Для современного этапа развития общества характерно становление принципиально новых приоритетов в образовательной сфере, важнейшим из которых является повышение качества образования. По мнению известного специалиста А.И. Субетто, в начале 21 века «политика качества образования становится ядром образовательной политики». В этой связи проблема поиска путей обеспечения качества образования на всех уровнях образовательной системы становится особо актуальной. Одним из таких путей в нашем районе, направленных на эффективное информационное отражение состояния ДОУ и аналитическое обобщение результатов его деятельности рассматривается проводимый в течение 7 лет муниципальный конкурс «Детский сад года».
Организация конкурса обеспечивающего оценку деятельности учебных заведений на основе объективных, научно-обоснованных и четких показателей, является по утверждению С.Е. Шишова и В.А. Кальней одним из основных факторов развития системы образования и главной управленческой целью. Механизмом, который позволяет качественно осуществлять управленческий процесс в условиях его объективного оценивания выступает мониторинг ( в данном случае анкета). Она не только определяет статистическую картину результатов, но и ориентирует на динамику образовательного процесса, способствует разработке обоснованных прогнозов.
Для оценивания и развития всей системы работы в детских садах в качестве основных компонентов анкеты выбраны следующие:
- уровень профессионализма управленческой команды;
- конкурсы в ДОУ;
- достижения воспитанников – победителей и призеров конкурсов;
- качество организации питания;
- экономическая деятельность;
- организация учебно-воспитательного процесса;
- наличие опытно-экспериментальной и инновационной деятельности;
- методическая работа;
- безопасность жизнедеятельности дошкольного образования.
При составлении анкеты мы используем те показатели (описывающие процессы обучения, творческих способностей, нормативно-правого обеспечения), которые бы продвигали участников конкурса вперед. Кроме того, в анкету включены результаты мониторинга первоклассников, посещающих детские сады, как один из основных показателей уровня образовательной подготовки дошкольников к школе.
Каждое из этих направлений распадается на множество конкретных, отражающих качество образовательной деятельности. В проведении мониторинга мы использовали дедуктивный способ построения, отталкиваясь не от частных эмпирических наблюдений, а исходя из общих принципов и задач управления. Такое построение мониторинга обеспечивает управление более точной и надежной информацией. При таком подходе можно получить достоверную эффективную оценку деятельности ДОУ. Анкета «Детский сад года» позволяет отследить функциональность ДОУ по всем параметрам. (Приложение №1)
Впервые конкурс был проведен в 2001 году. В дальнейшем по ходу его организации по-разному группировались ОУ, проводилось тестирование руководителей, менялись требования к материалам, сдаваемым на конкурс и др. В этом году положение о конкурсе было вновь утверждено на Совете Карагайского РУО. Среди новых, принципиально значимых позиций определены следующие:
- каждое проявление анкеты оценивается в баллах (либо по количеству набранных баллов по одному из критериев);
- итоги подводит экспертная группа, созданная согласно приказа РУО;
- «Детским садом года » будет являться ОУ, набравшее наибольшее количество баллов по всем показателям;
- во 2-ой группе (1-2 дошкольные группы) победителем будет является ОУ, набравшее наибольшее количество баллов среди структурных подразделений в номинации: «Лучший малокомплектный детский сад»;
- итоги подводятся также по номинациям «Детский сад – здоровья», «Детский сад – педагогического поиска»;
- образовательное учреждение, получившее звание «Детский сад года» награждается ценным подарком, педагогический коллектив грамотой РУО;
- руководителю ОУ «Детский сад года» устанавливается надбавка в размере 15% к должностному окладу на следующий учебный год;
- руководителю ОУ – победителю в номинации устанавливается надбавка в размере 10% на следующий учебный год.
В связи с организацией конкурса в апреле-мае 2005 года решено провести рейтинг управленческих команд (зам. по АХЧ, зам. по восп.-образ. работе).
Данный конкурс дает реальную возможность соотнести свои достижения с достижениями других. Итоги конкурса 2008 года послужили материалом для принятия управленческих решений как на уровне ОУ, так и муниципалитета. По управлению образования издается приказ «О распределении надтарифного фонда».
Подводя итоги конкурса «Детский сад года», мы пришли к выводу: конкурс нужен, необходим, стимулирует деятельность образовательных учреждений, подтверждает его статус, категорийность, пополнение материально-технической базы.