Цель:Закрепить знания об имени прилагательном.
Задачи урока.
- Обучающие:
Систематизировать существенные признаки имени прилагательного как части речи.
Закрепить умение писать родовые окончания имен прилагательных. - Развивающие:
Развивать речь учащихся: правильно употреблять в речи имена прилагательные, прилагательные-антонимы , прилагательные– синонимы.
Работать над монологической речью учащихся.
Развивать познавательный интерес к предмету. - В оспитывающие:
- Здоровье сберегающие:
Смена деятельности учащихся во избежание переутомления.
Воспитывать самостоятельность в усвоении знаний, умений и навыков, в развитии мышления, речи, памяти, творческого воображения.
Воспитывать организованность и дисциплинированность на уроке.
Тип урока: закрепление пройденного материала.
Основные организационные формы обучения на уроке:
- Групповая работа;
- Индивидуальная работа.
Средства обучения:
- Технические и программные средства: доска, обобщающая таблица.
- Раздаточный материал: карточки для групповой работы, карточки для проверочной работы.
Методы обучения:
- Рефлексивный;
- Метод упражнений.
Методы познания:
- Метод взаимопроверки;
- Метод самопроверки;
- Метод самостоятельной практической работы.
Планируемые результаты:
- Личностные – направлены на:
– формирование познавательного интереса,
– настойчивости в преодолении трудностей,
– формирование навыков самооценки и ответственного отношения к собственному выбору. - Метапредметные – способствуют:
– формированию научного мировоззрения,
– расширению словарного запаса,
– развитию умения использовать приобретенные знания для решения поставленных задач,
– развивать умения работать в группах. - Предметные:
– учащиеся должны знать понятие имени прилагательного;
– должны знать правила подбора однокоренных слов, прилагательных – синонимов, прилагательных-антонимов;
– должны знать, как изменяются имена прилагательные;
– должны знать какую роль играют имена прилагательные в речи, каким членом предложения являются;
– использовать приобретенные знания и умения в тестовой работе.
План урока:
- Организационный момент. (1мин.)
- Минутка чистописания. (5мин.)
- Активизация знаний и умений, актуализация опорных знаний. (3мин.)
- Задание № 1. Работа со словарными словами. (6 мин.)
- Задание № 2. (6мин.)
- Физкультминутка. (3мин.)
- Задание № 3. (6мин.)
- Заключительное задание. Тестовая работа. (5мин.)
- Рефлексия. (5мин.)
- Подведение итогов.(5мин.)
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Минутка чистописания.
– Спишите аккуратно, каллиграфическим почерком предложение в тетрадь.
Если вы будете соблюдать высоту и ширину букв, то это предложение поместится на одной строке.
На зеленом шнурочке белые звоночки.
3. Сообщение темы урока.
– Какое предложение вы записали? (Загадка)
– Какие слова помогли отгадать вам загадку? Какая это часть речи?
– Сегодня на уроке мы повторим все, что вы знаете об имени прилагательном.
Класс мы разделим на три команды, каждая команда будет получать свое задание.
4. Задание № 1. Работа со словарными словами.
Цель: дать определение имени прилагательному.
1-я команда. К данным словам (именам существительным) запишите однокоренные имена прилагательные.
Осина Улица Деревня |
(осиновый) (уличный) (деревенский) |
Выделите часть слова, которая помогла образовать имя прилагательное.
2-я команда. К данным именам прилагательным подберите имена прилагательные – антонимы.
Пасмурная погода Горячий песок Грустный рассказ |
(солнечная) (холодный) (веселый) |
3-я команда. К данным именам прилагательным подберите прилагательные – синонимы.
Небольшой огурец Отважный герой Пахучая ягода |
(маленький) (смелый) (душистая) |
Вывод. Что такое имя прилагательное?
5. Задание № 2.
Цель: выяснить как изменяются имена прилагательные, какие окончания они имеют.
1-я команда. К данным именам существительным подберите подходящие по смыслу имена прилагательные. Определите род, выделите окончания.
Радуга Рассказ Солнце |
(разноцветная) (интересный) (яркое) |
2-я команда. Выделенные слова замените именами существительными женского рода. Выделите окончания имен прилагательных.
Весенний день Стройный клен Сосновый лес |
(весенняя капель) (стройная береза) (сосновая шишка) |
3-я команда. Измените данные слова так, чтобы они стояли во множественном числе. Выделите окончания.
Белое облако Высокая сосна Верный друг |
(белые облака) (высокие сосны) (верные друзья) |
Проверка выполнения заданий.
Вопросы командам:
- Как определить род у имен прилагательных? Отчего зависит род имен прилагательных?
- Почему изменились окончания?
- Определяется ли род у имен прилагательных во множественном числе?
(Открыть таблицу об имени прилагательном.)
Вывод. Как изменяются имена прилагательные? Какие окончания они имеют?
6. Физкультминутка.
7. Задание № 3.
Цель: выяснить роль имен прилагательных в речи и каким членом предложения являются.
1-я команда. Списать предложение. Подчеркнуть члены предложения. Надписать части речи. Установить связь слов в предложении.
Греет яркое солнышко.
2-я команда. Спишите текст. Вставьте подходящие по смыслу имена прилагательные.
Весна в лесу.
Хороша ............................ весна в лесу! Ярко светит
............................. солнце. ....................
облака украшают ......................... небо. С пригорка зажурчал
...................... ручеек.
Веселый и сказочный лес весной!
Слова для справок: ранняя, весеннее, легкие, голубое, говорливый.
3-я команда. Из данных слов составьте предложение так, чтобы получилась пословица.
и, слушать, хорошую, приятно, речь
Проверка. Вопросы командам:
- Каким членом предложения является имя прилагательное?
- Какую роль в речи играют имена прилагательные?
- Объясните смысл пословицы.
8. Заключительное задание.
Проверочная работа. (У каждого полоска с цифрами.)
1 2 3 4 5 6
Цель: проверить уровень знаний учащихся.
Учитель читает предложения, дети слушают. Если согласны с высказыванием, то обводят номер кружком, если нет, то зачеркивают данный номер.
- Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета.
- Имена прилагательные изменяются по родам и числам.
- Имя прилагательное в предложении является главным членом предложения.
- Род имен прилагательных зависит от глагола.
- Имена прилагательные во множественном числе по родам не изменяются.
- По роду существительного можно определить род имени прилагательного.
Проверка.
– Назовите номера, которые зачеркнули. Почему?
9. Рефлексия.
10. Подведение итогов.
- Работа с обобщающей таблицей.
- Итоги комплексного опроса.