Цель: развитие познавательного интереса учащихся к предмету химия. Обобщение, закрепление и систематизация знаний о химических элементах, понятиях, о соединениях, явлениях и так далее. Развитие навыков и умений при работе с периодической системой, умение работать в команде.
Вводное слово учителя.
Мы – химики, а химия – это бессонные ночи, это постоянные разговоры о химии, это лабораторные и практические работы и это родители, которые говорят наш ребенок – химик! И это счастье и это жизнь!!!!
Вы хотите спросить, почему же мы становимся химиками?
Сегодня на мероприятии мы узнаем, зачем мы становимся химиками…
Наука, из которой выросла химия – алхимия. Алхимики верили в магическую силу философского камня, который по их убеждению, способен превращать различные неблагородные металлы в золото. Они также занимались поисками эликсира долголетия и проводили различные опыты.
Давайте проведем один
Опыт
Вы не раз слышали, что дыма без огня не бывает. А я могу доказать, что это не так. Дым бывает и без огня!!! (в один стаканчик наливаем на донышко раствор аммиака, а в другой – соляной кислоты, стаканчики поднести друг к другу, пойдет “белый дым”)
Сегодня в путешествие отправляются следующие команды….
Далее учитель объявляет название команд, представляет жюри и предлагает начать путешествие.
Станция первая. Давайте познакомимся
А) Название.
Б) Эмблема.
В) Девиз.
Каждая команда представляет свою команду.
Станция вторая. “ Историческая”
На листочках выдается задание в виде криптограммы, необходимо отгадать цель химии, первый русский ученый – естествоиспытатель мирового значения еще в XVIII веке пророчески определил роль химии в науке и обществе. В криптограмме зашифровано краткое выказывание и фамилия ученого. Чтобы отгадать криптограмму необходимо ответить на вопросы и отгадать слова, каждая буква в слове соответствует определенной цифре, отгадав все слова вы сможете легко отгадать криптограмму. (Приложение 1) Пока участники занимаются заданием, учитель или помощники проводят игру с болельщиками. (Приложение 5)
Станция третья. “Угадай вещество”
На листочке каждой команде написан кроссворд для каждой команды. Задача каждой команды по очереди записать недостающие вещества в кроссворд. (Приложение 2) Пока участники занимаются заданием, учитель или помощники проводят игру с болельщиками. (Приложение 5)
Станция четвертая. “Агент 007”
По два участника каждой команды расшифровывают послание с помощью периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева. Буквы текста зашифрованы порядковыми номерами химических элементов. Учащиеся должны найти элементы с указанными номерами в таблице и записать под цифрами первые буквы их названий. (Приложение 3) Пока участники занимаются заданием, учитель или помощники проводят игру с болельщиками. (Приложение 5)
Станция пятая. “Химический бой”
Две команды называют координаты “кораблей” противника. В случае попадания получают в ответ букву, указанную в координате попадания. По этим буквам необходимо составить слово – название корабля – и объяснить его. Все корабли – это химические термины. Задача состоит в том, чтобы, произведя наименьшее количество выстрелов по кораблю, угадать его название. Если играющий угадает название, то корабль противника считается уничтоженным, а игроку потопившему корабль зачисляется по одному баллу за точный выстрел и по 2 балла за разгаданную букву. Если игрок ошибается в названии, то теряет 2 балла. К каждому слову составлены вопросы, ответив на которые, участники игры получают по 2 балла за каждый правильный ответ. (Приложение 4)
Станция шестая. “Кто последний?”
Каждая команда по очереди отвечает на вопрос, не повторяясь. Кто дает последний ответ, тот выиграл!
- Назовите металлы
- Назовите неметаллы
Подведение итогов.
Жюри подводит итоги путешествия и называет победителей.
Ну, вот и подошло к концу наше путешествие по миру химии. Наверняка теперь вы поняли, зачем нам необходима химия и зачем мы становимся химиками. Теперь вы тоже настоящие химики! Мы – химики, а химия – это бессонные ночи, это постоянные разговоры о химии. И это счастье и это жизнь!!!! В честь победителей фейерверк – (для опыта смешать равные количества перманганата калия, порошка железа и древесного угля, насыпать смесь в металлический наперсток и внести в пламя спиртовки)
Спасибо за участие!