Добро и доброжелательность

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Цели:

  • приобщение детей  к ценностям человеческих отношений
  • воспитание культуры межличностных отношений

Задачи:

  • создать условия каждому ребёнку для осознания важности добрых   взаимоотношений
  • развитие навыка общения, умения проводить суждения по данной теме

Место в общей системе работы: классный час проводится в рамках недели семьи

Оборудование:

  1. Таблица     ЗНАЮ      НЕ ЗНАЮ

                            «!»              «?»

  1.   Карточки «!»  и «?! (у каждого ученика)
  2. Цветные карандаши (у каждого ученика)
  3. Листы для рисования (у каждого ученика)
  4. Детская Библия – 1990 год
  5. Часослов учебный для начальных сельских училищ – 1910 год
  6. Церковные песнопения (ноты) – 1900 года
  7. Валдайский колокольчик
  8. Презентация «Добро и доброжелательность»
  9. Компьютер

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Этапы

Содержание

Примечание

1.Организация  класса.

 

 

2. Сообщение темы и цели

 

 

3. Работа над темой занятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Итог

– Здравствуйте, дети.  Какой сегодня солнечный день! Я желаю вам сегодня доброго и успешного дня. Сегодня мы с вами будем вести очень важный разговор.
– Давайте прочитаем тему нашего разговора. (Слайд 1)
– Да, мы будем говорить об этике человеческих отношений.
– У вас на партах лежат карточки со знаками «!» и «?»
Те, кто много знает об этом, возьмите карточку со знаком «!» и  обозначьте под словом  ЗНАЮ.
Если не знаете, то возьмите карточку со знаком «?» и обозначьте под словом  НЕ ЗНАЮ.
– Дети, кто из вас обозначил свои знания знаком «!» будут нам помогать.
1) – Итак, наш разговор пойдёт об отношениях в семье, в коллективе, об отношениях между людьми близкими и незнакомыми.
– Одинаковые ли по смыслу слова «Добро и доброжелательность»?
– Кто сможет объяснить значение слова «доброта»? (Слайд 3)  (Чуткость, отзывчивость, деликатность по отношению к другому человеку)
– А как вы понимаете слово «доброжелательность»? (Слайд 4)  (Желание другим добра)
Доброжелательность состоит из двух слов «желание» и «добро».
– Послушайте стихотворение поэта Яшина. (Слайд 5)

Не от тяги к многословью
И сложилось не вчера
Это братское, с любовью
Пожелание добра.
И живётся вроде лучше,
И на сердце веселей,
Коль другим благополучья
Пожелаешь на земле.

– Человек доброжелательный, желающий людям добра, и ведёт себя соответственно. А каким должен быть доброжелательный человек?
– Какого человека называют добрым?

2) – Как вы понимаете смысл пословиц? (Слайд 6)

Худо тому, кто добра не творит никому.
Кто делает добрые дела, тому жизнь мила.
Добрые умирают, да дела их живут.

3) – Знаете ли вы, что есть десять заповедей, сказанные Богом Моисею. (Слайд 7) Одна из них гласит:

«Почитай отца своего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе».

– Как вы относитесь к свои родителям и  родным?
– Всегда ли ваши поступки можно назвать добрыми?
– У меня в руках старинный валдайский колокольчик. Давайте послушаем этот колокольный звон.
– Сколько света, добра слышится в этом необыкновенном звоне.
–  А какие традиции есть в вашей семье?

4) – Ребята, я хочу вам рассказать о своей семье. У меня большая и дружная семья. У нас есть свои семейные традиции: празднование Рождества, Пасхи, Троицы и других церковных праздников. А также встреча Нового года, празднование дня рождения. (Слайд 8)
Каждый раз мы желаем друг другу добра, здоровья, а подарки стараемся сохранить – ведь это память о добром человеке. У нас в доме несколько десятков лет хранятся две особо дорогие нам книги, подаренные моими предками, которые передаются из поколения в поколение. Это «Часослов учебный для начальных сельских училищ» 1910 года и книга «Церковные песнопения» 1900 года, которые были подарены моему прадедушке и прабабушке. (Слайд 9)
Их мы храним. И каждый раз, беря книгу, вспоминаем  о добрых и любимых для нас людях.

5)– У каждого из вас есть друзья, а как вы относитесь к ним?
– Послушайте стихотворение С.Я. Маршака «Четыре глаза».

Глаза у Саши велики,
Но очень близоруки.
Врач прописал ему очки
По правилам науки.
Отшлифовали в мастерской
Два стёклышка на славу,
Потом заботливой рукой
Их вставили в оправу.
Очки вложили мастера
Вы коробку из пластмассы,
И Сашин дедушка вчера
Их получил у кассы.
Но про очки  ребятам всем
Известно стало сразу.
Они кричат ему: «Зачем
Тебе четыре глаза?
Саша, Саша-водолаз!
У тебя две пары глаз.
Только ты, очкастый,
Стёклами не хвастай».
Заплакал Саша от стыда,
Уткнулся носом в стенку.
–  Нет, – говорит он, – никогда
Очков я не надену!
Но мать утешила его:
– Очков носить не стыдно.
Всё надо делать для того,
Чтоб лучше было видно!
Над теми, кто надел очки
Смеются только дурачки.

– Правильно ли поступили дети?
– Как нужно относиться ко всем людям?

6) Давайте каждый проверит себя, ответив, на пять «сколько» и сам проанализирует свои ответы. (Слайд 10)
– Сколько раз и с кем ты сегодня поздоровался?
– Сколько раз уступил дорогу?
– Сколько раз и по отношению к кому ты удержался от грубости.
– Сколько раз ты назвал по кличке своего одноклассника?
– Сколько раз ты проявил внимание к другому человеку?
– У каждого из вас получились разные ответы. Вы сохраните их для себя. Попробуйте в конце каждого дня задавать себе эти вопросы и старайтесь быть внимательными и добрыми.

7) – Что дарят и желают людям на день рождения?
– Когда людям желают добра, то дарят цветы, которые любят все люди. Цветы – это символ любви, нежности, ласки. У каждого из нас живёт внутри этот цветок добра. Чем мы становимся взрослее, тем он становиться больше.
Давайте сейчас каждый из вас нарисует этот цветок, а затем посадит его на нашу полянку добра. (Слайд 11)

– Расположите свои цветы на полянке добра.

– Посмотрите, какая у нас получилась полянка добра. Я надеюсь, что эти маленькие цветы добра вашего сердца со временем станут большим  и красивым букетом, ведь вы будете добрыми людьми. Я в этом уверена.
8) – А сейчас возьмитесь парами за руки, посмотрите друг другу в глаза и пожелайте друг другу всего того, что желаете себе.
(Если ученик без пары, учитель берётся с ним за руки. Они желают друг другу добра)

9) – А теперь посмотрим на нашу таблицу:

ЗНАЮ         НЕ ЗНАЮ
«!»                  «?»

– Есть ли дети, у которых вопрос, поставленный в начале урока, превратился в восклицательный знак, то выйдите и замените его на «!».
– Молодцы!

10) – В конце нашего занятия я хочу вам пожелать (Слайд 12):

Желаю вам приятных впечатлений.
Смеха, радости, волнений!
Пусть всегда душа поёт!
Пусть удача улыбнётся, будет рядышком всегда,
Пусть надолго остаётся
В сердце свет и доброта!

11) – О добрых людях, о доброте сложено немало песен. Одну из них мы с вами знаем – «Дорога добра». Я предлагаю вам её исполнить. (Слайд 13)

Автор текста (слов): Энтин Ю.
Композитор (музыка): Минков М.

1.
Спроси у жизни строгой, какой идти дорогой?
Куда по свету белому отправиться с утра?
Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.
Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.

2.
Забудь свои заботы, падения и взлеты,
Не хнычь, когда судьба себя ведет не как сестра,
Но если с другом худо, не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда или дорогою добра.
Но если с другом худо, не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда или дорогою добра.

3.
Ах, сколько будет разных сомнений и соблазнов,
Не забывай, что эта жизнь – не детская игра.
Ты прочь гони соблазны, усвой закон    негласный,
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.
Ты прочь гони соблазны, усвой закон негласный,
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.

11) – А сейчас все встанем, возьмёмся за руки и произнесём хором: «У меня хороший класс, у меня добрые одноклассники».

 

 

Презентация «Добро и доброжелательность»

 

На доске таблица:

ЗНАЮ     НЕ ЗНАЮ
«!»            «?»
Дети выходят и обозначают область своих знаний

 

Презентация

 

 

Ученики высказывают свои мысли о доброжелательном человеке

 

 

Дети объясняют смысл пословиц

 

Детская Библия.

 

 

Валдайский колокольчик.

 

 

 

 

 

 

Дети рассматривают книги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читает ученик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети рассуждают, высказывают свои мысли

 

Ученики записывают ответы  на вопросы самостоятельно

 

 

 

 

Дети рисуют под музыку
Л. В. Бетховена «Соната №14»

На проецируемом слайде  дети располагают свой цветок

 

 

 

 

 

 

 

Дети берутся за руки и тихонько произносят пожелания.

 

Дети меняют знаки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети исполняют песню

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети становятся в круг