Цели урока:
- Развивать представление о предложении, как единице речи, выражающей законченную мысль.
- Определять разницу между предложением и группой слов, между текстом и группой предложений.
- Развивать умение находить в предложении главные члены.
- Формировать умение строить предложение, устанавливать связь между словами.
- Повторить алфавит, продолжать слого-звуковую работу, расширять словарный запас.
Оборудование.
- Для учащихся:
- массажные шарики,
- цветные карандаши, ручки, тетради;
- конверты с наборами слов для составления предложений.
- Для учителя:
- таблица «Алфавит», магниты, маркеры для доски;
- диск с весёлыми мелодиями и карточки – схемы для проведения разминок;
- карточки с отрывком из стихотворения А.К.Толстого;
- иллюстрации на доске (закрыть) с изображением поползня, синицы, воробья, вороны, крысы;
- кодоскоп с плёнками по теме урока;
- «Муравьишка» – сказочный персонаж;
- наборы слов для доски (глаголы и существительные);
- фланелеграф со схемой для разминки.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Тема урока состоит из трёх зашифрованных слов.
- Чтобы разгадать первое слово необходимо хорошо знать алфавит!
а) Повторяем буквы по плакату «Алфавит».
2. Игра «Найди соседа!»
б) Выполняем задание на доске «Найти соседей букв».
- Какое получилось слово? (Главные.)
Физкультурная пауза.
в) Разминка – массаж рук по схеме на фланелеграфе.
г) Запись в тетради слова «Главные», звуковая работа с этим словом (деление на слоги, ударение, обозначение гласных – красным цветом, твердых согласных – синим, мягких – зелёным).
- Что интересного в слове «Главные»? (Буква «е» обозначает 2 звука, так как стоит после гласной.)
3. Кроссворд.
(Изображение кроссворда проецируется на доску с помощью кодоскопа.)
Дети отгадывают слова и по очереди заполняют клеточки кроссворда. Учитель открывает иллюстрации с угаданным словом.
№1 С синей головкой, с жёлтою грудкой, весёлая птичка зовётся... (Синичка.)
№2 Вверх и вниз по дереву пробежать не лень! А зовётся птичка... (Поползень.)
№3
... Подкрепился у лисицы,
У моржа попил водицы...
Ел морковку у слона,
С журавлём поел пшена...
В зоопарке у зверей кто обедал ? ... (Воробей.)
№4
Хороша, конечно, птица,
Да в певицы не годится!
Как раскроет рот – кошмар!
Слышно только: кар, кар, кар! (Ворона.)
№5 А эта персона любит таскать блестящие вещи, как сорока, но в отличие от неё, всегда оставляет что-нибудь взамен. (Крыса.)
- Прочитайте все отгадки. Какое слово здесь лишнее? Почему? (Крыса, т. к. это зверь, а все остальные – птицы.)
- В чём главное отличие всех птиц от зверей? (У птиц - перья.)
- «Муравьишка» помогает расшифровать второе слово кроссворда, это – члены.
Запись второго слова рядом с первым. (Главные члены...)
4. Игра на внимание «Поймай звук!»
- Последнее слово темы. Чтобы его узнать – внимательно слушаем слова, «ловим» и записываем только первую букву из каждого слова.
- Диктую слова: песня, речка, енот, дом, лиса, озеро, жизнь, ель, ночь, индюк, яблоко.
- Получилось слово «предложения».
- Прочтите тему целиком! (Главные члены предложения.)
- Что такое предложение?
- Вспомним, что такое предложение. Прочтите утверждение Муравьишки: «Предложение – это набор слов.»
- Согласны ли вы с этим утверждением? Почему нет?
5. Составление предложений из рассыпанных слов.
- Давайте докажем Муравьишке, что не всякий набор слов является предложением.
а) Чтение слов в случайном порядке (это – набор слов, но это не предложение).
б) Составление предложений.
- Можно ли теперь назвать эти слова предложением? Почему? Докажите!
- О чём говорится в предложении? Что говорится?
Повторяем правило.
- То, о чём говорится в предложении и что говорится, и есть главные члены предложения.
- Кто может их правильно подчеркнуть?
Физкультурная пауза и запись предложений в тетрадь.
- О чём нужно помнить при записи предложений? (О большой букве и точке.)
Задания в конвертах:
а) дети составляют предложения из данных им слов;
б) каждый прочитывает своё предложение и находит в нём главные члены;
в) дети замечают, что некоторые предложения связаны между собой по смыслу (повторяем правило «Что такое текст»);
г) учащиеся объединяют свои предложения в тексты;
д) один человек из группы читает вслух получившийся текст.
6. Игра «Ручеёк».
- Главные члены предложения всегда о ком-нибудь или о чём-нибудь что-то сообщают.
- А на какие вопросы обычно отвечают главные члены предложения?
а) Дети по очереди выходят к доске и распределяют слова по группам (существительные – глаголы).
б) Из получившихся групп выбираются слова и составляются предложения по схемам (цифры показывают количество слогов в слове):
7. Итог.
а) Рефлексия.
б) Дети получают «подарок» за хорошую работу: отрывок из стихотворения А.К.Толстого, в котором тоже нужно будет подчеркнуть главные члены предложения.
Урок окончен!