Обмен веществ и энергии в организме человека. 8-й класс

Разделы: Биология, Презентация к уроку

Класс: 8


Человек есть то, что он ест.
Л.Фейербах

Цели урока:

Образовательные:

  • Сформировать у учащихся знания о взаимосвязи процессов, происходящих в организме человека,
  • усвоение учащимися различий в процессах пластического и энергетического обмена;
  • продолжить развитие понятия об организме, как едином целом, о постоянстве внутренней среды организма;
  • закрепить знания по теме "Пищеварение".

Воспитательные:

  • Формирование у учащихся культуры рационального питания;
  • развитие толерантного отношения к людям с нарушением обмена веществ.

Оборудование:

  • Компьютер, проектор, мультимедийная презентация по теме "Обмен веществ и энергии в организме человека";
  • Раздаточный материал: "Суточные энергетические затраты взрослого человека", "Энергетическая ценность некоторых продуктов питания", "Примерные нормы потребности питательных веществ за сутки".

Задача урока: Научиться составлять меню, основываясь на принципах рационального питания

Ход урока

1. Актуализация знаний.

Для того, чтобы вспомнить ранее изученные этапы пищеварения и строение органов пищеварительной системы, проводится "Разминка".

РАЗМИНКА

  1. Разделите количество зубов здорового человека на количество букв в названии вещества, составляющего 98% слюны. (32:4(вода) = 8)
  2. Количество букв в названии самой большой пищеварительной железы сложите с количеством клыков в ротовой полости человека. (6(печень)+4=10)
  3. Количество букв в фамилии русского ученого - физиолога, изучившего механизм слюноотделения умножить на количество отделов тонкого кишечника (6(Павлов)х3=18)
  4. Количество букв в названии вещества, ускоряющего переваривание пищи сложить с количеством резцов в ротовой полости человека. (7(фермент)+8=15)
  5. Какое слово получится, если от общего названия паразитических червей, обитающих в кишечнике человека (в един.числе)убрать первую букву?(глист=лист)
  6. Назовите орган пищеварительной системы, получивший свое название от названия обогревательного приспособления в русской избе. (печь-печень)
  7. Назовите орган пищеварительной системы, получивший свое название от названия плода дуба. (желудь-желудок)
  8. Умножьте количество букв в названии органического вещества, состоящего из аминокислот на количество слюнных желез в ротовой полости. (5(белок)х6=30)
  9. Назовите слово, которое получится если из слова, обозначающего часть зуба выделяющуюся в ротовую полость убрать суффикс. (коронка=корона)
  10. Назовите часть пищеварительной системы, включающую в себя число месяцев в году (12-перстная кишка)

За каждый правильный ответ ученики получают жетоны (количество жетонов в конце урока позволяет выставить объективную оценку за урок)

2. Изучение нового материала и закрепление пройденного ранее.

Учитель: Посмотрите на эпиграф нашего урока. Прав ли Л.Фейербах? При всём многообразии продуктов питания - состоят они всего из 3-типов питательных веществ: белков, углеводов и жиров. А так же с пищей к нам в организм попадает ещё и вода и растворенные в ней минеральные соли и витамины. Представьте себе, что за 70 лет жизни человек съедает: воды - 50тонн; белков - 2,5 тонны; жиров - 2тонны; углеводов - 10тонн; соли - 0,2 тонны!

Но вы знаете, что молекулы питательных веществ слишком крупны для того, чтобы всасываться в кровь, им необходимо расщепиться до более мелких молекул. И молекулы эти - глюкоза, аминокислоты , глицерин и жирные кислоты.

(Ученикам предлагается заполнить розданные ранее таблички и затем сравнить их с представленными на слайдах верными вариантами).

Вариант №1.Заполните таблицу, внеся в соседнюю строку название отдела, в котором начинают перевариваться данные вещества

Вещества Отдел пищеварительной системы
Белки  
Углеводы  
Жиры молочные  
Мальтоза  
Пептиды  
Жиры, кроме молочных  

Вариант №2 Заполните таблицу, внеся в соседнюю строку название ферментов, которые расщепляют данные вещества

Вещества Название фермента
Белки  
Углеводы  
Жиры  
Мальтоза  
Пептиды  

Вариант №3. Заполните таблицу, внеся в соседнюю строку часть организма, в которую всасываются полученные вещества

Вещества Куда всасываются
Глюкоза  
Аминокислоты  
Глицерин и жирные кислоты  

Давайте вспомним, в каких отделах пищеварительной системы происходят эти процессы. (Слайд 6). Расщепление сложных веществ происходит под действием биологических катализаторов - ферментов. Каждый фермент может катализировать только одну пищеварительную реакцию (Слайд 7). Получившиеся в результате этих реакций мономеры всасываются во внутреннюю среду организма (Слайд 8).

Но для чего мы питаемся? Для того, чтобы получить удовольствие от вкуса пищи? Для того, чтобы не ощущать чувство голода? Нет! При расщеплении питательных веществ выделяется энергия, которая необходима организму для жизни. Все процессы, происходящие в организме (дыхание, движение, рост, развитие и другие), не могли бы осуществляться без энергии.

Для измерения энергетической ценности(калорийности пищи) и энергетических затрат (работы организма) пользуются одними и теми же единицами калориями (кал) и килокалориями (Ккал). Одна килокалория равна 1000 калорий.1 Ккал = 1000 кал Одна калория равна затратам при нагревании 1 г воды на 1 °С.

В мире 60 % людей страдают от недостаточного питания - мало белков,15% людей- мало калорийная пища. В то же время - 70 % людей в развитых странах страдает от переедания

Итак, мы перешли к проблеме нерационального питания. Каковы причины нарушения обмена веществ? Можно ли самому регулировать этот процесс? Как избежать болезней и сохранить здоровье, правильно питаясь?

Основа этих знаний - знание принципов рационального питания.

1. Умеренность в питании.

Основная идея этого принципа: количество затраченной энергии = количеству полученной энергии. Для пополнения энергетических запасов необходимо, чтобы в получаемой за сутки пище, содержалось то количество энергии, которое человек тратит в течение суток. В питании должен соблюдаться энергетический баланс. (См. Приложение№1)

Приложение №1. Суточные энергетические затраты взрослого человека

Женщины

18-54 года

Малоподвижные

Активные

Спортсменки

Беременные

1940 Ккал

2150 Ккал

2500 Ккал

2700 Ккал

55-74 года

Малоподвижные

Активные

1900 Ккал

2000 Ккал

75 лет и более

Малоподвижные

1810 Ккал

Мужчины

18-34 года

Малоподвижные

Активные

Спортсмены

2510 Ккал

2900 Ккал

3350 Ккал

35-64 года

Малоподвижные

Активные

Спортсмены

2400 Ккал

2750 Ккал

3350 Ккал

65 и более

Малоподвижные

2200 Ккал

Суточные затраты энергии зависят от: возраста, пола, массы тела, трудовой деятельности, климатических условий.

2. Разнообразие пищи.

Ожирение или избыточное отложение жира, как результат деформированного обмена веществ, является результатом не избытка энергии из потребляемых продуктов питания, а определяется характером потребляемых продуктов, то есть их составом - содержанием в них белков, жиров и углеводов. (См. Приложение №2)

Приложение №2 "Энергетическая ценность различных продуктов питания"

Продукт Белки г Жиры г Углеводы г Энергетическая ценность, ккал
Хлеб пшеничный 7,6 0,9 49,7 240
Хлеб ржаной 5.5 1,0 34.0 170
Молоко 7.3 8,0 11,8 148
Сыр голландский 26.8 27,3 - 353
Творог 14,0 18,0 1,3 223
Подсолнечное масло 0 99,8 0 899
Сахар 0 0 99,8 379
Пирожное с кремом 4,1 29 34,8 417
Говядина отварная 25,8 16,0 0 256
Колбаса докторская 11,4 20,1 1,8 240
Курица жареная 26,5 11,0 0 204
Камбала жареная 15,9 15,1 0 212
Борщ 5.8 23,1 34,7 270
Бульон мясной 1.2 0.4 0 8
Яйцо отварное 12,8 20,9 0,8 159
Картофель отварной 2,1 0,4 16,9  

3. Режим приёма пищи.

Опираясь на физиологию пищеварения, можно наиболее рационально распределить прием разнохарактерной пищи в течение дня. Утром, когда организм отдохнул во время сна, мы особо не нуждаемся в притоке энергии. Поэтому утром должна потребляться легкоусваиваемая пища: фрукты и свежевыжатые овощные и фруктовые соки. Крахмалистую пищу желательно употреблять на обед в связи с тем, что она на свое переваривание и усвоение требует значительно больше энергии, чем фрукты, к тому же крахмалистая пища дает нам основную энергию, которую мы будем использовать во второй половине дня. Вечером желательно употреблять белковую пищу, потому что она переваривается дольше 4 часов и нужна нам для возмещения структур, которые распались за день и их надо восстановить.

В заключение необходимо отметить, что любые знания, в том числе и знания о сложных обменных процессах, происходящих в организме человека, должны способствовать повышению общей культуры человека, в том числе и культуры здорового образа жизни, в свою очередь, частью которой является правильное питание.

3.Самостоятельная работа учащихся:

Учащимся предлагается ответить на вопросы теста с последующей взаимопроверкой.

ТЕСТ

Укажите номера верных утверждений

  1. Все питательные вещества, поступающие в организм, подвергаются перевариванию.
  2. Химическая переработка пищи происходит с помощью ферментов.
  3. В ротовой полости находятся 3 слюнные железы.
  4. У взрослого здорового человека 32 зуба.
  5. Зубы мудрости не имеют предшественников - молочных зубов.
  6. В желудке пища обрабатывается желудочным соком.
  7. Белки в желудке перевариваются до аминокислот.
  8. Все переваренные пищевые частицы всасываются в кровь.
  9. Все витамины хорошо растворяются в воде.
  10. Заболевания вызывает только недостаток витамина, но не его избыток.
  11. Дети чаще болеют рахитом зимой, чем летом.
  12. Витамин С укрепляет иммунную систему организма.
  13. "Куриная слепота" не позволяет людям видеть в темноте.
  14. Для профилактики рахита грудным детям необходимо давать витамин Е.
  15. Ожирение и дистрофия возникают в результате нарушения обмена веществ.

4. Задание на дом. Основываясь на принципах рационального питания, составьте своё суточное меню.