Конспект логопедического занятия по теме "Приставки". 3-й класс

Разделы: Логопедия

Класс: 3


Тип занятия: комбинированный.

Цели:

  • формировать представление о словообразующей роли приставки, её семантическом  значении;
  • упражняться в практическом образовании, употреблении и написании слов с приставками;
  • развивать связную речь: учить составлять предложения по сюжетной картине, используя слова с приставками, связывая их в единый рассказ;
  • активизировать словарь в рамках лексической темы «Зима»;
  • развивать внимание, память, мышление, речевую активность.

Материал: карточки, картина, таблицы, деформированные слова, тетради.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Оргмомент: пальчиковый массаж.

II. Задание

– Выделите лишнее слово: поход, ход, выход, переход.
– Почему вы так думаете?
– Что такое приставка?
– Для чего она нужна?
– Её место в составе слова?

III. Работа с карточками №1

– Прочитайте слова, выделите какая часть слова одинаковая?
– Какая разная?
– Назовите приставки в ваших словах, запомните их.

выучить         влетел              пришить              выходить            перенести            отдать
заучить          слетел               вышить                переходить         вынести              передать
обучить         подлетел          зашить                  заходить             занести                подать
научить         взлетел             ушить                   уходить               унести                 раздать
приучить      налетел            подшить               обходить             отнести               издать

IV. Работа у доски

Отберите приставки и разместите их на доске! 

Все дети работают у доски, выставляя свои приставки.

V. Игра «Собери словосочетания, которые рассыпались»

– Прочитайте слова с приставками. К ним надо подобрать такое слово из правого  столбика, чтобы получилось устойчивое словосочетание, т.е. такое словосочетание, которое мы часто употребляем в речи и слышим от окружающих.

забить                                    шишку
вбить                                      чашку
сбить                                      гол
взбить                                    картину
перебить                                отверстие 
подбить                                  гвоздь
прибить                                  ковер
оббить                                    на  плохой  поступок  собеседника
набить                                    с  головы  шапку 
пробить                                  сметану
разбить                                   диван  новой  тканью

VI. Подберите слово-синоним к словосочетанию «Подбить на плохой поступок»

– Как это выражение определяется в словаре синонимов? (Подстрекать, подговаривать,   подучивать,  сманить).
– Можно ли считать такой поступок человека хорошим?
– Почему?

VII. Составление предложений по картине «Зимние забавы»

 При составлении предложений использовать слова с приставками.

Физминутка «Игра с мячом»

– Назовите слова-антонимы!

зашел                                  вышел
залез                                   слез
подбежал                           отбежал
приехал                              уехал
залез                                   вылез
запрыгнул                          спрыгнул
подплыл                            отплыл
залетел                               вылетел
принес                                унес
налил                                  вылил
закрыл                                открыл
завернул                             отвернул
закопал                               выкопал

VIII. Работа с карточкой  № 2

– Распределите слова в 3 столбика! Какое значение придают приставки слову, в такую  графу и запишите их. Работаем 5 минут.

Карточка  № 2

1. Надкусить, надорвать, надломить, надрезать, подлечить, подбросить, подмочить,  подрыть.
2. Нагреть, забить, нарвать, зажечь, завязать, накормить.
3. Заволноваться, побежать, запеть, поехать, заохать, заплакать.

Проверка выполнения задания.

Начало действия Неполнота действия Результат действия
     

IX. Работа  с  деформированным  словом

– Разобрать слова по составу!
– Составить с ними предложения и записать их в тетрадь!

пере         воз         чик      и
про          пол         к          а
за            стёж       к          а
по            крыш      к          а
пере         сад          к          а
на             ход         к          а
по             сад         к          а

X. Работа  с  карточкой  № 3

– Поставить в тексте необходимые приставки, чтобы получился рассказ.

Все дети читают по одному предложению.

Однажды ёжик (…)шёл в лес гулять.
Ёжик понял, что он (…)блудился, и (…)немел.
Ему надо (…)браться из кустов.
Между ветками невозможно было (…)браться.
Ёжику надо (…)лезть под ветки. 
Ёжик (…)цепился лапой за сук.
Кусты и деревья крепко (…)цепились друг с другом. Мне нужно (…)браться из кустов.

XI. Итог занятия