Один из важных аспектов процесса обучения географии – его ориентация на конечный результат, усвоение всеми учащимися географических знаний и умений, ориентация учеников на жизнь в информационном обществе.
Электронный контроль знаний имеет более широкое значение, чем проверка. Помимо проверки процесс электронного контроля включает оценку знаний и умений, фиксирование результатов, корректировку ошибок через компьютер. От того, как организован контроль, во многом зависят результаты обучения географии, сформированность основных ключевых географических компетенций учащихся.
Электронный контроль знаний | |
Достоинства | Недостатки |
– форма контроля, требующая минимум объема письма; – возможность одновременной проверки знаний учащихся всего класса; – экономия учебного времени при контроле знаний; – оперативная диагностика уровня усвоения учебного материала каждым учеником; – объективность оценки, поставленной компьютером; – статистика результатов обучения учащихся; – возможность детальной проверки усвоения учащимися каждой темы курса; – возможность повторного решения контрольных измерительных материалов с целью ликвидации пробелов знаний. |
– электронный контроль не способствует развитию устной
и письменной речи учащихся; – выбор ответа может происходить наугад; – учителю невозможно проследить логику рассуждений учащихся. |
Главная цель – сведение к минимуму недостатков электронного контроля, выявление характера отклонений от поставленных целей деятельности на основе целенаправленного сбора данных. Сокращение периода контроля позволяет облегчить выявление отклонений и внесение корректив.
Результаты диагностических проверок помогают выбрать наиболее интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования содержания методов и средств обучения. Прогностическая функция проверки служит получению опережающей информации в учебно-воспитательном процессе. В результате электронного контроля педагог получает оценку данного отрезка учебного процесса: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения последующей порции учебного материала? Ответ на этот вопрос позволяет создать модель дальнейшего обучения учащегося.
Такая организация контроля позволяет оптимально и результативно реализовать все функции контроля: диагностическую, стимулирующую, контролирующую, обучающую, прогностическую, ориентирующую, воспитывающую, осуществление обратной связи.
Развивающая функция контроля состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, в развитии их творческих способностей. Контроль обладает исключительными возможностями в развитии учащихся. В процессе контроля развиваются память, внимание, воображение, воля и мышление.
Контроль ориентирует учащихся в их затруднениях и достижениях. Вскрывая пробелы, ошибки и недочеты учащихся, он указывает им направления приложения сил по совершенствованию знаний и умений. Контроль помогает учащемуся лучше узнать самого себя, оценить свои знания и возможности.
Воспитывающая функция контроля состоит в воспитании у школьников дисциплины, аккуратности, честности, ответственного отношения к учению.
Электронный контроль побуждает учащихся осуществлять самоконтроль при выполнении заданий. Он является условием воспитания твердой воли, настойчивости, привычки к регулярному труду.
Виды электронного контроля знаний
Предварительный контроль служит необходимой предпосылкой для успешного планирования и руководства учебный процессом. Он позволяет определить наличный (исходный) уровень знаний и умений учащихся, чтобы использовать его как фундамент, ориентироваться на допустимую сложность учебного материала.
Этот вид контроля не только определяет имеющийся уровень знаний, он способен активизировать познавательную деятельность учащихся, вызвать интерес к изучению нового учебного материала. При таком виде контроля хороши нетрадиционные формы контроля, такие, как:
– ребусы (Приложение 1);
– загадки (Приложение 2);
– шарады (Приложение 3).
Текущий контроль является одним из основных видов проверки знаний, умений и навыков учащихся. Ведущая задача текущего контроля – регулярное управление учебной деятельностью учащихся и ее корректировка. Он позволяет получить непрерывную информацию о ходе и качестве усвоения учебного материала и на основе этого оперативно вносить изменения в учебный процесс. Другими важными задачами текущего контроля является стимуляция регулярной, напряженной деятельности; определение уровня овладения учащимися умениями самостоятельной работы, создание условий для их формирования.
Проведение текущего контроля – это продолжение обучающей деятельности преподавателя. Текущий контроль является органической частью всего учебного процесса, он тесно связан с изложением, закреплением, повторением и применением учебного материала. Он занимает небольшую часть учебного занятия, чтобы не приводить к спешке при изложении нового материала и закреплении полученной информации.
Назначение текущего (формирующего) контроля – проверка усвоения и оценка результатов каждого урока, постоянное изучение учителем работы всего класса и отдельных учеников. По результатам этого контроля учитель выясняет, готовы ли учащиеся к усвоению последующего учебного материала.
Такой контроль делает акцент на пробелах знаний учащихся.
В своей педагогической практике я использую игровые тесты, выполненные в программе Power Point, Flash-тесты, тесты, кроссворды HotPotatoes с выбором правильного варианта ответа. Учащиеся с удовольствием играют и лучше усваивают учебный материал, хотя при таком типе тестирования есть опасность угадывания:
– циклоны и антициклоны (Приложение 4);
– политическая карта мира (Приложение 5);
– кроссворд “Масштаб” (Приложение 6).
Итоговый контроль направлен на проверку конкретных результатов обучения, выявление степени овладения учащимися системой знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения курса географии.
Итоговый контроль – это контроль интегрирующий, именно он позволяет судить об общих достижениях учащихся. При подготовке к нему происходит более углубленное обобщение и систематизация усвоенного материала, что позволяет знания и умения поднять на новый уровень. При систематизации и обобщении знаний и умений учащихся проявляется в большей степени и развивающий эффект обучения, поскольку на этом этапе особенно интенсивно формируются интеллектуальные умения и навыки.
Его задача – зафиксировать минимум подготовки, который обеспечивает дальнейшее обучение. Знания по итогам изучения темы могут быть оценены положительно, если учащиеся овладели всеми основными элементами программного материала.
Для определения общего уровня географических компетенций я использую:
– игра “Эрудит” 5–6 классы (Приложение 7);
– игра “Эрудит” 7–8 классы (Приложение 8);
– игра “Эрудит” 9–11 классы (Приложение 9);
Реализация электронного контроля знаний в системе UTC Аграновича
Данная система позволяет учащимся проходить тесты по содержимому всего курса географии. Тесты сформированы автором на основе опубликованных печатных тестовых заданий. Имеется возможность задать порядок вопросов теста (произвольный или заданный), просмотр результатов и неправильного выполненных заданий.
Предусмотрены разновидности следующих вопросов:
- вопросы с единственным выбором ответа (из четырех вариантов);
- вопросы открытой формы с необходимостью впечатать правильный ответ;
- вопросы на установление соответствия;
- вопросы с выбором нескольких правильных ответов.
Настройки теста:
Оценивание.
Ответы представляют собой диаграмму оценок (Отлично/Хорошо/Удовлетворительно/Неудовлетворительно)
Конечно же, форм электронного контроля знаний значительно больше. Многое зависит от мастерства и изобретательности учителя. Выбор формы зависит от цели тестирования, содержания теста, технических возможностей.
Использованные источники:
- Методологические правила конструирования компьютерных педагогических тестов / Васильев В.И., Демидов А.Н., Малышев Н.Г., Тягунова Т.Н. [текст] М., ВТУ, 2000, 64 с.
- Система контроля знаний на уроках географии / Галкина Т.В. [электронный ресурс] http://www.vlivkor.com/category/prepodavanie/
- Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках географии / Россомагина Н.В. [электронный ресурс] Фестиваль “Открытый урок”, М., Издательский дом “Первое сентября”, 2006 г.
- Возможности использования компьютерных технологий в преподавании школьного курса географии / информационные технологии в методике преподавания географии / Суворова Л. В. [электронный ресурс] г. Сосновый Бор, Ленинградская обл., sch-2@sbor.net