Цель: воспитывать уважение к национальному художественному наследию, стремление сохранить и обогащать его как бесценную сокровищницу прекрасного. Познакомить участников вечера с традициями встречи Нового года, показать самобытность русского народа, проявляющуюся в его фольклоре (песнях, обрядах, поговорках). Создать атмосферу, позволяющую учащимся ощутить радость совместного творческого труда на пользу людям. Развитие творческих способностей учащихся, закрепление знаний, полученных на занятии “Истоки народного творчества”.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, музыкальный центр.
Декорации: ель, украшенная новогодними игрушками, подсвечники со свечами на каждом столике, где сидят родители и гости.
На этот вечер приглашаются семьи. Задания им сообщаются за ранее .Каждая семья готовит конкурсное блюдо и 3–4 частушки на зимнюю тему .С собой приносят мелкие деньги для колядовщиков.
Ход вечера
Ведущий: Добрый вечер, дорогие друзья! Посмотрите кругом, сразу понятно, что скоро. совсем скоро наступит Новый год! Зажгите свечи, пожалуйста. – это будет началом нашего предновогоднего вечера.
(Презентация. Слайд 1.)
Мы рады нашей встрече,
Зажгли сегодня свечи.
Они горят меж нами
Волшебными огнями.
И предвещают свечи
Счастливый, добрый вечер!Сидит ворон на сосне,
А ворона у ворот,
Весь народ в любой стране
Любит праздник Новый год!
Ведущий: Новый год считается любимым праздником людей всей планеты, хотя отмечается он везде по-разному .Вам предстоит сейчас разделиться на 2 команды (родители и дети),и вспомнить новогодние традиции народов мира.
(Слайд 2)
Посмотрите, пожалуйста, на слайд ,вы выбираете страну и говорите о традиции. связанной со встречей Нового Года.
Обычаи: Выплескивание воды через окно |
Страна: Канада |
(Слайд 3) Правильный ответ.
Сидит кукушка на мосту
Скуковала раза три
Ты все месяцы в году
По старинке назови.
Ведущий: Вспомните, как назывались месяцы в старину. (слайд 4)
Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь |
просинец бокогрей протальник снегогон травень хлеборост страдник жнивень хмурень грязень листогной студенец |
Слайды 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, !4, 15.
(Слайд 16) Ответы на задания.
Под горою у реки
Живут гномы – старики
Эти гномы мутят воду,
Предвещают нам погоду.
Ведущий: Вам предстоит стать предсказателями. По сегодняшнему состоянию погоды угадайте завтрашнее. Посмотрите на следующий слайд. (Слайд 17),
Ярко блестят звезды Багряные зори Дым столбом Длинные сосульки Если ночью был иней Зимой туман Зима снежная Лес зимой шумит Если самовар гудит Зимой собаки валяются Собака ест сено из ушата Кошка на печку лезет Птица хохлится Воробьи дружно чирикают Зимой месяц кверху рожками Снег прилипает к деревьям Кошки стены скребут |
– к морозу – к ветру – к морозу – к затяжной весне – снега не будет – будет оттепель – лето дождливое – к оттепели – к морозу – к метели – к теплу – к морозу – к непогоде – к теплу – к морозу – к теплу – будет вьюга |
(Слайд 18) Ответ.
Шла овечка через речку
И споткнулась о сучок
Растеряла все словечки,
Прикусила язычок.
Помогите вы овечке,
Объясните все словечки.
Слайд 19.
Старинные слова
Понева юбка клечатая
Рушник полотенце
Кушак пояс
Онучи вместо носок
Зипун верхняя одежда
(Слайд 20) Ответы.
Слайд 21. Рассказ учителя о Святках и трех обычаях. (Колядках .гаданиях ,баловстве.)
Скоро весь православный мир будет отмечать великий святой праздник.
– Ребята, кто из вас скажет, что это за праздник? (Ответ детей.) Верно, это Рождество Христово. Этот светлый праздник не обойдет и нас стороной. Каждый из нас – и ребенок, и взрослый – с особым чувством готовится встретить его. Но какова история возникновения этого праздника? Почему его отмечают с особым благоговением? Наши предрождественские встречи будут посвящены этому событию. Сегодня вы услышите рассказ о том, как более 2000 лет тому назад в городе Вифлееме на свет появился маленький мальчик по имени Иисус. Итак, слушайте.
(Рассказ учителя.)
Вопросы для обсуждения:
– В чем смысл того, что младенец родился не в доме, пусть даже и самом
бедном, а именно в хлеву?
– Чем рождение Иисуса было похоже на рождение любого другого ребенка?
– Что в нем было необычным?
– Почему под Рождество в деревнях забирали в дом животных?
– Как вы думаете, почему Рождество считается семейным праздником?
– Как празднуется Рождество в вашей семье? Какие традиции сложились в подготовке
этого праздника?
(Рассказ учителя “Праздник Рождества – семейный праздник”.)
До 10 века славяне были язычниками. Они веровали во множество богов, в каждом племени был свой верховный бог, которому подчинялись другие. Верили славяне и в различных духов – в водяного, лешего, домового. Обращались славяне к своим богам и духам при помощи магических обрядов, которые следовали один за другим в течение всего года. Некоторые из них народная память сохранила до сих пор.
– Какой обряд в праздновании Рождества дошел до нашего времени? (Колядование.)
Выступление учащихся перед родителями.
Здравствуйте гости дорогие!
Собрались мы с вами на беседу
Для забавушки.
Как когда-то наши прадедушки
И прабабушки.
Проходили ребятки на веселые святки
Песни петь ,плясать. да загадывать загадки.Праздник этот – самый длинный.
Он веселый и старинный.
От Рождества и до Крещенья,
Приготовив угощенье.
Наши предки пили ели.
Веселились две недели.Праздник ждали и любили
Наряжали и шутили.
По дворам ходили в святки
Пели разные колядки.
Так давайте же сейчас,
Святки встретим мы у нас!!!
Раздается звук трещоток, свистулек. бубна. звучит р.н.песня “Пошла Коляда”. (Смоленская область.) Встречаются две группы колядующих.
Коляда-маляда, седая борода.
Нос-то плошкой,
Голова – лукошком.
Руки – сабельками,
Ноги – грабельками.Коляда-маляда , приходи к нам сюда.
Приходи на нвый год
Величать честной народ!!!
Много ли наколядовали ? Покажите!
Сначала вы покажите!
Вот два мешка всякой еды, да денежки!
Конечно, вон вас сколько!
Просто вы наверное петь не умеете .да и песен мало знаете!
Кто? Мы? Да мы у вас сейчас все отнимем!
Ладно,. хватит ссориться! Ведь сегодня праздник. Давайте у этого дома вместе
колядовать!
Давайте!
Дома ли хозяева? (стучит)
Хозяйка: Дома!
Чанные ворота, посконная борода .Кричать ли коляда?
Хозяин : Кричите.
Позволь, .сударь – хозяин, колядку спеть?
Ты позволишь – мы споем,
Не позволишь – прочь пойдем.
Мы недорого берем – 3 копейки серебром.
Хозяин: Пойте!
Песня “Богатые мужички”.
Хозяйка: Проходите в дом!
Здравствуйте, хозяин с хозяйкой!
С новым годом! С праздником!Открывайте сундуки, доставайте пятаки,
Будете нам дарить – будем хвалить,
А не будете нам дарить. -будем бранить!
Хозяйка: Давно ли ходите? Замерзли, поди! Так погрейтесь здесь, да отдохните и нас повеселите!
А и правда! Можно мы у вас на вечер останемся?
Хозяин: Оставайтесь ,и нам веселее будет. Как Святки проведешь, таким и год будет!
Тогда запеваем веселую песню!
Песня “Долговязый журавль” (Колядовщики играют на шумовых инструментах.)
Эй, дядька Архип, выноси добро во двор!
Как на улице мороз примораживает нос!
Не велит долго стоять -велит скоро подавать!
Или тепленький блинок! Или маслице, пирог!
Или денежку копьем. или рубль серебром!
Хозяйка:
Не плясали и не пели – угощенье захотели?
Погодите же, постойте !
Попляшите и попойте
А что, ребята, потешим хозяев?
Что нам стоит поплясать,
Да песню запевать!
Песня-игра “Бояре”.
Песня “Кукареку -петушок”.
Хозяйка: Ай да колядовщики! Ай,.да молодцы!
Пироги несу с печи! Угощайтесь! Колядные
Пироги! Ладные!
Дай Бог тому, кто в этом дому! Вам и каша густа!
Вам и мед на уста!
Вам и плюшек с творогом!
И детишек полон дом!
Песня “Ай. Спасибо хозяюшке”.
Дай Бог тому, кто в этом дому!
Кто в этом дому. тому рожь густа!
Рожь густа и ужиниста!
Песня “Снежок сеем”.
Ведущий: А сейчас ,дорогие друзья, давайте вспомним домашнее задание. По 4 частушки от семьи. Проводится конкурс частушек ,определяется лучшее новогоднее блюдо. Вручаются снежинки победителям. (В конце вечера у кого больше снежинок – победитель.) А сейчас, давайте вспомним еще об одном обычае на Святки.
А давайте вспомним, как гадали раньше? (Вопрос в зал.)
– Да, действительно, обычай этот не церковный, а домашний, народный. Церковь осуждает суеверия, не признает гадания. Да и сами гадальщицы относились к святочным гаданиям как к игре. Игра эта не открывала будущего – но сколько в ней было пенья, блеска, смеха, надежды на счастье …
.Проводится шуточное гадание .На подносе в пакетах разложены предметы деньги – богатство, Лента – дорога, конфеты – сладкая жизнь, лук – слезы. Колечко – замужество, щепка – крепкое здоровье, хлеб – достаток, сахар – сладкая жизнь, рушник – дальняя дорога.
Подводятся итоги вечера ,награждение семей – победителей. Вечер заканчивается чаепитием..
Родители – гости праздника
“Позволь-ка хозяйка, под окошко встать, коляду рассказать!!!”
“Будем песни петь, будем перстни тресть”. (Подблюдные гадания.)
Список литературы:
- “Народные песни Смоленской области” С.В.Пьянкова,1989 г.
- “Круглый год. Русский земледельческий календарь”. Сост. А.Крылова.
- “Фольклорные праздники для детей младшего школьного возраста” С.Мерзлякова, Е.Комалькова, М., 2001 г.