Интегрированный урок (математика + познание мира) по теме "Умножение и деление на двузначное число. Путешествие по карте Казахстана"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: закрепить навык деления на двузначное число.

Задачи урока: продолжить работу по формированию умения выполнять устное и письменное деление четырёхзначных чисел на двузначное; учить вычислять доли числа; совершенствовать умение решать задачи и сложные уравнения; закрепить представления учащихся об изученных формах поверхности нашей Родины, используя межпредметную связь с познанием мира; обогатить запас знаний учащихся о заповедных зонах Казахстана; развивать мышление, грамотную устную и письменную математическую речь; воспитывать чувства патриотизма.

Тип урока: урок закрепления знаний.

Технология: интегрированное обучение.

Система обучения: традиционная.

Оборудование: учебник, тетрадь, доска, физическая карта Казахстана, у каждого учащегося атлас с картой Казахстана, карточки разных уровней сложности для индивидуальной работы.

Ход

1. Психолого-педагогический настрой

– Ребята, какой праздник приближается? (16 декабря – День Независимости РК)

Сегодня на уроке мы совершим путешествие по нашему любимому Казахстану.

2. Актуализация знаний для подготовки к новой теме:

1. Обобщение знаний учащихся о территории Казахстана учителем:

– Наш Казахстан находится на материке Евразия. По величине территории Казахстан входит в десятку крупнейших стран мира.

Казахстан поражает не только своими размерами, но и природными контрастами. Например, когда у подножья гор на юге зацветают вишни и абрикосы, то на севере республики ещё трещат морозы и бушуют бураны.

Сегодня на уроке вы узнаете много новой информации о нашей республике, выполнив ряд заданий.

2. Устный счёт:

а) Какова численность населения Казахстана, если она составляет 1/10 числа 150 млн. (15 млн. человек)
б) Сократив 300000 км на 100, вы узнаете, на сколько километров простирается территория Казахстана с запада на восток (3000 км) А увеличив 850 в 2 раза, узнаете протяжённость с севера на юг (1700 км)
в) Посчитав 49150 без 1150, вы узнаете количество больших и малых озёр Казахстана (48000)
г) Протяжённость границ Казахстана равна значению произведения 5 и 3000 (15000 км)
д) Протяжённость границ на суше вы узнаете, разделив значение суммы чисел 20000 и 4000 на 2.(12000 км) Остальные границы по Каспийскому и Аральскому морям (3000 км)
е) Средняя глубина Каспийского моря равна 7/ 8 числа 800 (700 м)
ж) Уменьшив 6 км в 100 раз, вы узнаете длину озера Шайтанколь – одного из чудес природы Казахстана, находящегося в Каркаралы – месте отдыха многих карагандинцев (60 м)
з) Ширину этого озера можно узнать, увеличив 4 дм в 100 раз (40 м)
и) А 4 км без 1800 м укажут на высоту, на которой расположено это озеро (2200 м)

Послушайте эту информацию:

Одно из красивейших мест Казахстана– Каркаралы. Горные отроги Каркаралы притягивают взгляд красотой своих рек, озёр, гор и сосново – еловых лесов. Земли Каркаралы наполнены сказами и легендами. Среди них есть невероятный сказ об озере Шайтанколь.

Озеро расположено на вершине горы Бугылы. Одна сторона высокая отвесная скала, а другая – с крутым подъёмом.

Не зря народ прозвал это озеро – “озеро шайтанов”. В середине озера образуются чёрные извилистые волны. Люди боятся плавать в этом озере. Несмотря на то, что берега находятся недалеко друг от друга, люди, стоящие на противоположных берегах, не могут увидеть друг друга. И обычно восклицают: “ Куда ты, чёрт (шайтан) побери, делся?!”. Так стали называть это озеро Шайтанколь. Даже одно то, что озеро расположено на самой верхушке горы – большая загадка природы.

3. Во время устного счёта два ученика у доски, выполняя задания на карточках, находят протяжённость самых длинных границ Казахстана

5760 : 12 + 5987 = 6467 км с Россией

2325 – 400 : 16 = 2300 с Узбекистаном

3. Организация восприятия и осмысления новой информации

1. Ребята, вы знаете столицу нашего государства. Это … (Астана) Но столицей она стала в 1997 году. А какой город был столицей до этого? (Алматы)

Давайте поработаем с атласом и узнаем расстояние от Астаны до Алматы (масштаб 1 см – 80 км)

80 км * 13 см = 1040 км

2. А теперь познакомимся с рельефом Казахстана.

На территорию Казахстана входит одна из самых крупных горных систем Азии – Тянь-Шань (с китайского “ небесные горы”. Решив пример, мы узнаем высоту самой высокой точки Заилийского Алатау (северный хребет Тянь– Шаня) пика Талгар (4973)

Разноуровневые задания:

высокий уровень:

1028600 : 10 – (97550 + 800 : 32) – 26 * 12 =

низкий уровень:

456 :8 + (6000 – 1964) + 62 * 15 – 102 : 2 =

Карточки с высотой вставляются в карту на местонахождение горы.

3. Пока учащиеся находят высоту пика Талгар, 2 ученика у доски решают два сложных уравнения с подробным объяснением и находят высоту пика Тастау (2992 м) и самой высокой точки Мангыстауских гор – Бесшокы (556 м)

4* (Х – 2741) = 24296 – 23292

718 – Х : 2 = 8800 : 20

Карточки с высотами вставляются в карту на местонахождение г7ор.

4. Итак, вы узнали высоту Мангыстауских гор – 556 м. А высота Алтайских гор на территории Казахстана в 8 раз выше Мангыстауских. На сколько Алтайские горы выше Мангыстауских? (элементы краткой записи на карте)

5. Выполнив следующее задание, вы узнаете протяжённость самых длинных рек, протекающих по территории Казахстана

Ертыс Общая длина Длина в Казахстане
(4248, 1700) 5000 – а = 752 34 * 50
Есиль    
(2450, 1400) в : 5 = 490 28000 : 20
Или    
(1439, 815) 1900 – У = 461 1900 – 1085
Сырдарья    
(2212, 1400) С * 2 = 4424 70 * 20

6. Задача

Из Алматы и Караганды, расстояние между которыми 800 км, одновременно выехали два автомобиля навстречу друг другу и встретились через 6 часов. Первый ехал со скоростью 70 км/ч. Найдите скорость второго автомобиля. (Условия задачи оформляются с помощью карточек на карте)

4. Подведение итога

– Что нового узнали на уроке?

– Что вам понравилось на уроке больше всего?

5. Домашнее задание

Придумать задачу, используя физическую карту Казахстана.