Введение.
Социально-экономические изменения, происходящие в России, создали условия для развития инновационных преобразований в практической педагогике. В связи с этим педагогическим коллективом школы осуществляется разработка инновационной модели школы на основе поиска новых ценностных ориентиров, целей и содержания образования, методов организации образовательного процесса.
Основой инновационной и методической работы в школе является опытно-экспериментальная работа (ОЭР). ОЭР является одной ведущих деятельностей по выполнению миссии образовательного учреждения.
Роль и место опытно-экспериментальной работы в школе.
Миссия школы:
“Создание условий для качественного и эффективного образования учащихся с разными способностями с целью формирования личности, способной успешно реализоваться в социуме”.
Все элементы образовательного процесса, включая ОЭР, объединены методической темой школы. Опытно – экспериментальная работа является основой методической работы в школе.
Методическая тема школы на 2010–2011 учебный год:
“Создание информационно-образовательной среды для реализации технологий освоения ФГОС и формирования ключевых компетентностей учащихся”.
Задачи школы:
- Применение современных педагогических технологий с целью повышения качества знаний учащихся.
- Организация обучения в соответствии с социальным заказом.
- Совершенствование воспитательной системы школы.
- Формирование здоровьесберегающего пространства школы, потребности в здоровом образе жизни участников образовательного процесса.
- Совершенствование работы с родителями.
Решению этих задач способствует организация и проведение опытно-экспериментальной работы.
Цель опытно-экспериментальной работы школы:
– повышение качества образования на основе развития профессиональных
компетентностей педагога;
– создание условий для развития и творчества учащихся и педагогов;
– выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического
опыта.
Опытно-экспериментальная работа является неотъемлемой составной частью Программы развития школы
Цель развития школы:
Создание обучающей среды, которая способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, мотивирует учащихся самостоятельно добывать и использовать в образовательных целях необходимую информацию.
Таким образом, опытно-экспериментальная работа в школе – ведущая деятельность по повышению качества образования и формированию ключевых компетентностей учащихся.
Общие подходы к организации опытно-экспериментальной работы в школе.
В школе осуществляется деятельность по двум опытно – экспериментальным направлениям. Темы ГЭП (городских экспериментальных площадок), над которыми работает педагогический коллектив.
1. “Формирование модели оценки качества общего образования в г. Москве”:
– апробация педагогических диагностик учебных возможностей учащихся по
методике Н.Б. Фоминой;
– разработка методик оценки уровня сформированности детско-взрослой общности в
ОУ.
Научные руководители:
Держицкая Ольга Николаевна, директор Московского центра качества образования;
Фомина Надежда Борисовна, заведующая лабораторией оценки качества образования
ОМЦ ЮЗАО.
2. “Построение образовательного пространства обучения на основе системно-деятельностного подхода” (Инновационный сетевой проект).
Научный руководитель:
Петерсон Людмила Георгиевна, директор Центра системно-деятельностной педагогики “Школа 2000…” Академии ПК и ППРО, доктор педагогических наук, автор непрерывного курса математики для дошкольников, начальной и средней школы
В течение нескольких предыдущих лет коллектив школы работал над темой: “Открытая система школьных мониторингов здоровья – прогностический и корректирующий блок формирования школьной образовательной среды”. Работа по этой тематике дала положительный эффект, что нашло отражение в соответствующих документах.
Планирование опытно-экспериментальной деятельности органично входит в общий план работы школы по организации образовательного процесса, включая вопросы внутришкольного контроля.
План работы по тематике ГЭП имеет четкую структуру, утвержденную на заседании Совета экспериментальной площадки.
План работы составляется, начиная с цели и задач, на решение которых направлена деятельность педагогов – экспериментаторов.
В плане работы ГЭП выделены тематические блоки/направления, по которым ведется работа.
– Организационная работа.
– Методическая работа.
– Психологическое сопровождение опытно – экспериментальной деятельности.
– Работа с различными участниками социума.
Каждый блок/направление содержит следующие обязательные элементы:
– задача, на решение которой направлена деятельность педагогов –
экспериментаторов;
– мероприятия, проводимые с целью решения обозначенной задачи;
– ответственные за проведение мероприятий;
– сроки проведения мероприятий;
– планируемый результат по решению каждой задачи.
Ежегодно при подведении итогов работы школы за год проводится детализированный анализ итогов опытно-экспериментальной деятельности педагогического коллектива. В течение года проводится самоанализ ОЭР по направлениям деятельности.
Организация опытно-экспериментальной работы по направлению: “Формирование модели оценки качества общего образования в г. Москве”.
Под качеством образования понимается характеристика системы образования, отражающая степень соответствия условий и результатов образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
Следовательно, чтобы оценить качество образования в конкретном образовательном учреждении (ОУ), необходимо провести количественные оценки показателей (параметров), характеризующих образовательный процесс (его условия и результаты), с трех позиций: нормативных требований, социальных ожиданий и личностных ожиданий. Указанные параметры (с учетом критериев оценки) группируются в специальном перечне показателей качества образования – “Перечень показателей качества образования для электронных папок Московского регистра качества образования”. Можно говорить о высоком или низком качестве образования в конкретном ОУ, если сравнить показатели качества образования со средними показателями по всем учреждениям того кластера, к которому отнесено данное ОУ.
Система оценки качества образования включает оценку:
– развития каждого учащегося,
– сформированности коллектива класса,
– деятельности отдельного учителя, включая его деятельность в качестве классного
руководителя,
– развития педагогического коллектива,
– деятельности Совета школы,
– деятельности родительского комитета,
– деятельности администрации ОУ,
В 2010/2011 учебном году школа вступила во второй этап эксперимента .
Задачи этапа:
- Определение с участниками эксперимента целей и задач, обсуждение планов экспериментальной работы, составление индивидуальных планов на 2010/2011 уч. год.
- Разработка концептуальной модели оценки качества образования на уровне ОУ, округа и города (в части инвариантной составляющей с округом).
- Создание регламента проведения контрольно-измерительных мероприятий на всех уровнях.
- Создание системы формирования унифицированных диагностических материалов.
- Разработка и апробация системы критериев, аналитических показателей и индикаторов оценки качества образования по видам и ступеням образования (дошкольное, общее и дополнительное образование детей в ОУ).
- Разработка и апробация системы критериев, аналитических показателей и индикаторов оценки качества образования по трем составляющим оценки качества образования: образовательные результаты учащихся; ресурсное обеспечение образовательного процесса (условия), реализация образовательного процесса и управление (оценка внутришкольной системы управления качеством образования и оценка педагогической деятельности в логике деятельностно-компетентностного подхода как основы новых ФГОС; оценка основных и вспомогательных процессов ОУ).
- Разработка и апробация диагностического инструментария оценки уровня надпредметной компетентности (решение проблем и практических ситуаций на основе применения ключевых универсальных умений) в рамках трехуровневой оценки образовательных результатов (предметной грамотности – применение предметных алгоритмов и способов; предметной компетентности – решение предметных проблемных задач и практических ситуаций на основе применения предметных умений; надпредметной компетентности).
- Проведение самоаудитов и общественно-профессиональных аудитов деятельности ОУ для апробации экспертных критериев и показателей оценки внутришкольных систем управления качеством образования в ОкрСОКО и формирования экспертной компетентности управленческих кадров ОУ, принимающих участие в экспериментальной работе.
- Проведение семинаров по оценке обучающей педагогической деятельности на уроке в логике деятельностно-компетентностного подхода как основы новых ФГОС.
- Отслеживание результатов экспериментальной деятельности через совместное обсуждение проведенной работы, сбор первых накопленных материалов (методических наработок, рекомендаций и т.п.).
- Ведение новых компьютерных разработок в соответствии с выделенными на предыдущем этапе эксперимента принципами и этапами работы; экспертиза создаваемых фрагментов программы; их внедрение в эксперимент.
- Проведение открытых семинаров/конференций по деятельности экспериментальной площадки.
- Разработка методик и процедуры проведения аудита и самоаудита ОУ, в том числе с использованием компьютерных программ.
- Подготовка отчетных материалов, их анализ и обсуждение с педагогическим коллективом.
- С учетом полученных результатов дополнение и корректировка задач и содержания экспериментальной работы на следующий этап.
Функционал участников ГЭП “Формирование модели оценки качества общего образования в г. Москве”
Задачи | Планируемый результат |
Разработка и представление стратегии развития качества образования в ОУ | Материалы к Программе развития |
Разработка программы работы с педагогами – участниками эксперимента | План работы ГЭП на текущий учебный год |
Определение направлений педагогического мониторинга | Направления, содержание сроки педагогических мониторингов |
Формирование системы показателей для оценки профессионализма педагогов | Система показателей для оценки профессионализма педагогов |
Мониторинг степени решения поставленных задач | Анализ результатов ЭД |
Получение объективной информации об уровне качества образования в ОУ (ВШК) | Информация для принятия управленческих решений |
Проведение текущих мониторингов результатов ЭД | Информация, рекомендации для педагогов по ЭД |
Совершенствование системы внутришкольного управления качеством образования | Информация для принятия управленческих решений |
Оценка профессиональной деятельности учителя в системе ВШК | Информация для принятия управленческих решений |
Повышение квалификации педагогов | Методические рекомендации, материалы семинаров, практические рекомендации |
Обобщение инновационного педагогического опыта, направленного на повышение качества образования | Решения педагогического совета |
Апробация педагогических диагностик учебных возможностей учащихся по методике Н.Б. Фоминой | Система критериев, показателей и
индикаторов, обеспечивающих возможность оперативно получать системную
информацию о состоянии качества общего образования на уровне ОУ. Накопление базы данных школьной модели (СОКО) |
Апробация критериев, использование аналитических показателей и индикаторов оценки качества образовательных результатов учащихся | |
Применение методов математической статистики и педагогической квалиметрии при анализе качества обучения учащихся ОУ | |
Формирование системы унифицированных диагностических материалов для оценки качества образовательных результатов учащихся | Система критериев, показателей и индикаторов,
обеспечивающих возможность оперативно получать системную информацию о
состоянии качества общего образования на уровне ОУ. Накопление базы данных школьной модели (СОКО) |
План работы ГЭП представлен в Приложении 1.
Организация опытно-экспериментальной работы по направлению: “Построение образовательного пространства обучения на основе системно-деятельностного подхода (Инновационный сетевой проект)”.
Направления работы:
“Формирование и диагностика организационно-рефлексивных общеучебных умений на в рамках надпредметного курса “Мир деятельности” (ДСДМ “Школа 2000...” )”.
В школе третий год ведется работа по указанному направлению.
Объектом данного исследования являются процессы формирования и диагностики ключевых деятельностных компетенций учащихся в системе непрерывного образования на ступенях начальной и средней школы.
Предметом данного исследования является процесс формирования и диагностики организационно-рефлексивных общеучебных умений на ступенях.
Содержание и методики надпредметного курса “Мир деятельности”для 1–4 классов, ориентированы на создание теоретического фундамента формирования универсальных учебных действий, позволяет повысить результативность обучения (ЗУН, ОРФ ОУУ), создать условия для развития личностных качеств и познавательных мотивов деятельности, сохранения и поддержки здоровья учащихся; повысить профессиональный уровень участников эксперимента в контексте перехода к деятельностной парадигме образования.
Ожидаемые результаты работы частично достигнуты педколлективом школы. К ним можно отнести:
- Подготовка учителей школы, способных к реализации ДСДМ “Школа 2000...” на технологическом уровне и демонстрации своего опыта.
- Формирование инновационного поля учителей школы, осваивающих деятельностный метод обучения по индивидуальной траектории саморазвития.
- Повышение качества образования, выраженное количественно и качественно как в традиционных для школы измерителях ЗУН, психического развития, здоровья, так и в результатах тестирования МЦКО, а также в новых измерителях ОРФ ОУУ, разработанных Центром “Школа 2000...”.
- Количественные и качественные показатели, характеризующие повышение уровня профессионализма учителей – экспериментаторов в соответствии с современными требованиями к качеству образования.
В 2010/2011 учебном году школа вступила во второй этап эксперимента по ГЭП “Построение образовательного пространства обучения на основе системно-деятельностного подхода”.
Задачи этого этапа:
- Уточнить педагогический состав, творческие группы и актив эксперимента для проведения второго этапа.
- Организовать положительное самоопределение участников эксперимента к реализации задач второго этапа, разработать и согласовать функциональные обязанности и план реализации второго этапа.
- Провести текущую диагностику уровней мотивации и уровней реализации ДСДМ “Школа 2000...” педагогами-экспериментаторами и педагогами, входящими в инновационное поле.
- Провести текущую диагностику учащихся экспериментальных классов.
- Провести рефлексивный анализ хода второго этапа эксперимента, семинары по обмену опытом экспериментальной работы, круглые столы и консультации для выявления затруднений, их своевременной коррекции и (при необходимости) компенсации негативных проявлений.
Диагностика результатов проводится по следующим направлениям:
Диагностика результатов учащихся:
- Входная, текущая и итоговая диагностика ОРФ ОУУ учащихся экспериментальных классов.
- Входная, текущая и итоговая диагностика уровней развития познавательных процессов и психического состояния учащихся.
- Административный контроль со стороны МИОО и МЦКО.
- Портфолио учащихся экспериментальных классов.
Исследования научного руководителя:
- Диагностика уровней мотивации к реализации ДМО учителей – экспериментаторов.
- Экспертиза профессиональных компетенций учителей-экспериментаторов по ДСДМ “Школа 2000...”.
- Рефлексивный анализ результатов работы лабораторий Центра “Школа 2000...” АПК и ППРО по различным направлениям экспериментальной деятельности.
- Результаты патронатов, стажировок учителей-экспериментаторов.
- Результаты входной, текущей и итоговой диагностики ОРФ ОУУ учащихся экспериментальных и контрольных классов.
- Результаты входной, текущей и итоговой диагностики уровней развития познавательных процессов и психического состояния учащихся.
- Отчеты школы по результатам эксперимента.
По результатам работы педагогического коллектива в рамках опытно-экспериментальной деятельности по теме: “Построение образовательного пространства обучения на основе системно-деятельностного подхода (Инновационный сетевой проект)” школе вручен Диплом Министерства образования и науки РФ, АПКК и ППРО, Центра системно-деятельностной педагогики, удостоверяющий, что школа является экспериментальной площадкой ЦСДП “Школа 2000…” по теме: “Разработка теоретических основ реализации ФГОС на основе системно-деятельностного подхода и механизма внедрения результатов их экспериментальной апробации в образовательное пространство России”.
План работы ГЭП представлен в Приложении 2.