребёнка с учётом максимальной реализацией его возрастных возможностей”.
Она определяет следующие приоритетные направления:
- охрана, укрепление, коррекция физического и психического здоровья детей. Специальная помощь детям от 1 до 7 лет;
- воспитание у детей гражданских чувств на основе народоведения и краеведения;
- развитие умственных и творческих способностей детей методами продуктивной педагогики.
Причины выбора такой методической темы и приоритетных направлений следующие: ухудшающееся физическое и психическое здоровье детей, связанное с проблемами беременности мам, особенностями родов и развития малышей в первые месяцы и годы жизни и др.; увеличение числа детей с низкими показателями в развитии по результатам психолого-педагогического, физического, логопедического обследования (от 1 года до 7 лет); социальные условия семьи, не стимулирующие гармоничное и полноценное развитие детей; усложнение содержания образовательных программ (дошкольных и школьных); популяризация учреждений дополнительного образования, нескоординированная работа которых приводит к перегрузкам, чем стимулирует появления нарушений в физическом и психическом здоровье детей (быстрая утомляемость, заикание и т.д.).
Таким образом, мы фиксируем постоянно увеличивающееся количество детей с различными нарушениями и отставаниями в развитии. Эта проблема волнует всех: и воспитателей, и родителей, и специалистов. Каждому в отдельности справиться с ней удаётся крайне редко. Работа над этой задачей ведётся в ДОУ с 1998 года. На данный момент мы создали “Систему медико-психолого-педагогического сопровождения детей с 1 года до 7 лет”, которая включает в себя следующие блоки: диагностический; профилактический; коррекционно–развивающий и воспитательный.
Диагностический блок:
Обследование детей от 1 года до 7 лет (с 1года до 3 лет с учётом эпикризных сроков и соблюдая условия естественности диагностических ситуаций и эмоционального комфорта ребёнка; с 3 до 7 лет – 3 раза в год – сентябрь – январь – май) включает в себя: обследование соматического состояния (с изучением анамнестических данных); психолого-педагогическое; логопедическое; обследование физического развития; обследование музыкальных способностей.
Анализ результатов обследования (проводится индивидуально с ребёнком в присутствии родителя и на ПМПк (онсилиуме) ДОУ – коллегиально).
Разработка планов и программ (перспективных совместных или комплексных; индивидуальных).
Профилактический блок:
Просвещение родителей, воспитателей и специалистов: организация семинаров – практикумов; групповые и индивидуальные консультации; родительские собрания; педагогические советы и совещания; информационные стенды и помещение информации в родительских уголках на группах; организация занятий с детьми воспитателями по рекомендациям специалистов и специалистами (педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальные руководители и др.); интерактивных занятий (дети + родители + воспитатели или без них под руководством специалистов).
Коррекционно-развивающий и воспитательный блок:
Организация индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий специалистами ДОУ с детьми, имеющими особенности в развитии.
Организация комплексных занятий специалистами ДОУ в группах коррекции и реабилитации.
Организация работы воспитателей по индивидуальным коррекционно-развивающим, абилитационным планам и программам (совместно со специалистами ДОУ) в группах.
Направление детей к узким специалистам детской поликлиники г. Северска и медицинских центров г. Томска (по необходимости).
Направление детей на ПМПК (по необходимости)
Организация интерактивных занятий.
Консультирование по проблемам.
Организация развивающей среды в группах, спортивном и музыкальном залах, кабинетах специалистов.
Организация и работа в коррекционно-развивающих уголках в группах.
Нами определена цель коррекционно-развивающего процесса: создание оптимальных условий для эмоционального, социального, физического, интеллектуального и творческого развития каждого ребёнка, формирование личностных качеств, учитывая его интеллектуальные возможности и потенциал.
Основой взаимодействия специалистов, педагогов и родителей стали принципы:
- единства диагностики и коррекции развития, что позволяет избежать гипердиагностики. Опираясь на данные комплексного обследования (медицинского, психолого-педагогического, логопедического, физического и музыкального развития) уровня возможностей каждого ребёнка, уровня социальных условий, мы получаем возможность грамотно и продуктивно строить коррекционно-развивающий процесс в условиях нашего ДОУ и семьи, прогнозировать развитие и предупреждать возможные негативные проявления;
- учёт общепринятых возрастных тенденций развития ребёнка и ребёнка с особенностями (отклонениями от возрастной нормы) в развитии. Этот принцип позволяет не упустить ни одного этапа в формировании и развитии психофизических процессов;
- учёт возрастных особенностей и особенностей структуры нарушений (отклонений). Этот принцип позволяет осуществлять раннее (своевременное) начало коррекционно-развивающего процесса и обуславливает регулирование темпа развития и темпа преодоления отклонений с учётом зоны ближайшего развития;
- деятельного подхода в развитии психических процессов и личности ребёнка в целом. Это является основой для взаимосвязанного становления всех видов деятельности детей (предметной, игровой, конструктивной, изобразительной, трудовой).
Коррекционно-развивающая направленность нашей работы предполагает использование определённых общедидактических и специальных методов и приёмов:
Общедидактические (словесные, наглядные, практические) – состоят в основном из приёмов передачи и восприятия информации посредством органов чувств.
Специальные – ориентированные на структуру дефекта (например, речевого или моторного); на уровень отставания или отклонения в развитии. В работе мы используем: специальные технические средства, приборы, оборудование (массажёры и вибромассажёры, зонды (логопедические), спортивные тренажёры, дыхательный аппарат Фролова и т.д.); разнообразные приёмы организации коррекционно-развивающего процесса (алгоритмизация развития и обучения); специальную гимнастику (коррекционную) – дыхательную (ориентируясь на медицинские показатели и индивидуальные возможности ребёнка), мимическую, для развития и коррекции общей, мелкой, артикуляционной моторики и просодики; ориентировки в пространстве; для активизации мыслительных процессов и межполушарных взаимодействий; для тренировки мышц глаз и т.д.
На специально организованных занятиях с учётом возможностей детей, педагогов и специалистов, как правило, используем и общедидактические и специальные методы и приёмы. Опыт работы показывает, что от их оптимально выбранной комбинации зависит успех и наличие положительной динамики у детей с особенностями в развитии.
Для решения поставленной цели и оптимизации коррекционно-развивающего процесса в системе взаимодействия специалистов, воспитателей и родителей мы используем как классические, так и инновационные формы работы, такие как:
- организация работы ПМПк(онсилиума) на базе ДОУ;
- разработка индивидуальных коррекционно-развивающих планов и программ (ИКП и П) для детей дошкольного возраста, и индивидуальных абилитационных планов и программ (ИАП и П) для детей раннего возраста;
- комплексное семейное консультирование;
- взаимодействие с ПМПК г. Северска и узкими специалистами детской поликлиники г. Северска и медицинских центров г. Томска в течение всего учебного года: направление детей на консультации; приглашение специалистов в ДОУ; организация совместных мероприятий (собраний, конференций для родителей и педагогов); посещение мероприятий, организованных медицинскими учреждениями (по приглашению);
- организация специальных занятий: комплексных, интерактивных;
- организация информационной коррекционно-педагогической службы в ДОУ;
- использование в работе компьютерной техники: создаём базу данных о динамике развития детей, охваченных специальной помощью; в коррекционно-развивающем процессе используем программу с несколькими уровнями сложности “Игры для Тигры” (г. Пермь).
Остановимся подробнее на каждой из форм.
Организация работы ПМПк (онсилиума) на базе ДОУ.
Цель: на основе достоверной комплексной диагностики – определение специальных образовательных потребностей и условий, обеспечивающих развитие, получение образования, адаптацию, абилитацию, коррекцию, реабилитацию детей с отклонениями в развитии. Работает консилиум круглогодично, планируется 3 обязательных заседания в год: в октябре – идёт разговор о результатах комплексной медико-психолого-педагогической диагностики, вырабатывается стратегия и тактика коррекционно-развивающего процесса; в январе – о динамике развития детей, корректировка индивидуальных планов и программ коррекции и абилитации; в мае – подводятся итоги за год и определяются перспективы на дальнейший этап работы и новый учебный год.
Разработка индивидуальных коррекционных планов и программ (ИКРП и П) для детей дошкольного возраста, и индивидуальных абилитационных планов и программ (ИАП и П) для детей раннего возраста, ИПР для работы с одарёнными детьми. После того, как консилиумом определены дети, требующие помощи специалистов на них составляются индивидуальные планы и программы коррекции (для детей от 3 до 7 лет); и индивидуальные абилитационные планы и программы (для детей с 1 г. до 3 лет). Это документы, имеющие конфиденциальную основу, которые согласовываются с родителями, воспитателями. В ходе коррекционно-развивающегося процесса могут изменяться в зависимости от динамики развития.
Комплексное семейное консультирование.
Проводится по необходимости или по желанию родителей (или членов семьи) несколькими специалистами одновременно. Например: педагог-психолог + врач + родители + зам. зав. по ВМР; учитель-логопед + педагог-психолог + родители + ст. воспитатель и т. д. Это позволяет активизировать родителей, просветить и привлечь их к процессу развития и воспитания их ребёнка в качестве параспециалистов, что значительно облегчает работу и в результате комплексного взаимодействия даёт быструю положительную динамику.
Взаимодействие с ПМПК г. Северска и узкими специалистами детской поликлиники г. Северска и медицинских центров г. Томска в течение всего учебного года. Эта форма работы даёт возможность помогать ребёнку всесторонне, опираясь на те индивидуальные соматические, физиологические факторы без которых педагогическое воздействие на ребёнка будет малоэффективным и малодинамичным, более трудоёмким и длительным.
Организация специальных занятий.
Комплексные занятия проводятся в игровой форме по планам, составленным специалистами и воспитателями для работы с детьми, имеющими особенности в развитии от 1 года до 7 лет. Группы формируются как по возрастным показателям, так и по характеру нарушений в развитии. В группе одновременно могут заниматься от 3 до 5 детей. Занятия проводят несколько специалистов одновременно. При этом каждый проводит свою часть занятия, остальные – выполняют роль “кураторов” (помогают детям выполнять задания). Продолжительность занятия зависит от возраста детей и их психофизиологических возможностей. Такие занятия проводятся с детьми с 1 года до 5 лет – 1 раз в неделю; с 5 до 7 лет – 1 раз в месяц.
Интерактивные занятия планируются в течение года по мере необходимости. Проводит занятия специалист с ребёнком при активном включении родителей (членов семей) или воспитателей в процесс занятия. Цель этих занятий: показать родителям (членам семьи) или воспитателям особенности развития ребёнка, его возможности и пути компенсации; обучить родителей методам и приёмам коррекционной работы в семье; научить взаимодействовать родителей с ребёнком.
Итак, работа в системе взаимодействия специалистов, воспитателей и родителей в условиях ДОУ даёт возможность: избежать гипердиагностики; оптимизировать коррекционно-развивающий процесс, сокращая нагрузку на ребёнка за счёт использования одного и того же дидактического, текстового материала для решения разных задач; привлекать родителей в абилитационный и коррекционно-развивающий процесс в качестве параспециалистов; своевременно и комплексно оказывать помощь ребёнку и его семье на ранних этапах развития; добиваться максимальной динамики развития ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей и возможностей; создать оптимальные условия для развития личности ребёнка.