Организация опытно-экспериментальной работы в школе

Разделы: Администрирование школы


Введение.

Социально-экономические изменения, происходящие в России, создали условия для развития инновационных преобразований в практической педагогике. В связи с этим педагогическим коллективом школы осуществляется разработка инновационной модели школы на основе поиска новых ценностных ориентиров, целей и содержания образования, методов организации образовательного процесса.

Основой инновационной и методической работы в школе является опытно-экспериментальная работа (ОЭР). ОЭР является одной ведущих деятельностей по выполнению миссии образовательного учреждения.

Роль и место опытно-экспериментальной работы в школе.

Миссия школы:

“Создание условий для качественного и эффективного образования учащихся с разными способностями с целью формирования личности, способной успешно реализоваться в социуме”.

Все элементы образовательного процесса, включая ОЭР, объединены методической темой школы. Опытно – экспериментальная работа является основой методической работы в школе.

Методическая тема школы на 2010–2011 учебный год:

“Создание информационно-образовательной среды для реализации технологий освоения ФГОС и формирования ключевых компетентностей учащихся”.

Задачи школы:

  1. Применение современных педагогических технологий с целью повышения качества знаний учащихся.
  2. Организация обучения в соответствии с социальным заказом.
  3. Совершенствование воспитательной системы школы.
  4. Формирование здоровьесберегающего пространства школы, потребности в здоровом образе жизни участников образовательного процесса.
  5. Совершенствование работы с родителями.

Решению этих задач способствует организация и проведение опытно-экспериментальной работы.

Цель опытно-экспериментальной работы школы:

– повышение качества образования на основе развития профессиональных компетентностей педагога;
– создание условий для развития и творчества учащихся и педагогов;
– выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта.

Опытно-экспериментальная работа является неотъемлемой составной частью Программы развития школы

Цель развития школы:

Создание обучающей среды, которая способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, мотивирует учащихся самостоятельно добывать и использовать в образовательных целях необходимую информацию.

Таким образом, опытно-экспериментальная работа в школе – ведущая деятельность по повышению качества образования и формированию ключевых компетентностей учащихся.

Общие подходы к организации опытно-экспериментальной работы в школе.

В школе осуществляется деятельность по двум опытно – экспериментальным направлениям. Темы ГЭП (городских экспериментальных площадок), над которыми работает педагогический коллектив.

1. “Формирование модели оценки качества общего образования в г. Москве”:

– апробация педагогических диагностик учебных возможностей учащихся по методике Н.Б. Фоминой;
– разработка методик оценки уровня сформированности детско-взрослой общности в ОУ.

Научные руководители:

Держицкая Ольга Николаевна, директор Московского центра качества образования;
Фомина Надежда Борисовна, заведующая лабораторией оценки качества образования ОМЦ ЮЗАО.

2. “Построение образовательного пространства обучения на основе системно-деятельностного подхода” (Инновационный сетевой проект).

Научный руководитель:

Петерсон Людмила Георгиевна, директор Центра системно-деятельностной педагогики “Школа 2000…” Академии ПК и ППРО, доктор педагогических наук, автор непрерывного курса математики для дошкольников, начальной и средней школы

В течение нескольких предыдущих лет коллектив школы работал над темой: “Открытая система школьных мониторингов здоровья – прогностический и корректирующий блок формирования школьной образовательной среды”. Работа по этой тематике дала положительный эффект, что нашло отражение в соответствующих документах.

Планирование опытно-экспериментальной деятельности органично входит в общий план работы школы по организации образовательного процесса, включая вопросы внутришкольного контроля.

План работы по тематике ГЭП имеет четкую структуру, утвержденную на заседании Совета экспериментальной площадки.

План работы составляется, начиная с цели и задач, на решение которых направлена деятельность педагогов – экспериментаторов.

В плане работы ГЭП выделены тематические блоки/направления, по которым ведется работа.

– Организационная работа.
– Методическая работа.
– Психологическое сопровождение опытно – экспериментальной деятельности.
– Работа с различными участниками социума.

Каждый блок/направление содержит следующие обязательные элементы:

– задача, на решение которой направлена деятельность педагогов – экспериментаторов;
– мероприятия, проводимые с целью решения обозначенной задачи;
– ответственные за проведение мероприятий;
– сроки проведения мероприятий;
– планируемый результат по решению каждой задачи.

Ежегодно при подведении итогов работы школы за год проводится детализированный анализ итогов опытно-экспериментальной деятельности педагогического коллектива. В течение года проводится самоанализ ОЭР по направлениям деятельности.

Организация опытно-экспериментальной работы по направлению: “Формирование модели оценки качества общего образования в г. Москве”.

Под качеством образования понимается характеристика системы образования, отражающая степень соответствия условий и результатов образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Следовательно, чтобы оценить качество образования в конкретном образовательном учреждении (ОУ), необходимо провести количественные оценки показателей (параметров), характеризующих образовательный процесс (его условия и результаты), с трех позиций: нормативных требований, социальных ожиданий и личностных ожиданий. Указанные параметры (с учетом критериев оценки) группируются в специальном перечне показателей качества образования – “Перечень показателей качества образования для электронных папок Московского регистра качества образования”. Можно говорить о высоком или низком качестве образования в конкретном ОУ, если сравнить показатели качества образования со средними показателями по всем учреждениям того кластера, к которому отнесено данное ОУ.

Система оценки качества образования включает оценку:

– развития каждого учащегося,
– сформированности коллектива класса,
– деятельности отдельного учителя, включая его деятельность в качестве классного руководителя,
– развития педагогического коллектива,
– деятельности Совета школы,
– деятельности родительского комитета,
– деятельности администрации ОУ,

В 2010/2011 учебном году школа вступила во второй этап эксперимента .

Задачи этапа:

  1. Определение с участниками эксперимента целей и задач, обсуждение планов экспериментальной работы, составление индивидуальных планов на 2010/2011 уч. год.
  2. Разработка концептуальной модели оценки качества образования на уровне ОУ, округа и города (в части инвариантной составляющей с округом).
  3. Создание регламента проведения контрольно-измерительных мероприятий на всех уровнях.
  4. Создание системы формирования унифицированных диагностических материалов.
  5. Разработка и апробация системы критериев, аналитических показателей и индикаторов оценки качества образования по видам и ступеням образования (дошкольное, общее и дополнительное образование детей в ОУ).
  6. Разработка и апробация системы критериев, аналитических показателей и индикаторов оценки качества образования по трем составляющим оценки качества образования: образовательные результаты учащихся; ресурсное обеспечение образовательного процесса (условия), реализация образовательного процесса и управление (оценка внутришкольной системы управления качеством образования и оценка педагогической деятельности в логике деятельностно-компетентностного подхода как основы новых ФГОС; оценка основных и вспомогательных процессов ОУ).
  7. Разработка и апробация диагностического инструментария оценки уровня надпредметной компетентности (решение проблем и практических ситуаций на основе применения ключевых универсальных умений) в рамках трехуровневой оценки образовательных результатов (предметной грамотности – применение предметных алгоритмов и способов; предметной компетентности – решение предметных проблемных задач и практических ситуаций на основе применения предметных умений; надпредметной компетентности).
  8. Проведение самоаудитов и общественно-профессиональных аудитов деятельности ОУ для апробации экспертных критериев и показателей оценки внутришкольных систем управления качеством образования в ОкрСОКО и формирования экспертной компетентности управленческих кадров ОУ, принимающих участие в экспериментальной работе.
  9. Проведение семинаров по оценке обучающей педагогической деятельности на уроке в логике деятельностно-компетентностного подхода как основы новых ФГОС.
  10. Отслеживание результатов экспериментальной деятельности через совместное обсуждение проведенной работы, сбор первых накопленных материалов (методических наработок, рекомендаций и т.п.).
  11. Ведение новых компьютерных разработок в соответствии с выделенными на предыдущем этапе эксперимента принципами и этапами работы; экспертиза создаваемых фрагментов программы; их внедрение в эксперимент.
  12. Проведение открытых семинаров/конференций по деятельности экспериментальной площадки.
  13. Разработка методик и процедуры проведения аудита и самоаудита ОУ, в том числе с использованием компьютерных программ.
  14. Подготовка отчетных материалов, их анализ и обсуждение с педагогическим коллективом.
  15. С учетом полученных результатов дополнение и корректировка задач и содержания экспериментальной работы на следующий этап.

Функционал участников ГЭП “Формирование модели оценки качества общего образования в г. Москве”

Задачи Планируемый результат
Разработка и представление стратегии развития качества образования в ОУ Материалы к Программе развития
Разработка программы работы с педагогами – участниками эксперимента План работы ГЭП на текущий учебный год
Определение направлений педагогического мониторинга Направления, содержание сроки педагогических мониторингов
Формирование системы показателей для оценки профессионализма педагогов Система показателей для оценки профессионализма педагогов
Мониторинг степени решения поставленных задач Анализ результатов ЭД
Получение объективной информации об уровне качества образования в ОУ (ВШК) Информация для принятия управленческих решений
Проведение текущих мониторингов результатов ЭД Информация, рекомендации для педагогов по ЭД
Совершенствование системы внутришкольного управления качеством образования Информация для принятия управленческих решений
Оценка профессиональной деятельности учителя в системе ВШК Информация для принятия управленческих решений
Повышение квалификации педагогов Методические рекомендации, материалы семинаров, практические рекомендации
Обобщение инновационного педагогического опыта, направленного на повышение качества образования Решения педагогического совета
Апробация педагогических диагностик учебных возможностей учащихся по методике Н.Б. Фоминой Система критериев, показателей и индикаторов, обеспечивающих возможность оперативно получать системную информацию о состоянии качества общего образования на уровне ОУ.

Накопление базы данных школьной модели (СОКО)

Апробация критериев, использование аналитических показателей и индикаторов оценки качества образовательных результатов учащихся
Применение методов математической статистики и педагогической квалиметрии при анализе качества обучения учащихся ОУ
Формирование системы унифицированных диагностических материалов для оценки качества образовательных результатов учащихся Система критериев, показателей и индикаторов, обеспечивающих возможность оперативно получать системную информацию о состоянии качества общего образования на уровне ОУ.
Накопление базы данных школьной модели (СОКО)

План работы ГЭП представлен в Приложении 1.

Организация опытно-экспериментальной работы по направлению: “Построение образовательного пространства обучения на основе системно-деятельностного подхода (Инновационный сетевой проект)”.

Направления работы:

“Формирование и диагностика организационно-рефлексивных общеучебных умений на в рамках надпредметного курса  “Мир деятельности” (ДСДМ “Школа 2000...” )”.

В школе третий год ведется работа по указанному направлению.

Объектом данного исследования являются процессы формирования и диагностики ключевых деятельностных компетенций учащихся в системе непрерывного образования на ступенях начальной и средней школы.

Предметом данного исследования является процесс формирования и диагностики организационно-рефлексивных общеучебных умений на ступенях.

Содержание и методики надпредметного курса “Мир деятельности”для 1–4 классов, ориентированы на создание теоретического фундамента формирования универсальных учебных действий, позволяет повысить результативность обучения (ЗУН, ОРФ ОУУ), создать условия для развития личностных качеств и познавательных мотивов деятельности, сохранения и поддержки здоровья учащихся; повысить профессиональный уровень участников эксперимента в контексте перехода к деятельностной парадигме образования.

Ожидаемые результаты работы частично достигнуты педколлективом школы. К ним можно отнести:

  1. Подготовка учителей школы, способных к реализации ДСДМ “Школа 2000...” на технологическом уровне и демонстрации своего опыта.
  2. Формирование инновационного поля учителей школы, осваивающих деятельностный метод обучения по индивидуальной траектории саморазвития.
  3. Повышение качества образования, выраженное количественно и качественно как в традиционных для школы измерителях ЗУН, психического развития, здоровья, так и в результатах тестирования МЦКО, а также в новых измерителях ОРФ ОУУ, разработанных Центром “Школа 2000...”.
  4. Количественные и качественные показатели, характеризующие повышение уровня профессионализма учителей – экспериментаторов в соответствии с современными требованиями к качеству образования.

В 2010/2011 учебном году школа вступила во второй этап эксперимента по ГЭП “Построение образовательного пространства обучения на основе системно-деятельностного подхода”.

Задачи этого этапа:

  1. Уточнить педагогический состав, творческие группы и актив эксперимента для проведения второго этапа.
  2. Организовать положительное самоопределение участников эксперимента к реализации задач второго этапа, разработать и согласовать функциональные обязанности и план реализации второго этапа.
  3. Провести текущую диагностику уровней мотивации и уровней реализации ДСДМ “Школа 2000...” педагогами-экспериментаторами и педагогами, входящими в инновационное поле.
  4. Провести текущую диагностику учащихся экспериментальных классов.
  5. Провести рефлексивный анализ хода второго этапа эксперимента, семинары по обмену опытом экспериментальной работы, круглые столы и консультации для выявления затруднений, их своевременной коррекции и (при необходимости) компенсации негативных проявлений.

Диагностика результатов проводится по следующим направлениям:

Диагностика результатов учащихся:

  1. Входная, текущая и итоговая диагностика ОРФ ОУУ учащихся экспериментальных классов.
  2. Входная, текущая и итоговая диагностика уровней развития познавательных процессов и психического состояния учащихся.
  3. Административный контроль со стороны МИОО и МЦКО.
  4. Портфолио учащихся экспериментальных классов.

Исследования научного руководителя:

  1. Диагностика уровней мотивации к реализации ДМО учителей – экспериментаторов.
  2. Экспертиза профессиональных компетенций учителей-экспериментаторов по ДСДМ “Школа 2000...”.
  3. Рефлексивный анализ результатов работы лабораторий Центра “Школа 2000...” АПК и ППРО по различным направлениям экспериментальной деятельности.
  4. Результаты патронатов, стажировок учителей-экспериментаторов.
  5. Результаты входной, текущей и итоговой диагностики ОРФ ОУУ учащихся экспериментальных и контрольных классов.
  6. Результаты входной, текущей и итоговой диагностики уровней развития познавательных процессов и психического состояния учащихся.
  7. Отчеты школы по результатам эксперимента.

По результатам работы педагогического коллектива в рамках опытно-экспериментальной деятельности по теме: “Построение образовательного пространства обучения на основе системно-деятельностного подхода (Инновационный сетевой проект)” школе вручен Диплом Министерства образования и науки РФ, АПКК и ППРО, Центра системно-деятельностной педагогики, удостоверяющий, что школа является экспериментальной площадкой ЦСДП “Школа 2000…” по теме: “Разработка теоретических основ реализации ФГОС на основе системно-деятельностного подхода и механизма внедрения результатов их экспериментальной апробации в образовательное пространство России”.

План работы ГЭП представлен в Приложении 2.