“Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы с безграничными богатствами явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума”.
В.А. Сухомлинский
Основным содержанием экологического воспитания в детском саду является формирование у ребенка осознанного правильного отношения к природе, ее явлениям и объектам, основанным на чувственном их восприятии, эмоциональном отношении и полученных в результате поисково-экспериментальной деятельности, знаниях.
Сегодня экологическая культура, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на планете, далеко не для всех стало аксиомой естественная мысль: человек – не хозяин природы, он – ее неотъемлемая часть, дитя в ее чреве и существование его целиком зависит от состояния мира природы. Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительной работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.
Мы понимаем, что при организации работы “Огород на окне” по формированию экологической культуры наших воспитанников требует постоянного самообразования работающих с ними взрослых. Педагогам необходимо не только пополнять собственные экологические знания, но и повышать собственную компетентность.
Мы осознаем, что экологическое воспитание детей в детском саду невозможно без специальной организации развивающей среды, которая обеспечивает условия для активного познания ими окружающего мира.
Программное содержание:
- Уточнить знания детей о процессе посадки, упражнять в пикировке растений.
- Развивать любознательность при уходе за растениями.
- Воспитывать любовь к природе через бережное отношение к росткам.
Предварительная работа: заучивание стихотворений, пословиц, поговорок о растениях, посадка и уход за растениями. Составление календаря роста растений.
Материал для занятий.
Посаженные семена в “парник”, лейка, палочки для растений. Схемы роста, посадки. Карточки для игр, фигурки, клеенка, мольберт, указатели необходимых условий.
Словарная работа.
Дренаж керамзитовые камушки, парник, рассада, размножение, пикировка, почва, пушистая, рыхлая.
Методические приемы.
Организовать – опытно – экспериментальную деятельность (пикировку), использование художественное слово, наглядности, сюрпризный момент, игра, игровое упражнение, вводная беседа.
Ход занятия
Дети здороваются с гостями. Воспитатель проводит с детьми игровое упражнение “Здравствуй друг”. (Дети стоят в кругу).
– Здравствуй друг. (Здороваются за руку.)
– Как ты тут? (Рукой по плечу.)
– Где ты был? (Трогают ухо друг друга.)
– Я скучал (Обнимают себя.)
– Ты пришел? (Руки в сторону.)
– Хорошо! (Обнялись друг с другом.)
Воспитатель: А теперь, улыбнитесь, посмотрите друг другу в глаза и передайте свое хорошее настроение. Молодцы, садитесь.
(Входит грустный садовник, несет сухой цветок.)
Воспитатель: Вы кто?
Садовник: Я – садовник. Здравствуйте. Только начинающий садовник и пришел к вам за помощью. Вы не подскажите мне, почему у него пожелтели веточки и почему он не цветет?
Воспитатель: Ребята, подумайте, что могло случиться с цветком? Ребята, потрогайте землю, может быть она сухая или наоборот, сильно залили водой и корни стали гнить? (Дети трогают почву и рассуждают.)
(Воспитатель обращается к садовнику.)
– Оставайтесь с нами на занятии, мы как раз сегодня будем разговаривать о растениях.
Садовник: Как интересно! Я садовник начинающей и многое не знаю (садовник осматривает группу и замечает огород на окне). А что это у вас?
Дети: Огород.
Садовник: Огород на окне?
Дети: Да.
Садовник: Какая посуда интересная.
Воспитатель: Дети, а как она называется?
Дети: Парник.
Садовник: А что это такое? (Ответы детей.)
Садовник: Ребята, а что у вас земли не хватило, почему у вас парник не полный до краев? (Ответы детей.)
Садовник: А земля, какая мягкая, пушистая, где вы ее взяли?
Дети: В магазине.
Воспитатель уточняет: Землю продают специально для рассады, поэтому она мягкая, рыхлая.
Садовник: А что растет на вашем огороде?
Ребенок: А вы отгадайте:
Как на нашей грядке
Выросли загадки.
Сочные, да крупные
Вот такие круглые.
Летом зеленеют
А осенью краснеют
Садовник: Помидор.
Воспитатель: Подает садовнику указатель, где нарисован помидор и просит поставить указатель (садовник ошибается, дети подсказывают).
Садовник: А что у вас еще посажено?
Дети: Укроп и салат.
(Садовник ставит указатели. Дети проверяют.)
Физминутка “Овощи”.
Воспитатель: А сейчас дети, мы расскажем по схеме, как мы с вами садили нашу рассаду.
Пустая емкость – дренаж – земля – семечко (дети рассказывают по схеме). Воспитатель меняет схему на схему, что необходимо для роста растений. Свет – тепло – вода (дети рассказывают по схеме) Рисунок 7.
Садовник: Ой, какие вы умные, все знаете, а я сейчас поиграю с вами в игру
“Что сначала, что потом”. Перепутаю все карточки, а вы правильно объясните свои действия (дети раскладывают карточки и объясняют свои действия). Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6.
Воспитатель: А наши дети еще знают стихи, пословицы, поговорки о растениях.
Ребенок: Доброе семя, добрый всход.
Ребенок: Все в свой срок: придет времечко, вырастет семечко.
Ребенок:
Вырос высокий цветок на поляне
Утром весенним раскрыл лепестки
Всем лепесткам красоту и питанье
Дружно дают под землей корешки.
Воспитатель: Сегодня мы будем пикировать нашу рассаду. Что это такое ребята пикировка?
Дети: Мы будем рассаживать.
Воспитатель: А зачем это нужно? (Ответы детей.) Воспитатель приглашает гостей принять участие в пикировке.
Воспитатель: Ребята, что понравилось вам на занятии? Что было интересного? Что нового узнали? Что бы вы еще хотели узнать? Молодцы ребята, мне понравилось, как вы отвечали на занятии. Садовник благодарит детей и уходит. Дети прощаются с гостями.
Литература:
- Николаева С.Н. Юный эколог: программа и условие ее реализации в детском саду. М., 2009.
- Основы дошкольной педагогики. / Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. М., 2000.
- Николаева С.Н. Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении. М., 2005.