Разветвляющиеся алгоритмы. Условный оператор If…then

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


План урока.

Выбранное направление - программирование.

11 класс, 2 часа.

Тип урока: комбинированный.

Цель: Познакомиться с разветвляющимися алгоритмами.

Задачи:

  • Образовательная:
    • ввести понятия о разветвляющихся алгоритмах.
    • познакомить с условным оператором If..then.
    • научить применять условный оператор при решении задач.
  • Развивающая: развитие алгоритмического мышления, внимательности, памяти.
  • Воспитательная: развитие познавательного интереса, логического мышления.

Средства обучения:

  • технические средства: компьютер с операционной системой MS Windows; мультимедийный проектор;
  • программные средства: презентация, подготовленная в PowerPoint, Turbo Pascal 7.0.
  • раздаточный материал: карточки с пословицами, карточки с домашним заданием.

Ход урока

Демонстрационный слайд 1

Актуализация знаний.

Фронтальный опрос.

  • Что такое переменная? (Область памяти, ячейка компьютера)
  • Назвать основные типы данных. (real, integer, char, boolean)
  • Каким может быть значение переменной типа integer? (может быть положительное и отрицательное целое число, а также ноль)
  • Дать определение вещественному типу данных. (переменная типа real используется для хранения чисел с дробной частью)
  • Что называется логическим типом данных? (тип данных, представляемый двумя значениями True (истина) и False (ложь) )
  • Какие логические операции введены для работы с логическими операндами? (not, or, and)

Автоматический (машинный) контроль. Приложение 1

Объяснение нового материала.

Наша жизнь была бы скучной и неинтересной, если бы все наши действия и поступки были бы заранее предопределены (запрограммированы), - мы бы тогда были похожи на роботов, безумно выполняющих готовые инструкции. Но наша жизнь очень часто, почти ежедневно, преподносит нам сюрпризы, заставляя думать и принимать решения в зависимости от создавшейся ситуации, т.е. часто требуется от конкретного условия выбрать один из двух или более различных вариантов вычислительного процесса. В зависимости от того выполняется условие или нет, будет реализовываться одна ветвь, в которой может быть, одно или несколько действий.

Например.

Если идет дождь, то сижу дома, иначе иду в кино.

Если идет дождь, то мы берем с собой зонтик.

Демонстрационный слайд 2

Ветвление - эта такая форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения или невыполнения некоторого условия совершается либо одна, либо другая последовательность действия.

При реализации разветвляющихся алгоритмов различают, полное и не полное ветвление.

Демонстрационный слайд 3

Не полное ветвление.

Допустим, Вы собрались пойти в кинотеатр на сеанс 12.00. Алгоритм покупки билетов может выглядеть так:

Подойти к кассе

Если билеты на сеанс 12.00 имеются, то купить билеты

Отойти от кассы.

If <условие> then <серия> (Серия есть только на одной веточке)

Демонстрационный слайд 4

Полное ветвление.

Представьте, что Вам надо добраться с остановки "Поспелова" до остановки "Комбинат", если Вы не знаете, закончился ли ремонт прямой трассы остановка "Поспелова" - "Комбинат": Вам придется воспользоваться следующим алгоритмом.

Если ремонт дороги закончился, то сесть на автобус №7, иначе сесть на автобус №102 и пересесть на автобус №2.

Демонстрационный слайд 5

If <условие> then <серия1> else <серия2>

Задание.

1. Вам предлагается по заданным предложениям построить блок - схему и угадать известную поговорку или пословицу.

Если два дела одновременно делать, то ничего не получиться.

Ответ. "За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь"

Если делать дело не торопясь, то быстрее его закончишь.

Ответ. "Тише едешь - дальше будешь"

2. Попробуйте сформулировать известную русскую пословицу по её блок- схеме. (карточки с заданиями) Приложение 2, Приложение 3

Пример 1. Разобрать на доске

Составить блок-схему и программу, вычисляющую квадратный корень из х. (В = , если х>=0)

Математическая формулировка:

Уравнение В = имеет решение, при х>=0, поэтому необходимо проверить условие вычисления квадратного корня. Прежде чем вычислить корень из заданного числа необходимо сравнить его с 0, если оно меньше 0, то можно сказать, о том, что решения нет.

Program root;

Uses crt;

Var B, x: real;

Begin

Clrscr;

Write ('Введите переменную х='); readln (x);

If x >= 0 then B:= sqrt(x);

Writeln ('B = ', B:3:3);

Readln;

End.

Пример 2. Разобрать на доске.

Составить блок - схему и программу, вычисляющую систему уравнения.

М=

Program system;

Uses crt;

Var M, x: real;

Begin

Clrscr;

Write ('Введите переменную х='); readln (x);

If x > 0 then M:= x+1 else M:=sqr (x);

Writeln ('M = ', M:3:3);

Readln;

End.

Закрепление. Выполнение задания на компьютере. Учащимся предлагается индивидуальные карточки с заданием. После решения ученик показывает задачу учителю и получает новую карточку. За урок предлагается решить 2 задачи на индивидуальных карточках (одна на полное ветвление, а другая на не полное ветвление ).

Карточки.

Вычислить y=()x2, если х<0.

Вычислить р=х+1, если х>0.

Вычислить f=30-c, если c<0, либо f=c/4, если c0

F=

Вычислить y=x+1, если х<0, либо y=2x, если x0

Y=

Вычислить z= (+5)x3, если х<0, либо z=+2x, если x0

Z=

Вычислить x=()y4, если y>0.

Вычислить a=2b+, если b0, либо a=, если b<0

A=

Вычислить c= (x3-), если х0, либо c=+2, если x>0

Z=

Домашнее задание.

Вариант 1.

По заданным предложениям построить блок - схему и угадать известную поговорку или пословицу.

Если не будешь трудиться, то не сваришь ухи.

Ответ. "Без труда не вытащишь рыбку из пруда"

2. Попробуйте сформулировать известную русскую пословицу по её блок- схеме.

(Болен - лечись, а здоров - берегись)

Вариант 2.

По заданным предложениям построить блок - схему и угадать известную поговорку или пословицу.

1. Если сам натворил бед, то сам и отвечай.

Ответ. "Сам кашу заварил, сам и расхлебывай"

2. Попробуйте сформулировать известную русскую пословицу по её блок- схеме.

(Где умному горе, там глупому веселье.)

Урок заканчивается выставлением оценок за работу на уроке и подведением итогов.