Проценты. 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Эпиграф: «Не СПИД, не туберкулёз погубят Россию, а пивной алкоголизм среди юного поколения». Геннадий Онищенко, главный санитарный врач РФ

Цели:

  • повторить проценты;
  • закрепить навыки решения задач на проценты;
  • профилактика пивного алкоголизма.

Оборудование:

Ход урока

Слайд 1. (Приложение 3)

Тема нашего урока «Проценты». Мы повторим и закрепим всё, что мы узнали о процентах, закрепим навыки решения задач на проценты.

Давайте вспомним:

  1. Что такое процент?
  2. Как найти % от числа?
  3. Как найти число по его проценты?
  4. Как найти, сколько процентов составляет одно число от другого?
  5. Вспомним формулу простого процентного роста.

Sn = (1 + pn/100) · S,

S – начальный взнос, р – процентный рост, n – количество дней или месяцев, Sn – конечный результат.

Посчитаем устно:

  1. Замени % числами: 2%; 56%; 1,7% 104% 12/3%.
  2. Вырази в %: 0,04; 0,32; 0,7; 0,005; 1,8; 6; 1/25.
  3. Округли число и вырази его в %: 0,715; 0,3961; 0,09595.
  4. Сколько % составляет: 8% от 6 кг; 30% от 15 м; 200% от 72 л.
  5. От какой величины: 7% составляет 7 руб. 25% сост. 10 г.
  6. Сколько % составляет: 30 с от 50 с; 2,5 м от 20 м; 30 мин от 2 ч.

Слайд 2.

На нашем уроке, закрепляя проценты, мы рассмотрим одну из основных проблем нашего общества – пивной алкоголизм.

По словам главного санитарного врача РФ Геннадия Онищенко «Не СПИД, не туберкулёз погубят Россию, а пивной алкоголизм среди юного поколения».

Фрагмент документального фильма «Чижик пыжик, где ты был…» (3 мин 24 с) (Приложение 4)

Слайд 3.

Детский алкоголизм отличается злокачественным течением. Взрослый человек может спиваться на протяжении длительного времени, прежде чем достичь критической стадии, а подростку достаточно 2-3 года систематически, раз или два в неделю, употреблять то же пиво – и можно смело ставить диагноз. Ребёнка уже не вылечить, можно лишь добиться кратковременной ремиссии.

В ежедневном употреблении спиртного признались 5,3% учащихся, 1-2 раза в неделю выпивают 23,6% респондентов, с частотой один-два раза в месяц 31,9%.

Если 10-15 лет назад больных с такой зависимостью было один – два на сто алкоголиков, то сейчас – более 10.

Согласно исследованиям, проведённым кафедрой биомедицинских основ безопасной жизнеспособности Красноярского государственного университета, из 4000 опрошенных человек в возрасте от 7 до 20 лет, в числе первоклассников оказалось 48% употребляющих алкогольные напитки, что в 12 раз превосходит показатели 10-12 летней давности.

Задача 1.

Из 4000 первоклассников 48% употребляют пиво, что в 12 раз превосходит показатели 10 летней давности. Сколько первоклассников употребляют пиво? Сколько % составляют число первоклассников употреблявших пиво в 2000 г. от количества первоклассников употребляющих алкоголь в 2010 г.?

4000 · 0,48 = 1920 (уч.) – в 2010 г.
1920 : 12 = 160 (уч.) – в 2000 г.
160 : 1920 ≈ 0,08 = 8%

Задача 2.

В ежедневном употреблении спиртного признались 212 учащихся, что составляет 5,3% от опрошенных. Какое количество школьников опросили?

212 : 0,053 = 4000.

Вред пива для человеческого организма очень обширен. Гибель клеток головного мозга, нарушение функций спинного мозга, гепатит, панкреатит, гастрит, невропатия, поражения зрительного и слухового анализаторов и другие заболевания.

Больные пивным алкоголизмом попадают в больницы в крайне тяжёлом, запущенном состоянии, чаще всего с выраженным слабоумием и снижением личностной оценки.

Слайд 4.

Самое разрушительное и вредное последствие неумеренного потребления пива – больное сердце или как назвал его немецкий врач профессор Болингер «пивное сердце».

Кобальт, применяемый в качестве стабилизатора пены и углекислый газ, попадая в организм с пивом, приводят к варикозному расширению вен и расширению границ сердца. Так возникает синдром «пивного сердца» или синдром «капронового чулка», когда сердце провисает, становится дряблым и плохо качает кровь.

Задача 3.

Содержание в пиве кобальта - токсичного элемента в сердечной мышце у употребляющих пиво превышает допустимую норму в 10 раз. На сколько % превышена допустимая норма содержания кобальта в сердечной мышце. (на 900 %).

Слайд 5.

Ещё один орган, который страдает от алкоголя – это печень.

От частого употребления спиртного может развиться такое заболевание, как цирроз печени.

Цирроз – это процесс замещения нормальной структуры печени рубцовой тканью, приобретающей форму узлов.

Такое заболевание чаще всего заканчивается летальным исходом.

Задача 4.

В терапевтическом отделении больницы города N находятся 14% больных циррозом печени. Из них 59,2 % случаев – алкогольный цирроз (статистические данные). Сколько % всех больных терапевтического отделения составляют больные алкогольным циррозом печени? (0,14 · 0,592 = 0,08 = 8%).

Слайд 6.

Пиво и слабоалкогольные напитки пользуются большой популярностью у молодёжи, подкрепляемой рекламой. Подростковый возраст является наиболее опасным с точки зрения привыкания к алкоголю и алкоголизации, особенно для девочек.

Данные последних лет свидетельствуют, что алкоголизм в юношеском возрасте формируется вследствие приёма пива, либо слабоалкогольных напитков. Это в немалой степени способствует снижению уровня средней продолжительности жизни и росту показателя преждевременной смертности населения. Вместе с тем наблюдается рост производства слабоалкогольных напитков и пива.

Задача 5.

В первом полугодии 2010 года объём розничной продажи алкогольных напитков и пива составил 779 млн. руб., что на 8,1% больше, чем в первом полугодии 2009 года. Во сколько раз увеличился объём розничной продажи алкоголя за год.

Решение:

779 : 108,1 = 720, млн. руб. (2009 г.)
779 : 720,6 = 1,08

Увеличение в 1,08 раз.

Задача 6.

В 2001 г. потребление пива на душу населения составило 45 литров. В 2010 г. – 77 литров на душу населения. Найти процентный рост потребления пива в год, считая его постоянным.

Решение:

Sn = (1 + pn/100) · S

77 = (1 + 9p/100) · 45

0,09p = 77/45 – 1

р = 0,079 =7,9%

Дополнительная задача.

По закону о защите прав потребителя продавец несёт ответственность за каждый день задержки выполнения требований потребителя о замене некачественного товара в размере 1% стоимости товара. Какова была стоимость товара, если с учётом задержки на 45 дней продавец вынужден был заплатить 1203,5 рублей?

Решение:

p = 1%, n = 45, Sn = 1203,5

Sn = (1 + pn/100) · S

1203,5 = (1+ 0,45 ) · S , S = 830 рублей.

Подведём итог урока.

Актуально ли сегодня знание процентов?

Какие выводы вы сделали для себя из данного урока?

Домашнее задание.

Список литературы:

  1. Г.В. Дорофеев, Л.Г. Петерсон. Математика 6 класс.
  2. Вред пива и пивной алкоголизм theme.orthodoxy.ru/pivo
  3. Пивной алкоголизм – Борьба с алкоголизмом alku.ru/.../pivnoi-alkogolizm.html
  4. В качестве иллюстраций были использованы кадры из документальных фильмов: Документальный фильм «Чижик-пыжик, где ты был?..» Документальный фильм «Давайте выпьем!»