Урок технологии "Гусеничный трактор". 3-й класс

Разделы: Технология, Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  1. продолжить знакомство учащихся с видами сельскохозяйственной техники;
  2. научить изготавливать модель гусеничного трактора;
  3. развивать навыки по обработке бумаги:
    • разметку по шаблону;
    • резание;
    • склеивание;
  4. воспитывать аккуратность, взаимопомощь, экономное использование материала, интерес к ручному труду.

Оборудование:

  • материалы: белая и цветная бумага, клей, картон;
  • инструменты: шаблоны капота и гусениц, карандаш, линейка, ножницы;
  • наглядность: образец модели, чертёж трактора, справочные материалы (для выставки), иллюстрации сельскохозяйственных и промышленных тракторов, карточки
    КАБИНА КАПОТ ГУСЕНИЦА

Ход урока 

I. Организационный момент.

Ученики (хором):

В школе мы должны учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
В трудовом обучении
Проявляй терпение.
К тому умение придет всегда,
Кто в каждое дело вкладывает много труда.

II. Проверка готовности рабочих мест.

– Ребята, у вас на столах должны лежать: карандаш, ножницы, клей, линейка, белая и цветная бумага, картон. Проверьте своё рабочее место.

III. Актуализация: 

1) – Вспомните, над какой моделью мы работали на прошлом уроке? (Мы изготовили модель бульдозера).

– На нашей выставке представлены лучшие ваши работы (см. Приложение 1)

Правда, их не так уж много. Но я надеюсь, что вы учтёте ошибки в предыдущей работе и наша выставка пополнится новыми моделями. Я желаю вам успехов в работе.

Отгадайте загадку и вы узнаете, какую модель техники мы будем мастерить сегодня на уроке?

***
«Железный конь,
В животе – огонь,
Сена не просит,
Пашет, сеет и косит».
(Трактор)  

– Верно. Это трактор, а вот какой вы узнаете чуть позже.

– Объясните, как вы понимаете, что такое трактор? (самоходная машина для тяги и приведения в действие машин, орудий). 

– А знаете ли вы, что название «трактор» происходит от латинского слова «трак» – «тащу». Он может тащить за собой на прицепе орудия, которые пашут, сеют и собирают урожай. В 20-30-е годы ХХ века трактор произвёл на людей сильное впечатление.

Они стали называть в честь него своих новорожденных детей. Вот и появились девочки с таким именем, как ТРАКТОРИНА. Но скоро эта мода прошла.

2) – По назначению тракторы бывают:

 сельскохозяйственные  промышленные
К I группе – относятся тракторы, которые выполняют посев, уборку сельскохозяйственной продукции. К II группе – тракторы общего и специального назначения: бульдозеры, экскаваторы, трубоукладчики, грейдеры и др.

– Кроме этого, тракторы могут иметь: колесный ход (Рисунок 1) и гусеничный (Рисунок 2)

  
Рисунок 1

 
Рисунок 2

Данные виды техники представлены на выставке книг (см. Приложение 2)

3) Сообщение (заранее подготовленного) ученика  


Рисунок 3

«Гусеничный трактор (Рисунок 3), приводимый в движение двумя паровыми машинами, был изобретён русским механиком Ф. Блиновым в 1888 году. В 1889 году он демонстрировал его на Саратовской, а в 1896 году - на Нижегородской выставках. Ввиду несовершенства конструкции трактор Блинова не получил распространения, но оказал большое влияние на дальнейшее развитие отечественного тракторостроения.
Первые тракторы были разработаны в начале ХIХ века, промышленное производство их началось лишь в начале ХХ столетия. Первый трактор был выпущен в 1923 году на заводе «Красный путиловец» (ныне Кировский в Санкт-Петербурге). В 30-е годы началось массовое производство этих машин. Были построены такие гиганты тракторостроения, как Харьковский, Челябинский тракторные заводы».

– Кто из вас догадался, какова тема нашего урока? (модель гусеничного трактора)

– Попробуйте сформулировать цели нашего урока.

– На уроке у меня будут помощники. Это ученики-консультанты, которые будут вам оказывать помощь в работе, а потом подведут итог. Это .....

IV. Изучение нового материала.

1) Показ и анализ образца (см. Приложение 3)

– Из какого материала выполнен образец? (из бумаги)

Это образец в увеличенном виде.

– Из каких деталей состоит трактор? Покажите. (из кабины, капота, гусениц, окон) 

На доске: вывешиваются карточки со словами.

  • КАБИНА – небольшое помещение специального назначения (кабина лётчика….)
  • КАПОТ – откидная крышка в различных механизмах ( капот автомобиля)
  • ГУСЕНИЦА – охватывающее колёса замкнутое полотно, состоящее из отдельных закреплённых звеньев

2) Чтение чертежа (на доске чертёж в увеличенном виде)

– Давайте более детально рассмотрим нашу модель на чертеже (Рисунок 4)


Рисунок 4

– На чертеже мы видим:

а) развёртку капота и кабины (2 детали);
б) гусеница (2 детали);
в) окно (4 детали).

– Эта работа рассчитана на 2 урока.

Сегодня (на I уроке) вы должны будете изготовить капот трактора по чертежу, а те учащиеся, которые будут работать быстро и аккуратно смогут сделать ещё и гусеницы, дополнив их своими колёсами.

– Давайте вспомним, что такое разметка, как ее правильно выполнить.

РАЗМЕТКА – это нанесение тонких линий на заготовку будущего изделия или его деталей. Разметка – один из ответственных этапов работы над изготовлением изделия или его деталей, от которого зависит не только качество будущего изделия, но и экономный расход материалов. Помните! В результате небрежно выполненной разметки или их детали могут оказаться бракованными.

3) Объяснение хода работы. 

  • Капот делают в виде закрытой прямоугольной коробки, состоящей из одной развёртки.
  • Рассмотрите свои шаблоны (см. Приложение 4)
  • Какие линии изображены на развёртке?
     ___ . ___ . ___  – линия сгиба
     ____________  – линия разрезания
  • Шаблон обводят.
  • Наносят на заготовку основные линии.
  • Заготовку вырезают, делают сгибы. Помните! Все линии должны быть внутри модели, а не снаружи.
  • Склеивают деталь.

– Какие вопросы по выполнению работы?

Для ребят, которые испытывают трудности в ходе выполнения работы, на столах лежит КАРТОЧКА – ПОМОЩНИЦА (см. Приложение 5)

4) Беседа по технике безопасности при работе с ножницами и клеем

  • Храни ножницы в указанном месте, в определённом положении.
  • Клади на стол так, чтобы они не свешивались на край стола.
  • При работе следи за направлением реза.
  • Не держи ножницы острыми концами вверх.
  • Не оставляй их в раскрытом виде.
  • Не режь на ходу.
  • Передавай ножницы закрытыми, держа за рабочую часть, кольцами от себя.

V. Самостоятельное выполнение работы. 

(в это время консультанты оказывают индивидуальную помощь учащимся)

VI. Физкультминутка.

Руки за спину, головки назад.
(Закрыть глаза, расслабиться)
Глазки пускай в потолок поглядят.
(Открыть глаза, посмотреть вверх)
Головки опустим - на парту гляди. (Вниз)
И снова наверх - где там муха летит? (Вверх)
Глазами повертим, поищем ее. (По сторонам)
И снова работаем. Немного еще.

VII. Проверка результативности работы.

– Слово нашим консультантам.

– Проанализируйте работы ребят на ваших рядах.

Выставка детских работ (см. Приложение 6)

VIII. Итог урока. 

– Какие виды тракторов вы запомнили? (промышленные, сельскохозяйственные)

– Кто изобрёл гусеничный трактор? (русский механик Ф. Блинов)

– Как вы считаете, поставленные задачи выполнены на уроке?

– На следующем уроке мы продолжим изготовление модели гусеничного трактора.

Спасибо всем за работу!

IX. Уборка рабочих мест.