Цель: закрепить, расширить понятия “музыкальная сказка”, “музыкальная живопись”, познакомить композитором Римским – Корсаковым – как “музыкальным сказочником”, развивать познавательные и мыслительные навыки.
Оборудование: баян, магнитофон, симфоническая сюита Римского-Корсакова “Шехерезада”, подготовленные слайды к уроку
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: Здравствуйте ребята! В
течении учебного года мы с вами изучили много
нового, говорили о многообразии жанров и
интонационной выразительности музыкальной речи.
Слушали оперы, симфонические сказки, музыкальные
сказки. На сегодняшнем уроке мы с вами закрепим
наши знания и познакомимся новым произведением,
музыкальной сказкой знакомого вам композитора.
Посмотрите на портрет и скажите ребята, как зовут
этого композитора?
Учащиеся: Это портрет известного русского композитора Римского – Корсакова
Учитель: Да правильно, это знакомый вам русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков. А его происхождение ребята кто помнит?
Учащиеся: Он из музыкальной семьи, отец играл на фортепиано, а мама и дядя пели народные песни.
Учитель: А когда заметили его музыкальные способности?
Учащиеся: Когда ему было – 2 года. У него был абсолютный слух, ритм, память.
Учитель: Ребята, давайте вспомним какими его произведениями мы познакомились? Какие произведения вы сами знаете?
Учащиеся: Опера “Садко”, “Снегурочка”,былины, “Сказка о царе Салтане”.
Учитель: Хорошо, мы с вами вспомнили знакомые нам произведения и у меня остался последний вопрос: последователем кого мы называем Римского-Корсакова?
Учащиеся: М. Глинки.
Учитель: Да, как и Глинка, Римский – Корсаков был влюблен в богатейшую художественную культуру, историю, быт русского народа и в этом заключалась прилив его творческого вдохновения. Особенно привлекало его древние народные поверья, обряды и песни, связанные с народными представлениями о природе, легенды, былины, и сказки. Именно в этом, пристрастии проявилось индивидуальное, свойственное Римскому-Корсакову понимание народности искусства, здесь он нашел свой путь как русский художник – музыкант.
Учитель: Ребята, а что описал в своих произведениях композитор?
Учащиеся: Картины моря, леса, разгорающей утренней зари, ночного звездного неба, пейзажи Севера, Юга, зарисовки из мира пернатых и животных, передача всевозможных “голосов природы”.
Учитель: Да конечно, и сегодня мы с вами познакомимся новым произведением симфонической сюитой Римского – Корсакова “Шехерезада”. Сюита (с франц. Suite – “ряд”, “последовательность”) – циклическая музыкальная форма, состоящая из нескольких самостоятельных контрастирующих частей, объединённых общим замыслом. “Шехерезада” составлена по мотивам арабских сказок “1000 и 1 ночь”. Римский – Корсаков говорил: “В сущности мой род – это сказка, былина и непременно русские”. И поэтому его назвали “музыкальным сказочником”.
– А сейчас, я предлагаю послушать отрывок из сюиты охарактеризующий природу, картину моря, шум прибоя.
(Слушание отрывка из симфонической сюиты “Шехерезада”.)
Учитель: Ребята, а что вы услышали в сюите? Какой характер произведения?
Учащиеся: Голос молодой рассказчицы, нежность, картина природы, волшебство арабской ночи, таинственность.
Учитель: Правильно ребята. А сейчас я хочу вам
рассказать краткое содержание симфонической
сюиты.
Султан Шахриар убежденный в коварности и
неверности женщин, дал зарок казнить каждую из
своих жен после первой ночи; но Султанша
Шехерезада спасла свою жизнь тем, что сумела
занять его сказками, рассказывая их ему на
протяжении 1000 и 1 ночи так, что побуждаемый
любопытством Шахриар постоянно откладывал ее
казнь и наконец совершенно оставил свое
намерение. Много чудес рассказала ему
Шехерезада, приводя стихи поэтов и слова песен,
вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ.
Восточная тематика занимает большое место в
музыке Римского-Корсакова и “Шехерезада
принадлежит к числу лучших образцов русской
классической музыки, посвященных теме Востока”.
Кроме Римского-Корсакова есть много
композиторов которые обратились к сказке. И
сегодня мы с вами познакомимся сказочной песней
Ю. Чичкова на слова М. Пляцковского “Волшебный
цветок”. Внимательно послушайте, определите
характер, а потом будем все вместе разучивать.
(Исполнение песни “Волшебный цветок ” Ю. Чичкова учителем и разучивание с учащимися.)
2. Оценка знаний учащихся
3. Итог урока
Учитель: Ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
Учащиеся: Композитор Римский-Корсаков “музыкальный сказочник”. Познакомились симфонической сюитой “Шехерезада”