1. Общие положения
Положение составлено на основе ФЗ «Об
образовании лиц с ограниченными возможностями
здоровья», Типового положения о специальном
(коррекционном) образовательном учреждении для
обучающихся, воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья, Инструктивного письма
Министерства Народного образования РСФСР от
30.06.89 г. № 17-154-6 «О направлении рекомендаций об
индивидуальных и групповых коррекционных
занятий с учащимися специальных школ и классов
выравнивания для детей с задержкой психического
развития», Пояснительной записки к Базисному
учебному плану для учреждений VIII вида, Устава
Учреждения.
Настоящее Положение регламентирует проведение
индивидуальных или групповых коррекционных
занятий с обучающимися с 1-7 класс (далее
коррекционные занятия).
2. Цели и задачи коррекционных занятий
Цель: создать условия для индивидуальной коррекции пробелов общего развития обучающихся, их предшествующего обучения, направленная подготовка к усвоению ими учебного материала.
Задачи:
- повысить уровень общего, сенсорного, интеллектуального развития, памяти, внимания;
- провести коррекцию зрительно-моторных и оптико-пространственных нарушений, общей и мелкой моторики;
- подготовить к восприятию трудных тем учебной программы;
- восполнить пробелы предшествующего обучения.
3. Организация деятельности
3.1. Коррекционные занятия проводятся с
обучающимися по мере их изучения учителем и
выявления индивидуальных пробелов в знаниях.
Периодически на коррекционные занятия
привлекаются также обучающиеся не усвоившие
материал вследствие пропуска уроков по болезни,
либо из-за чрезмерной возбудимости или
заторможенности во время уроков.
3.2. Коррекционные занятия проводит основной
учитель класса.
3.3. Количество коррекционных часов в неделю в
каждом классе определяется учебным планом.
3.4. Коррекционные занятия проводятся вне сетки
обязательных учебных часов, по утвержденному
руководителем Учреждения графиком.
3.5. Продолжительность занятий с одним учеником
(или группой) не должна превышать 15-20 минут.
3.6. В группы возможно объединение не более трех
обучающихся, у которых обнаружены одинаковые
пробелы или сходные затруднения в учебной
деятельности. Работа с классом или большим
количеством обучающихся на этих занятиях не
допускается.
3.7. Обучающиеся, удовлетворительно усвоившие
учебный материал в ходе фронтальной работы, к
индивидуальным занятиям не привлекаются.
3.8. Коррекционные занятия проводятся на
основе диагностики уровня развития обучающихся
и выявления индивидуальных пробелов в знаниях.
Диагностика проводится в начале учебного года,
по итогам первого полугодия и в конце учебного
года.
3.9. При изучении обучающихся учитываются
следующие показатели:
Физическое состояние и развитие ребенка:
– динамика
физического развития (анамнез);
– состояние слуха,
зрения;
– особенности
развития двигательной сферы, нарушения общей
моторики (общая напряженность или вялость,
неточность движений, параличи, парезы, наличие их
остаточных явлений);
– координация
движений (особенности походки, жестикуляции,
затруднения при необходимости удержать
равновесие, трудности регуляции темпа движений,
наличие гиперкинезов, синкинезий, навязчивых
движений);
– особенности
работоспособности (утомляемость, истощаемость,
рассеянность, пресыщаемость, переключаемость,
усидчивость, темп работы, жалобы на головную
боль).
Особенности и уровень развития познавательной
сферы:
– особенности
восприятия величины, формы, цвета, времени,
пространственного расположения предметов
(глубина восприятия, его объективность);
– особенности
внимания (объем и устойчивость, концентрация,
способность к распределению и переключению
внимания с одного вида деятельности на другой,
степень развития произвольного внимания);
– особенности
памяти (точность, постоянство, возможность
долговременного запоминания, умение
использовать приемы запоминания; индивидуальные
особенности памяти, преобладающий тип памяти:
зрительная, слуховая, двигательная, смешанная;
преобладание логической или механической
памяти);
– особенности
мышления: уровень овладения операциями анализа,
сравнения, синтеза (умение выделять существенные
элементы, части, сравнивать предметы с целью
выявления сходства и различия; способность
обобщать и делать самостоятельные выводы; умение
устанавливать причинно-следственные связи);
– особенности
речи: дефекты произношения, объем словарного
запаса, сформированность фразовой речи,
особенности грамматического строя, уровень
сформированности просодической стороны речи
(интонация, выразительность, ясность, сила и
высота голоса);
–
познавательные интересы, любознательность.
Отношение к учебной деятельности, особенности
мотивации:
– особенности
отношений «учитель-ученик»: реакция ученика на
замечания, оценку его деятельности; осознание
своих неуспехов в учебе, отношение к неудачам
(безразличие, тяжелые переживания, стремление
преодолеть затруднения, пассивность или
агрессивность); отношение к похвале и порицанию;
– способность
осуществлять контроль за собственной
деятельностью по наглядному образцу, словесной
инструкции, алгоритму; особенности самоконтроля;
– умение
планировать свою деятельность.
Особенности эмоционально-личностной сферы:
–
эмоционально-волевая зрелость, глубина и
устойчивость чувств;
– способность к
волевому усилию;
– преобладающее
настроение (мрачность, подавленность, злобность,
агрессивность, замкнутость, негативизм,
эйфорическая жизнерадостность);
– внушаемость;
– наличие
аффективных вспышек, склонность к отказным
реакциям;
– наличие
фобических реакций (страх темноты, замкнутого
пространства, одиночества и другого);
– отношение к
самому себе (недостатки, возможности);
особенности самооценки;
– отношения с
окружающими (положение в коллективе,
самостоятельность, взаимоотношения со
сверстниками и старшими);
– особенности
поведения в школе и дома;
– нарушения
поведения, вредные привычки.
Особенности освоения образовательных
программ:
– общая
осведомленность в кругу бытовых понятий, знания
о себе и об окружающем мире;
–
сформированность навыков чтения, счета, письма
соответственно возрасту и классу;
– характер ошибок
при чтении и письме, счете и решении задач.
3.10. Основные направления коррекционной работы:
Совершенствование движений и сенсомоторного
развития:
– развитие мелкой
моторики кисти и пальцев рук;
– развитие навыков
каллиграфии;
– развитие
артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической
деятельности:
– развитие
зрительного восприятия и узнавания;
– развитие зрительной
памяти и внимания;
– формирование
обобщенных представлений о свойствах предметов
(цвет, форма, величина);
– развитие
пространственных представлений и ориентации;
– развитие
представлений о времени;
– развитие слухового
внимания и памяти;
– развитие
фонетико-фонематических представлений,
формирование звукового анализа.
Развитие основных мыслительных операций:
– навыков
соотносительного анализа;
– навыков группировки
и классификации (на базе овладения основными
родовыми понятиями);
– умения работать по
словесной и письменной инструкции, алгоритму;
– умения планировать
деятельность;
– развитие
комбинаторных способностей.
Развитие различных видов мышления:
– развитие
наглядно-образного мышления;
– развитие
словесно-логического мышления (умение видеть и
устанавливать логические связи между
предметами, явлениями и событиями).
Коррекция нарушений в развитии
эмоционально-личностной сферы (релаксационные
упражнения для мимики лица, драматизация, чтение
по ролям и так далее).
Развитие речи, овладение техникой речи.
Расширение представлений об окружающем мире и
обогащение словаря.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Подготовка обучающихся к изучению сложной
темы.
4. Делопроизводство
4.1. Учет коррекционных занятий осуществляется в
классном журнале. На одной стороне заполняется
список всех учащихся класса, фиксируются даты
занятий и присутствующие ученики, на другой –
содержание (тема) занятия с каждым ребенком
(группой) в отдельности (с указанием фамилии или
порядкового номера по списку).
4.2. Письменные задания обучающиеся выполняют в
специальных тетрадях.
4.3. Учителем составляется Рабочая программа,
календарно-тематическое планирование.
4.4. Фиксация динамики развития обучающихся
ведется в диагностических документах (дневник
наблюдения, характеристика, карта обследования (Приложение 1)