«Сказка – ложь, да в ней – намек, добрым молодцам – урок!»
Сказка – это волшебный и увлекательный мир, который манит ребенка удивительными приключениями, превращениями, действиями и поступками различных героев.
Почему же сказочный мир так интересен ребенку? – Сказка помогает детям открыть новый, неведомый и огромный мир.
Учеными доказано, что чтение сказок необходимо для развития мышления детей. Сказка учит детей думать, оценивать поступки и действия героев, которые открывают ребенку мир человеческих взаимоотношений, тренирует память, внимание, а так же развивает речь.
Одно из самых любимых занятий малыша – игра.
Ребенок большую часть дня играет. Игра, также
необходима в жизни детей, она развивает
мыслительные способности ребенка, он
накапливает знания об окружающем мире. Поэтому,
объединив игру и сказку,мы получим универсальную
схему, которая поможет всесторонне развивать
детей, ведь возможности сказки безграничны.
Работая с дошкольниками, я провожу работу, по
ознакомлению детей с художественной
литературой, используя примерно такие
направления:
1. Развитие речи – русская народная сказка
«Хаврошечка».
– беседа по тексту; умение задавать вопросы и
отвечать на них.
– придумывание однокоренных слов.
– фразеологизм и пословицы.
– пересказ сказки по ролям.
2. Воспитание добрых чувств
– русская народная сказка «Лисичка со
скалочкой»
– беседа по теме «Хорошо ли быть таким»;
– учить детей сравнивать и сопоставлять, давая
возможность выбора собственной позиции.
– дидактическая игра «Хорошо – плохо».
– игра-драматизация – упражнять детей в
синхронном выражении чувств и телодвижений.
3. Сказка и математика:
– русская народная сказка «Лиса и кувшин».
– беседа по тексту в сравнении
– «Чем похожи, чем отличаются».
– игры с геометрическими фигурами «Составь
фигуру».
– игра со счетными палочками «Изобрази героев
сказки».
4. Сказка и экология – русская народная сказка
«Солнце и ветер».
– беседа на тему «Все в природе взаимосвязано и
все находится в развитии».
– игра «А если бы пропал ветер» или «А если бы
исчезла вода».
– игра «Вред – польза».
5. Развитие мелкой моторики руки ребенка. Я использую сказку по принципу: «Когда я слушаю – узнаю, когда делаю – запоминаю»; сказка + изодеятельность (рисование, аппликация, лепка, ручной труд).
Таким образом, эти нетрадиционные формы работы со сказками научат ребенка оригинально, непривычно, по – своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать, мыслить, делать выводы, доказывать, извлекать нравственный урок.
Я предлагаю конспект занятия с использованием презентации, где учтены различные виды работы со сказочным материалом.
Конспект занятия по сказке «Лиса и Журавль»
Задачи:
- Развивать у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать, улучшение самочувствия и настроения.
- Воспитание нравственных чувств: доброты, сочувствия, желания оказать помощь.
- Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях:
- упражнять в употреблении простых и сложносочиненных предложений.
- поощрять попытки высказывать свою точку зрения в ответ на поставленный вопрос воспитателя.
- В заданиях – играх развивать мелкую моторику рук, используя навыки письма, штриховки, закрашивания по образцу и без образца.
Демонстрационный материал: проектор, экран, ноутбук, презентация, шапочки для героев игры-драматизации.
Раздаточный материал: простой карандаш, счетные палочки, чистый лист бумаги, листок с рисунком.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Я хочу вам загадать загадку:
Хитрая плутовка, рыжая головка
Хвост пушистый – красота
Все зовут ее … (лиса)
– Молодцы! Сразу отгадали. Кто из вас знает
загадки о животных и о птицах? (Дети загадывают
загадки). А теперь давайте вспомним названия
сказок, где участвуют лиса и птицы? («Кот, дрозд
и петух», «Заюшкина избушка», «Лиса и волк»,
«Теремок», «Лиса и кувшин» и т.д.)
– Молодцы! Много сказок вспомнили.
Слайд 1.
– Я вам предлагаю еще одну сказку, она называется: «Лиса и журавль» .
Воспитатель читает сказку. После чтения провожу беседу.
– Давайте побеседуем по сказке?
Вопросы:
Слайд 2.
- Кто дружил в этой сказке?
- Кто первый предложил угостить друга?
- Какое блюдо было приготовлено и какую посуду выбрала лиса?
Задание 1: Я предлагаю украсить тарелку для лисы. Нарисуйте круг и заштрихуйте его, сверху вниз и слева на право.
Слайд 3.
– Вернемся снова к нашей сказке.
- Как угощала лиса журавля?
- Как журавль пытался что – то съесть?
- Как поблагодарил журавль лису за угощение?
- Что задумал журавль?
- Что он приготовил и куда поместил?
– Давайте выполним задание: давайте представим, какой же такой кувшин взял журавль. Изобразите его у себя на столе, а помогут вам в этом счетные палочки.
Слайд 4.
– Давайте снова вернемся к нашей сказке.
- Где ходили лиса, и журавль в гости друг к другу?
- Что они додумались сделать? (Мостик)
- Уж не, поэтому ли мостику? Прочитайте что написано на желтых камешках, а что на оранжевых?
- Сколько букв в слове «лиса» а в слове «журавль»?
- Продолжим предложения:
Река глубокая, а лужа – … (мелкая), камень тяжелый, а листик – … (легкий), лиса хитрая, а журавль – … (умный), тарелка низкая, а кувшин – … (высокий).
Игра – драматизация сказки «Лиса и журавль»
– Вернемся вновь к нашей сказке.
- Как вы думаете, хорошо поступили лиса и журавль?
- Кто в этой сказке вам понравился?
- Подходят ли к этой сказке такие пословицы: «Видит око – да зуб неймет?», «Злом отвечать на зло плохо», «Что посеешь то и пожнешь».
- Ребята, вам их жалко или нет? Что им можно предложить?
Придумайте, как их можно помирить? (выслушиваю ответов детей).
Слайд 5.
– Я предлагаю вам сейчас взять картинки с выпавшими фрагментами и вернуть их на свои места в картине – лиса и журавль помирятся, если вы сделаете все правильно.
Слайд 6.
– Ребята, с какой сказкой мы сегодня познакомились? Что вам больше всего понравилось? Какие были трудности? Вы бы хотели после этой сказки помириться с тем, с кем поссорились? Какой вывод мы сделаем для себя?
Вывод: дружить – хорошо, а ссориться – плохо.