Положение об организации коррекционных занятий в школе VIII вида

Разделы: Коррекционная педагогика


1. Общие положения

Положение составлено на основе ФЗ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья», Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, Инструктивного письма Министерства Народного образования РСФСР от 30.06.89 г. № 17-154-6 «О направлении рекомендаций об индивидуальных и групповых коррекционных занятий с учащимися специальных школ и классов выравнивания для детей с задержкой психического развития», Пояснительной записки к Базисному учебному плану для учреждений  VIII вида, Устава Учреждения.
Настоящее Положение регламентирует проведение индивидуальных или групповых коррекционных занятий с обучающимися с 1-7 класс (далее коррекционные занятия).

2. Цели и задачи коррекционных занятий

Цель: создать условия для индивидуальной коррекции пробелов общего развития обучающихся, их предшествующего обучения, направленная подготовка к усвоению ими учебного материала.

Задачи:

  • повысить уровень общего, сенсорного, интеллектуального развития, памяти, внимания;
  • провести коррекцию зрительно-моторных и оптико-пространственных нарушений, общей и мелкой моторики;
  • подготовить к восприятию трудных тем учебной программы;
  • восполнить пробелы предшествующего обучения.

3. Организация деятельности

3.1. Коррекционные занятия проводятся с обучающимися по мере их изучения учителем и выявления индивидуальных пробелов в знаниях. Периодически на коррекционные занятия привлекаются также обучающиеся не усвоившие материал вследствие пропуска уроков по болезни, либо из-за чрезмерной возбудимости или заторможенности во время уроков.
3.2. Коррекционные занятия проводит основной учитель класса.
3.3. Количество коррекционных часов в неделю в каждом классе определяется учебным планом.
3.4. Коррекционные занятия проводятся вне сетки обязательных учебных часов, по утвержденному руководителем Учреждения графиком.
3.5. Продолжительность занятий с одним учеником (или группой) не должна превышать 15-20 минут.
3.6. В группы возможно объединение не более трех обучающихся, у которых обнаружены одинаковые пробелы или сходные затруднения в учебной деятельности. Работа с классом или большим количеством обучающихся на этих занятиях не допускается.
3.7. Обучающиеся, удовлетворительно усвоившие учебный материал в ходе фронтальной работы,  к индивидуальным занятиям не привлекаются.
3.8.  Коррекционные занятия проводятся на основе диагностики уровня развития обучающихся и выявления индивидуальных пробелов в знаниях. Диагностика проводится в начале учебного года, по итогам первого полугодия и в конце учебного года.
3.9. При изучении обучающихся учитываются следующие показатели:
Физическое состояние и развитие ребенка:
–          динамика физического развития (анамнез);
–          состояние слуха, зрения;
–           особенности развития двигательной сферы, нарушения общей моторики (общая напряженность или вялость, неточность движений, параличи, парезы, наличие их остаточных явлений);
–           координация движений (особенности походки, жестикуляции, затруднения при необходимости удержать равновесие, трудности регуляции темпа движений, наличие гиперкинезов, синкинезий, навязчивых движений);
–           особенности работоспособности (утомляемость, истощаемость, рассеянность, пресыщаемость, переключаемость, усидчивость, темп работы, жалобы на головную боль).
Особенности и уровень развития познавательной сферы:
–           особенности восприятия величины, формы, цвета, времени, пространственного расположения предметов (глубина восприятия, его объективность);
–           особенности внимания (объем и устойчивость, концентрация, способность к распределению и переключению внимания с одного вида деятельности на другой, степень развития произвольного внимания);
–           особенности памяти (точность, постоянство, возможность долговременного запоминания, умение использовать приемы запоминания; индивидуальные особенности памяти, преобладающий тип памяти: зрительная, слуховая, двигательная, смешанная; преобладание логической или механической памяти);
–           особенности мышления: уровень овладения операциями анализа, сравнения, синтеза (умение выделять существенные элементы, части, сравнивать предметы с целью выявления сходства и различия; способность обобщать и делать самостоятельные выводы; умение устанавливать причинно-следственные связи);
–           особенности речи: дефекты произношения, объем словарного запаса, сформированность фразовой речи, особенности грамматического строя, уровень сформированности просодической стороны речи (интонация, выразительность, ясность, сила и высота голоса);
–           познавательные интересы, любознательность.
Отношение к учебной деятельности, особенности мотивации:
–           особенности отношений «учитель-ученик»: реакция ученика на замечания, оценку его деятельности; осознание своих неуспехов в учебе, отношение к неудачам (безразличие, тяжелые переживания, стремление преодолеть затруднения, пассивность или агрессивность); отношение к похвале и порицанию;
–           способность осуществлять контроль за собственной деятельностью по наглядному образцу, словесной инструкции, алгоритму; особенности самоконтроля;
–           умение планировать свою деятельность.
Особенности эмоционально-личностной сферы:
–           эмоционально-волевая зрелость, глубина и устойчивость чувств;
–           способность к волевому усилию;
–           преобладающее настроение (мрачность, подавленность, злобность, агрессивность, замкнутость, негативизм, эйфорическая жизнерадостность);
–           внушаемость;
–           наличие аффективных вспышек, склонность к отказным реакциям;
–           наличие фобических реакций (страх темноты, замкнутого пространства, одиночества и другого);
–           отношение к самому себе (недостатки, возможности); особенности самооценки;
–           отношения с окружающими (положение в коллективе, самостоятельность, взаимоотношения со сверстниками и старшими);
–           особенности поведения в школе и дома;
–           нарушения поведения, вредные привычки.
Особенности освоения образовательных программ:
–           общая осведомленность в кругу бытовых понятий, знания о себе и об окружающем мире;
–           сформированность навыков чтения, счета, письма соответственно возрасту и классу;
–          характер ошибок при чтении и письме, счете и решении задач.
3.10. Основные направления коррекционной работы:
Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
–         развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
–         развитие навыков каллиграфии;
–         развитие артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
–         развитие зрительного восприятия и узнавания;
–         развитие зрительной памяти и внимания;
–         формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
–         развитие пространственных представлений и ориентации;
–         развитие представлений о времени;
–         развитие слухового внимания и памяти;
–         развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
Развитие основных мыслительных операций:
–         навыков соотносительного анализа;
–         навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
–         умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
–         умения планировать деятельность;
–         развитие комбинаторных способностей.
Развитие различных видов мышления:
–         развитие наглядно-образного мышления;
–         развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и так далее).
Развитие речи, овладение техникой речи.
Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Подготовка обучающихся к изучению сложной темы.

4. Делопроизводство

4.1. Учет коррекционных занятий осуществляется в классном журнале. На одной стороне заполняется список всех учащихся класса, фиксируются даты занятий и присутствующие ученики, на другой – содержание (тема) занятия с каждым ребенком (группой) в отдельности (с указанием фамилии или порядкового номера по списку).
4.2. Письменные задания обучающиеся выполняют в специальных тетрадях.
4.3. Учителем составляется Рабочая программа, календарно-тематическое планирование.
4.4. Фиксация динамики развития обучающихся ведется в диагностических документах (дневник наблюдения, характеристика, карта обследования (Приложение 1)