Родительское собрание на тему "Выбор дальнейшего пути. Готовы ли к нему дети?"

Разделы: Работа с родителями


Цель: Помочь ребенку профессионально самоопределиться, подготовить к выбору дальнейшего пути.

Задачи:

  • сформировать у учащихся активную позицию по отношению к выбору будущей профессии;
  • научить соотносить требования к личности, предъявляемые временем, с индивидуальными качествами, способностями и возможностями детей;
  • выявить, поддержать и развить внутренние ресурсы ребенка на пути формирования успешной личности.

Форма родительского собрания: лаборатория нерешенных проблем.

Оборудование: доска, схема, чистые листы бумаги, маркеры, магниты, результаты анкеты детей.

Подготовка: предварительное анкетирование учащихся и родителей.

План.

  1. Для чего нужно высшее образование?
  2. Модель современного выпускника. Какими качествами он должен обладать?
  3. Готовы ли к выбору пути наши дети?
  4. Как воспитать успешного человека?
  5. Итоги собрания.

Ход собрания

Вступительное слово классного руководителя.

– Здравствуйте, уважаемые родители и гости. Сегодня наше родительское собрание я предлагаю провести в форме лаборатории нерешенных проблем. Каждый из трех рядов будет мини-лабораторией. Вы – младшими научными сотрудниками. В качестве пресс-службы выступят председатель и члены родительского комитета нашего класса.

Гостям я предлагаю объединиться в группу экспертов и вместе с нами поучаствовать в решении вопросов собрания.

Я же выступлю в качестве заведующей нашей педагогической лаборатории.

Знакомлю с темой собрания, целями и вопросами, которые нам предстоит сегодня обсудить.

– Я надеюсь на плодотворную, активную работу всех сотрудников нашей лаборатории.

Заранее было проведено анкетирование родителей и детей. Я благодарна, что вы нашли время ответить на предлагаемые вопросы.

Анкета для родителей.

  1. Какую роль в обществе призвана сегодня играть школа? Чьи потребности и на каком уровне она должна удовлетворять и развивать?
  2. На что нужно обратить внимание школе, чтобы достойно подготовить выпускника к самостоятельной жизни?
  3. Какое воспитание более значимо: семейное или школьное?
  4. Где должны больше заниматься профориентационной работой: в школе или дома?
  5. Нужно ли вашему ребенку высшее образование? Если да, то для чего?
  6. Куда ваш ребенок собирается поступать после школы? Согласны ли вы с его выбором?
  7. Кем бы вы хотели видеть своего ребенка в будущем?
  8. Есть ли в вашей семье запасной вариант профплана?
  9. Легко ли сегодня быть учеником?
  10. Насколько ваш ребенок готов к самостоятельной жизни? (Оцените по 10-ти бальной системе.)
  11. Готовы ли вы ему помочь?

Анкета для детей.

  1. Нужно ли вам высшее образование? Если да, то для чего?
  2. Выбрали ли вы себе профессию?
  3. Знаете ли вы содержание этой профессии?
  4. Какую профлитературу по выбранной специальности вы уже изучаете? (Укажите.)
  5. Нужна ли помощь профконсультанта по вопросу выбора профессии?
  6. Есть ли у вас волнение по поводу окончания школы и поступления в вуз? (Оцените по 10-ти бальной системе.)
  7. Есть ли запасной вариант профессионального плана?
  8. Какими основными качествами должен обладать современный выпускник? (Укажите 3.)
  9. Каких качеств для достижения идеала вам не хватает?
  10. Каких качеств вы уже достигли?
  11. На чью помощь вы рассчитываете при достижении цели?
  12. Представьте, какими вы станете через 10 лет.
  13. Насколько вы готовы к сдаче ЕГЭ сейчас? (Оцените по 5-ти бальной системе.)

Не так много времени остается до окончания нашими детьми школы. И чем ближе этот момент, тем сильнее волнение и у них, и у родителей, и у учителей.

Время диктует свои законы. Существенные изменения политических и социально-экономических условий жизни нашего общества, развитие рыночных отношений оказали большое влияние и на современную школу. И на вопрос: какую роль в обществе призвана сегодня играть школа? – ответили так:

(Зачитываю ответы родителей на первый вопрос анкеты).

Да, школа имеет немаловажное значение в воспитании личности. И прежде всего, она должна дать глубокие знания ученикам. Из 26-и опрошенных родителей 10 ответили, что важнее семейное воспитание, а 16, что важно как семейное, так и школьное воспитание. Да, у нас одна цель – воспитать личность, которая смогла бы применить полученные знания, найти верный путь жизни, самоопределиться и самореализоваться.

В журнале “Семья и школа” я прочла статью Ирины Шурыгиной “Зачем бедным высшее образование?” Анализируя эту проблему, автор говорит о том, что в развитых странах оно (высшее образование), действительно, дает человеку возможность достойно жить, и представляет следующую модель: <Рисунок1>


Рис. 1

У нас же все иначе. Имея высшее образование, человек не застрахован от неудач. Это не является гарантией того, что ты найдешь соответствующую работу и будешь жить обеспеченно. (Убираем 2 и 3 листы, составляющие схему.)

Так для чего же тогда нужно высшее образование в нашей стране?

(В течение 2–3 минут родители обсуждают этот вопрос, затем представители от мини-лаборатории высказывают свои точки зрения. Эксперты имеют право дополнить выступления родителей).

Вывод № 1 пресс-службы: Высшее образование просто необходимо. Это единственное, что удерживает подростков в рамках общества на достойном уровне. Оно важнее для малообеспеченных подростков, чем для обеспеченных, так как другие способы адаптации в обществе (деньги, связи родителей) для них закрыты.

Учитель зачитывает ответы детей по данному вопросу.

Легко ли сегодня быть учеником? (Зачитываю ответы родителей.)

– Я предлагаю создать модель современного выпускника. Какими качествами он должен обладать? Укажите три основные.

(Обсуждение 3 минуты в мини-лабораториях. Качества, записанные маркерами на листах, представители от групп прикрепляют с одной стороны доски и объясняют свой выбор.)

А теперь давайте посмотрим, как считают дети. (С другой стороны доски показываю, какой “портрет” выпускника составили дети.)

Получается, что многие качества, о которых говорили вы, отметили и дети. Значит, они понимают, какими им надо стать. Так же они критично отнеслись к своим недостаткам. (Зачитываю ответы на вопрос 9, но отмечают и изменения, произошедшие с ними.) (Ответы на вопрос 10).

Вывод № 2 пресс-службы: Говоря о необходимых качествах современного выпускника, мы и дети разделили их на две группы: первые необходимы для профессионального пути, другие – для жизненного.

“Выпускники школы должны осознавать, что сегодня, в условиях рынка, добиться успеха может только тот, кто имеет хорошую профессиональную подготовку, владеет навыками общения, обладает способностью приспосабливаться к изменившимся условиям труда, выдерживать конкуренцию при наличии безработицы”. (Г.Сторожева из журнала “Воспитание школьников”, статья “О профессиональном самоопределении учащихся”)

Но не будет ли такой человек похож на машину, функционально выполняющую определенные операции? Ведь наша задача состоит и в том, чтобы воспитать нравственного человека.

Когда детям было предложено представить себя через 10 лет, 6 человек не смогли ответить на этот вопрос (12 вопрос анкеты).Они живут сегодняшним днем. А вот один из ответов: “Я не вижу будущего и не могу конкретно сказать, каким буду, но знаю точно – останусь человеком”. И это очень важно. Разве не к этому мы стремимся? Мы говорим о воспитании всесторонне развитой личности. А что это значит?

Ответ находим в книге Полины Соловей “Как удержаться на вершине”: “Развивать тело (полезно!), развивать мозг (более того) и не давать материала для развития души? Того, что мы называем эмоциональной сферой личности? Каким тогда вырастет человек? Роботом, способным мыслить в узких пределах и, кстати, даже в профессиональной своей деятельности обычно ничем не выдающимся (творческий труд без эмоций немыслим)? Или делягой, для которого все на свете, в том числе и человек, – лишь средство для извлечения личной пользы?...Нужен мальчику и “Рудин”, и “Евгений Онегин”, и “Война и мир”, и “Гамлет”…И теория относительности, и происхождение видов, и бином Ньютона– ему нужно все, чтобы стать гармонично развитой личностью, а не приставкой к машине”.

Дополнения группы экспертов.

Готовы ли наши дети к дальнейшей жизни? Отвечая на этот вопрос, можно выделить два аспекта: путь профессионального самоопределения и моральная готовность, настрой ребенка.

Большинство детей ответили, что им необходима помощь профконсультанта и что они испытывают чувство тревоги и волнения по поводу сдачи ЕГЭ. Никаких запасных планов по профессиональному самоопределению нет, и в основном все рассчитывают на себя и на помощь и поддержку родителей.

Дети остро нуждаются в старших, кто бы позаботился о них и помог бы в выборе пути.

Вывод № 3 пресс-службы: Роль родителей заключается в том, чтобы поддержать и развить идущие от ребенка начинания, быть готовыми к успехам и срывам, взлетам и падениям. Благожелательная поддержка любого, хоть и слабого, успеха, выдержка и спокойствие – вот правильная линия поведения родителей.

Каждый из вас готов помочь своему ребенку (11 вопрос анкеты). Это хорошо. Но как помочь, чтобы не навредить? Как воспитать успешного человека? Возможно ли это?

Выступление школьного психолога.

Подведение итогов собрания.

Выступление пресс-службы.

– На этом наша лаборатория завершает свою работу. Благодарю всех за активное участие в обсуждении важных вопросов. Да, проблема выбора дальнейшего пути остается пока не решенной. Но любую проблему рано или поздно приходится решать. У нас есть еще время, чтобы достойно подготовиться к этому.