План урока.
Выбранное направление - программирование.
11 класс, 2 часа.
Тип урока: комбинированный.
Цель: Познакомиться с разветвляющимися алгоритмами.
Задачи:
- Образовательная:
- ввести понятия о разветвляющихся алгоритмах.
- познакомить с условным оператором If..then.
- научить применять условный оператор при решении задач.
- Развивающая: развитие алгоритмического мышления, внимательности, памяти.
- Воспитательная: развитие познавательного интереса, логического мышления.
Средства обучения:
- технические средства: компьютер с операционной системой MS Windows; мультимедийный проектор;
- программные средства: презентация, подготовленная в PowerPoint, Turbo Pascal 7.0.
- раздаточный материал: карточки с пословицами, карточки с домашним заданием.
Ход урока
Демонстрационный слайд 1
Актуализация знаний.
Фронтальный опрос.
- Что такое переменная? (Область памяти, ячейка компьютера)
- Назвать основные типы данных. (real, integer, char, boolean)
- Каким может быть значение переменной типа integer? (может быть положительное и отрицательное целое число, а также ноль)
- Дать определение вещественному типу данных. (переменная типа real используется для хранения чисел с дробной частью)
- Что называется логическим типом данных? (тип данных, представляемый двумя значениями True (истина) и False (ложь) )
- Какие логические операции введены для работы с логическими операндами? (not, or, and)
Автоматический (машинный) контроль. Приложение 1
Объяснение нового материала.
Наша жизнь была бы скучной и неинтересной, если бы все наши действия и поступки были бы заранее предопределены (запрограммированы), - мы бы тогда были похожи на роботов, безумно выполняющих готовые инструкции. Но наша жизнь очень часто, почти ежедневно, преподносит нам сюрпризы, заставляя думать и принимать решения в зависимости от создавшейся ситуации, т.е. часто требуется от конкретного условия выбрать один из двух или более различных вариантов вычислительного процесса. В зависимости от того выполняется условие или нет, будет реализовываться одна ветвь, в которой может быть, одно или несколько действий.
Например.
Если идет дождь, то сижу дома, иначе иду в кино.
Если идет дождь, то мы берем с собой зонтик.
Демонстрационный слайд 2
Ветвление - эта такая форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения или невыполнения некоторого условия совершается либо одна, либо другая последовательность действия.
При реализации разветвляющихся алгоритмов различают, полное и не полное ветвление.
Демонстрационный слайд 3
Не полное ветвление.
Допустим, Вы собрались пойти в кинотеатр на сеанс 12.00. Алгоритм покупки билетов может выглядеть так:
Подойти к кассе
Если билеты на сеанс 12.00 имеются, то купить билеты
Отойти от кассы.
If <условие> then <серия> (Серия есть только на одной веточке)
Демонстрационный слайд 4
Полное ветвление.
Представьте, что Вам надо добраться с остановки "Поспелова" до остановки "Комбинат", если Вы не знаете, закончился ли ремонт прямой трассы остановка "Поспелова" - "Комбинат": Вам придется воспользоваться следующим алгоритмом.
Если ремонт дороги закончился, то сесть на автобус №7, иначе сесть на автобус №102 и пересесть на автобус №2.
Демонстрационный слайд 5
If <условие> then <серия1> else <серия2>
Задание.
1. Вам предлагается по заданным предложениям построить блок - схему и угадать известную поговорку или пословицу.
Если два дела одновременно делать, то ничего не получиться.
Ответ. "За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь"
Если делать дело не торопясь, то быстрее его закончишь.
Ответ. "Тише едешь - дальше будешь"
2. Попробуйте сформулировать известную русскую пословицу по её блок- схеме. (карточки с заданиями) Приложение 2, Приложение 3
Пример 1. Разобрать на доске
Составить блок-схему и программу, вычисляющую квадратный корень из х. (В = , если х>=0)
Математическая формулировка:
Уравнение В = имеет решение, при х>=0, поэтому необходимо проверить условие вычисления квадратного корня. Прежде чем вычислить корень из заданного числа необходимо сравнить его с 0, если оно меньше 0, то можно сказать, о том, что решения нет.
Program root;
Uses crt;
Var B, x: real;
Begin
Clrscr;
Write ('Введите переменную х='); readln (x);
If x >= 0 then B:= sqrt(x);
Writeln ('B = ', B:3:3);
Readln;
End.
Пример 2. Разобрать на доске.
Составить блок - схему и программу, вычисляющую систему уравнения.
М=
Program system;
Uses crt;
Var M, x: real;
Begin
Clrscr;
Write ('Введите переменную х='); readln (x);
If x > 0 then M:= x+1 else M:=sqr (x);
Writeln ('M = ', M:3:3);
Readln;
End.
Закрепление. Выполнение задания на компьютере. Учащимся предлагается индивидуальные карточки с заданием. После решения ученик показывает задачу учителю и получает новую карточку. За урок предлагается решить 2 задачи на индивидуальных карточках (одна на полное ветвление, а другая на не полное ветвление ).
Карточки.
Вычислить y=()x2, если х<0.
Вычислить р=х+1, если х>0.
Вычислить f=30-c, если c<0, либо f=c/4, если c0
F=
Вычислить y=x+1, если х<0, либо y=2x, если x0
Y=
Вычислить z= (+5)x3, если х<0, либо z=+2x, если x0
Z=
Вычислить x=()y4, если y>0.
Вычислить a=2b+, если b0, либо a=, если b<0
A=
Вычислить c= (x3-), если х0, либо c=+2, если x>0
Z=
Домашнее задание.
Вариант 1.
По заданным предложениям построить блок - схему и угадать известную поговорку или пословицу.
Если не будешь трудиться, то не сваришь ухи.
Ответ. "Без труда не вытащишь рыбку из пруда"
2. Попробуйте сформулировать известную русскую пословицу по её блок- схеме.
(Болен - лечись, а здоров - берегись)
Вариант 2.
По заданным предложениям построить блок - схему и угадать известную поговорку или пословицу.
1. Если сам натворил бед, то сам и отвечай.
Ответ. "Сам кашу заварил, сам и расхлебывай"
2. Попробуйте сформулировать известную русскую пословицу по её блок- схеме.
(Где умному горе, там глупому веселье.)
Урок заканчивается выставлением оценок за работу на уроке и подведением итогов.