Пояснительная записка.
Данный курс по выбору (по математике) разработан в рамках дополнительных образовательных услуг. Направленность курса “Учимся нестандартно мыслить” – научно-техническая.
Дополнительное образование становится неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы по математике в школе. Оно способствует углублению знаний обучающихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, данная работа имеет большое воспитательное значение, ибо цель ее не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать обучающихся математикой, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу.
Особенностью предлагаемого курса является то, что для занятий предлагаются небольшие фрагменты, относящиеся к различным разделам школьной математики.
Каждое занятие, а также все они в целом направлены на то, чтобы развить интерес школьников к предмету, познакомить их с новыми идеями и методами, расширить представления об изучаемом в основном курсе материале, а главное, порешать интересные задачи, подготовить к участию в олимпиадах, конкурсах, фестивалях.
Цель курса по выбору: заинтересовать обучающихся математикой, совершенствовать подготовку обучающихся к участию в олимпиадах, конкурсах, развивать их творческие способности, логическое мышление.
Достижение этой цели связано с решением следующих задач:
- углубление представлений о математических задачах и способах их решения,
- выявление математической сущности понятий, употребляемых в нестандартных задачах,
- формирование приемов математического моделирования практических задач,
- формирование рациональных приемов исследовательской деятельности.
Материал для занятий подобран таким образом, чтобы можно было проиллюстрировать применение математики на практике, показать связь математики с другими областями знаний, познакомить с некоторыми историческими сведениями, подчеркнуть эстетические аспекты изучаемых вопросов.
Как показывает опыт, эти вопросы интересны и доступны учащимся 8-го класса. Уровень сложности предлагаемых вопросов таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число школьников, а не только наиболее сильных. Для кого-то из школьников, которые пока не проявляют заметной склонности к математике, эти занятия могут стать толчком в развитии интереса к предмету и вызвать желание узнать больше.
Программа курса по выбору “Учимся нестандартно мыслить” предназначена для обучающихся 8-го классов.
Ожидаемые результаты. Хотя при изучении курса не ставится цель выработки каких-либо специальных умений и навыков, при достаточно полном рассмотрении вопросов несомненно появится прогресс в подготовке обучающихся, дети познакомятся с различными математическими идеями, увидят все их многообразие, приобщатся к научно-исследовательской деятельности.
Итогом реализации данного курса станет участие в олимпиадах, конкурсах, создание презентаций по темам: “Леонардо Эйлер”, “Решение олимпиадных задач”.
Учебно-тематический план курса
Программа курса по выбору “Учимся нестандартно мыслить” рассчитана на 2 часа в неделю, всего 17 учебных часов (Приложение 1).
Содержание курса по выбору
Занимательные задачи (10 ч)
Задачи Древнего Востока. Графы и их применение. Решение задач с использованием графов. Леонардо Эйлер. Пестрые картинки из разных стран. Лабиринты. Античные этюды. Проблема четырех красок. Решение олимпиадных задач. В стране удивительных чисел.
Логические задачи (7 ч)
Пьер Ферма. Остросюжетные логические задачи. Решение задач методом перебора. Скорость, расстояние, время и отношения между ними. Вокруг часов. Решение сюжетных задач.
Методическое обеспечение курса
Список тем сообщений и презентаций:
Занимательные задачи
- Задания для развития математической памяти
- Задания по математике для развития математических способностей
Логические задачи
- Решение логических задач
- Решение оптимизационных задач по математике
Список использованной литературы:
- Алееницкий Н.Н., Сахаров И.П. Забавная арифметика. – М.: 1960.
- Асарова Е.Ю., Фрид М.Е. Математика выводит из лабиринта. – М.: Контекст, 1997.
- Бабинская И.Л. Задачи математических олимпиад. – М.: Наука, 1975.
- Баврин И.И., Фрибус Е.А. Старинные задачи. – М.: Просвещение, 1994.
- Журнал “Квант”. 1989–1997г.г.
- Златко Шпорер. Ох, эта математика! – М.: Педагогика, 1985.
- Козлова Е.Г. Сказки и подсказки. – М.: “Мирос”, 1995.
- Леман И. Увлекательная математика.– М.: Знание, 1985.
- Научно-теоретический и методический журнал “Математика в школе” 1980–1988г.г.
- Чименгирова Л., Спиридонова Б. Играя, учимся математике. – М.: Просвещение, 1993.
- Яковлев А.Я. Леонард Эйлер. – М.: Просвещение, 1983.