Использование нетрадиционных форм работы с художественной литературой в детском саду

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


«Сказка – ложь, да в ней – намек, добрым молодцам – урок!»

Сказка – это волшебный и увлекательный мир, который манит ребенка удивительными приключениями, превращениями, действиями и поступками различных героев.

Почему же сказочный мир так интересен ребенку? – Сказка помогает детям открыть новый, неведомый и огромный мир.

Учеными доказано, что чтение сказок необходимо для развития мышления детей. Сказка учит детей думать, оценивать поступки и действия героев, которые открывают ребенку мир человеческих взаимоотношений, тренирует память, внимание, а так же развивает речь.

Одно из самых любимых занятий малыша – игра. Ребенок большую часть дня играет. Игра, также необходима в жизни детей, она развивает мыслительные способности ребенка, он накапливает знания об окружающем мире. Поэтому, объединив игру и сказку,мы получим универсальную схему, которая поможет всесторонне развивать детей, ведь возможности сказки безграничны.
Работая с дошкольниками, я провожу работу, по ознакомлению детей с художественной литературой, используя примерно такие направления:

1. Развитие речи – русская народная сказка «Хаврошечка».
– беседа по тексту; умение задавать вопросы и отвечать на них.
– придумывание однокоренных слов.
– фразеологизм и пословицы.
– пересказ сказки по ролям.

2. Воспитание добрых чувств
– русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»
– беседа по теме «Хорошо ли быть таким»;
– учить детей сравнивать и сопоставлять, давая возможность выбора собственной позиции.
– дидактическая игра «Хорошо – плохо».
– игра-драматизация – упражнять детей в синхронном выражении чувств и телодвижений.

3. Сказка и математика:
– русская народная сказка «Лиса и кувшин».
– беседа по тексту в сравнении
– «Чем похожи, чем отличаются».
– игры с геометрическими фигурами «Составь фигуру».
– игра со счетными палочками «Изобрази героев сказки».

4. Сказка и экология – русская народная сказка «Солнце и ветер».
– беседа на тему «Все в природе взаимосвязано и все находится в развитии».
– игра «А если бы пропал ветер» или «А если бы исчезла вода».
– игра «Вред – польза».

5. Развитие мелкой моторики руки ребенка. Я использую сказку по принципу: «Когда я слушаю – узнаю, когда делаю – запоминаю»; сказка + изодеятельность (рисование, аппликация, лепка, ручной труд).

Таким образом, эти нетрадиционные формы работы со сказками научат ребенка оригинально, непривычно, по – своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать, мыслить, делать выводы, доказывать, извлекать нравственный урок.

Я предлагаю конспект занятия с использованием презентации, где учтены различные виды работы со сказочным материалом.

Конспект занятия по сказке «Лиса и Журавль»

Задачи:

  • Развивать у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать, улучшение самочувствия и настроения.
  • Воспитание нравственных чувств: доброты, сочувствия, желания оказать помощь.
  • Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях:
  • упражнять в употреблении простых и сложносочиненных предложений.
  • поощрять попытки высказывать свою точку зрения в ответ на поставленный вопрос воспитателя.
  • В заданиях – играх развивать мелкую моторику рук, используя навыки письма, штриховки, закрашивания по образцу и без образца.

Демонстрационный материал: проектор, экран, ноутбук, презентация, шапочки для героев игры-драматизации.

Раздаточный материал: простой карандаш, счетные палочки, чистый лист бумаги, листок с рисунком.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Я хочу вам загадать загадку:

Хитрая плутовка, рыжая головка
Хвост пушистый – красота
Все зовут ее … (лиса)

– Молодцы! Сразу отгадали. Кто из вас знает загадки о животных и о птицах? (Дети загадывают загадки). А теперь давайте вспомним названия сказок, где участвуют лиса и птицы? («Кот, дрозд и петух», «Заюшкина избушка», «Лиса и волк», «Теремок», «Лиса и кувшин» и т.д.)
– Молодцы! Много сказок вспомнили.

Слайд 1.

– Я вам предлагаю еще одну сказку, она называется: «Лиса и журавль» .

Воспитатель читает сказку. После чтения провожу беседу.

– Давайте побеседуем по сказке?

Вопросы:

Слайд 2.

  • Кто дружил в этой сказке?
  • Кто первый предложил угостить друга?
  • Какое блюдо было приготовлено и какую посуду выбрала лиса?

Задание 1: Я предлагаю украсить тарелку для лисы. Нарисуйте круг и заштрихуйте его, сверху вниз и слева на право.

Слайд 3.

– Вернемся снова к нашей сказке.

  • Как угощала лиса журавля?
  • Как журавль пытался что – то съесть?
  • Как поблагодарил журавль лису за угощение?
  • Что задумал журавль?
  • Что он приготовил и куда поместил?

– Давайте выполним задание: давайте представим, какой же такой кувшин взял журавль. Изобразите его у себя на столе, а помогут вам в этом счетные палочки.

Слайд 4.

– Давайте снова вернемся к нашей сказке.

  • Где ходили лиса, и журавль в гости друг к другу?
  • Что они додумались сделать? (Мостик)
  • Уж не, поэтому ли мостику? Прочитайте что написано на желтых камешках, а что на оранжевых?
  • Сколько букв в слове «лиса» а в слове «журавль»?
  • Продолжим предложения:

Река глубокая, а лужа – … (мелкая), камень тяжелый, а листик – … (легкий), лиса хитрая, а журавль – … (умный), тарелка низкая, а кувшин – … (высокий).

Игра – драматизация сказки «Лиса и журавль»

– Вернемся вновь к нашей сказке.

  • Как вы думаете, хорошо поступили лиса и журавль?
  • Кто в этой сказке вам понравился?
  • Подходят ли к этой сказке такие пословицы: «Видит око – да зуб неймет?», «Злом отвечать на зло плохо», «Что посеешь то и пожнешь».
  • Ребята, вам их жалко или нет? Что им можно предложить?

Придумайте, как их можно помирить? (выслушиваю ответов детей).

Слайд 5.

– Я предлагаю вам сейчас взять картинки с выпавшими фрагментами и вернуть их на свои места в картине – лиса и журавль помирятся, если вы сделаете все правильно.

Слайд 6.

Ребята, с какой сказкой мы сегодня познакомились? Что вам больше всего понравилось? Какие были трудности? Вы бы хотели после этой сказки помириться с тем, с кем поссорились? Какой вывод мы сделаем для себя?

Вывод: дружить – хорошо, а ссориться – плохо.