Цель урока: закрепить навык деления на двузначное число.
Задачи урока: продолжить работу по формированию умения выполнять устное и письменное деление четырёхзначных чисел на двузначное; учить вычислять доли числа; совершенствовать умение решать задачи и сложные уравнения; закрепить представления учащихся об изученных формах поверхности нашей Родины, используя межпредметную связь с познанием мира; обогатить запас знаний учащихся о заповедных зонах Казахстана; развивать мышление, грамотную устную и письменную математическую речь; воспитывать чувства патриотизма.
Тип урока: урок закрепления знаний.
Технология: интегрированное обучение.
Система обучения: традиционная.
Оборудование: учебник, тетрадь, доска, физическая карта Казахстана, у каждого учащегося атлас с картой Казахстана, карточки разных уровней сложности для индивидуальной работы.
Ход
1. Психолого-педагогический настрой
– Ребята, какой праздник приближается? (16 декабря – День Независимости РК)
Сегодня на уроке мы совершим путешествие по нашему любимому Казахстану.
2. Актуализация знаний для подготовки к новой теме:
1. Обобщение знаний учащихся о территории Казахстана учителем:
– Наш Казахстан находится на материке Евразия. По величине территории Казахстан входит в десятку крупнейших стран мира.
Казахстан поражает не только своими размерами, но и природными контрастами. Например, когда у подножья гор на юге зацветают вишни и абрикосы, то на севере республики ещё трещат морозы и бушуют бураны.
Сегодня на уроке вы узнаете много новой информации о нашей республике, выполнив ряд заданий.
2. Устный счёт:
а) Какова численность населения Казахстана,
если она составляет 1/10 числа 150 млн. (15 млн.
человек)
б) Сократив 300000 км на 100, вы узнаете, на сколько
километров простирается территория Казахстана с
запада на восток (3000 км) А увеличив 850 в 2 раза,
узнаете протяжённость с севера на юг (1700 км)
в) Посчитав 49150 без 1150, вы узнаете количество
больших и малых озёр Казахстана (48000)
г) Протяжённость границ Казахстана равна
значению произведения 5 и 3000 (15000 км)
д) Протяжённость границ на суше вы узнаете,
разделив значение суммы чисел 20000 и 4000 на 2.(12000 км)
Остальные границы по Каспийскому и Аральскому
морям (3000 км)
е) Средняя глубина Каспийского моря равна 7/ 8
числа 800 (700 м)
ж) Уменьшив 6 км в 100 раз, вы узнаете длину озера
Шайтанколь – одного из чудес природы Казахстана,
находящегося в Каркаралы – месте отдыха многих
карагандинцев (60 м)
з) Ширину этого озера можно узнать, увеличив 4 дм в
100 раз (40 м)
и) А 4 км без 1800 м укажут на высоту, на которой
расположено это озеро (2200 м)
Послушайте эту информацию:
Одно из красивейших мест Казахстана– Каркаралы. Горные отроги Каркаралы притягивают взгляд красотой своих рек, озёр, гор и сосново – еловых лесов. Земли Каркаралы наполнены сказами и легендами. Среди них есть невероятный сказ об озере Шайтанколь.
Озеро расположено на вершине горы Бугылы. Одна сторона высокая отвесная скала, а другая – с крутым подъёмом.
Не зря народ прозвал это озеро – “озеро шайтанов”. В середине озера образуются чёрные извилистые волны. Люди боятся плавать в этом озере. Несмотря на то, что берега находятся недалеко друг от друга, люди, стоящие на противоположных берегах, не могут увидеть друг друга. И обычно восклицают: “ Куда ты, чёрт (шайтан) побери, делся?!”. Так стали называть это озеро Шайтанколь. Даже одно то, что озеро расположено на самой верхушке горы – большая загадка природы.
3. Во время устного счёта два ученика у доски, выполняя задания на карточках, находят протяжённость самых длинных границ Казахстана
5760 : 12 + 5987 = 6467 км с Россией
2325 – 400 : 16 = 2300 с Узбекистаном
3. Организация восприятия и осмысления новой информации
1. Ребята, вы знаете столицу нашего государства. Это … (Астана) Но столицей она стала в 1997 году. А какой город был столицей до этого? (Алматы)
Давайте поработаем с атласом и узнаем расстояние от Астаны до Алматы (масштаб 1 см – 80 км)
80 км * 13 см = 1040 км
2. А теперь познакомимся с рельефом Казахстана.
На территорию Казахстана входит одна из самых крупных горных систем Азии – Тянь-Шань (с китайского “ небесные горы”. Решив пример, мы узнаем высоту самой высокой точки Заилийского Алатау (северный хребет Тянь– Шаня) пика Талгар (4973)
Разноуровневые задания:
высокий уровень:
1028600 : 10 – (97550 + 800 : 32) – 26 * 12 =
низкий уровень:
456 :8 + (6000 – 1964) + 62 * 15 – 102 : 2 =
Карточки с высотой вставляются в карту на местонахождение горы.
3. Пока учащиеся находят высоту пика Талгар, 2 ученика у доски решают два сложных уравнения с подробным объяснением и находят высоту пика Тастау (2992 м) и самой высокой точки Мангыстауских гор – Бесшокы (556 м)
4* (Х – 2741) = 24296 – 23292
718 – Х : 2 = 8800 : 20
Карточки с высотами вставляются в карту на местонахождение г7ор.
4. Итак, вы узнали высоту Мангыстауских гор – 556 м. А высота Алтайских гор на территории Казахстана в 8 раз выше Мангыстауских. На сколько Алтайские горы выше Мангыстауских? (элементы краткой записи на карте)
5. Выполнив следующее задание, вы узнаете протяжённость самых длинных рек, протекающих по территории Казахстана
Ертыс | Общая длина | Длина в Казахстане |
(4248, 1700) | 5000 – а = 752 | 34 * 50 |
Есиль | ||
(2450, 1400) | в : 5 = 490 | 28000 : 20 |
Или | ||
(1439, 815) | 1900 – У = 461 | 1900 – 1085 |
Сырдарья | ||
(2212, 1400) | С * 2 = 4424 | 70 * 20 |
6. Задача
Из Алматы и Караганды, расстояние между которыми 800 км, одновременно выехали два автомобиля навстречу друг другу и встретились через 6 часов. Первый ехал со скоростью 70 км/ч. Найдите скорость второго автомобиля. (Условия задачи оформляются с помощью карточек на карте)
4. Подведение итога
– Что нового узнали на уроке?
– Что вам понравилось на уроке больше всего?
5. Домашнее задание
Придумать задачу, используя физическую карту Казахстана.