Цель занятия: выяснить, какие «недетские вопросы» интересуют обучающихся начальной школы.
Задачи:
- обобщить знания детей о жизни коренной национальности Севера;
- определить отношение обучающихся к экологическим проблемам города;
- способствовать личностному росту школьников, развитию их активности и самостоятельности.
Творческие работы, подготовленные к уроку:
- Выставка детских работ (рисунки, поделки, проекты).
- Фотовыставка.
Оборудование:
- Карточки для голосования.
- Диск с мультфильмом «Крокодил Гена».
- Диск с худ. фильмом «Белый Бим – Черное Ухо».
- Иллюстрации из жизни саамов.
- Диск с фонограммой «Саамские напевы».
Ход мероприятия
Добрый день!
– Мы – ведущие … и … приветствуем вас в 25 студии на программе «Недетские вопросы».
– А вопросы и в самом деле – недетские. Из огромного числа вопросов, которые были предложены нам, мы решили остановиться на трех.
– В нашем вопросе будут участвовать не только наши корреспонденты, но и вы – зрители: наши гости и одноклассники. Вам предстоит ответить на вопросы и принять участие в голосовании.
– Наш эксперт, режиссер за пультом …
– Итак, мы начинаем.
(Видео заставка «Виды Мурманска»).
– Посмотрите, как красив наш город, сколько в нем прекрасных мест, и, конечно, для каждого из нас есть одно – самое лучшее. Мурманск – столица Кольского Севера. В нашем городе живут люди многих национальностей. А коренными жителями нашего края являются саамы. Об этом даже сказано в уставе Мурманской области. А много ли в городе мест связано с коренной народностью?
– Вот что об этом говорят наши корреспонденты.
– Да, действительно, много ли мест в нашем городе расскажут о саамских корнях? Чтобы ответить на этот вопрос, мы отправились в Краеведческий музей. Там мы узнали, что саамы древний малочисленный народ. Живут саамы, в основном, у нас на Кольском Севере, в Финляндии, Норвегии, Швеции. А по всему миру их насчитывается всего около 80 тысяч человек.
– Но, несмотря на это, саамы очень смелые, талантливые, выносливые люди. Жизнь на Севере очень трудна: скупая природа, долгая полярная ночь и короткое лето.
(Музыкальный фрагмент – саамский танец).
– Но саамы научились делать свою жизнь яркой и интересной. С жизнью саамов нас познакомила Нина Алексеевна Афанасьева. Она рассказала о гимне и флаге саамов, показала нам словарь и книги на саамском языке. Мы увидели одежду, которую шили и украшали саамские женщины, увидели интересные и полезные вещи, которыми пользовался этот народ.
– А еще Нина Алексеевна пела для нас народные песни и рассказывала о вкусном блюде – семге с морошкой. Жаль, не удалось попробовать.
– А вам, ребята, чем заполнилась эта встреча? (рассказы детей).
– Мы подумали о том, что нашему городу просто необходим Саамский центр, в котором бы были кафе, магазины, выставочный центр, сцена, игровые площадки. Мы придумали ему название – «Кувакса» А построить этот центр можно на площадке возле торгового центра ОКЕЙ. С этим предложением мы бы хотели обратиться к нашему мэру.
– А вы поддерживаете это предложение? («да» – зеленая карточка, «нет» – красная карточка).
– Выпал первый снег, и он решил одну из наших проблем.
(Фрагмент из мультфильма «Крокодил Гена».)
– Скажите, а как выглядит ваш двор?
– Как часто вы гуляете в своем дворе?
– Вам интересно в вашем дворе?
– Чтобы вы хотели видеть в своем дворе?
– (Обратиться с вопросами к зрителям).
– А наш школьный двор отвечает вашим интересам? В этом решили разобраться наши корреспонденты…
– На школьной конференции старшеклассники исследовали вопрос обустройства дворовых площадок, разработали и заказали новое оборудование, нашли спонсоров. Мы тоже заинтересовались этим вопросом. Наши фотокорреспонденты обошли несколько дворов, вот результаты их работы (демонстрация фотографий).
– Наша школа находится в центре города, здесь много офисов и магазинов. Мы обошли дворы соседних домов и ни в одном из них не обнаружили детской площадки. Те же, что существуют, представляют собой жалкое зрелище или используются для парковки автомобилей (фото).
– Одну площадку с качелями и песочницей мы все же нашли. Она находится во дворе магазина «Санта», но на ее воротах висит замок и табличка «Посторонним вход воспрещен». (Показать фото) Это нас очень удивило.
– Из опроса жителей микрорайона мы узнали, что их дети либо сидят дома, либо бродят по улицам без цели. А это очень опасно!
– Наша школа – школа продленного дня. В ней 8 начальных классов. После уроков мы все выходим гулять. Прогулка не только любимое занятие, но и полезное. На нашем большом и пустом школьном дворе можно только бегать или ходить вокруг школы. А это скучно и неинтересно. Ведь мы нравится кататься с горки, строить песочные города, лазать и просто посидеть на скамейке.
– Мы обратились с просьбой к нашему преподавателю физкультуры рассказать, что должно быть на спортивной площадке. Оказалось не так много: футбольные ворота для любимой игры мальчишек, дорожки для бега, мишени для метания, перекладины разной высоты, вообщем то, что «развивает жизненно необходимые навыки и физические качества».
– Из телевизионных репортажей, разговоров наших родителей мы знаем, что нашему мэру и его помощникам приходится думать об отопительном сезоне, ремонте дорог, домов, и на все это тоже нужны деньги.
– Изучив эту проблему, мы хотим попросить взрослых помочь нам в обустройстве школьного двора, тем более он остался единственным в микрорайоне. А мы обязуемся его беречь и сохранять, и предлагаем свои проекты.
– Чтобы этот вопрос не был для кого-то неинтересным, мы предлагаем послушать частушки.
Как у нашего у мэра
Голова болит за дело.
Приходите к нам гулять,
На площадке постоять.
Поглядите вы на нас:
Мы пришли с прогулки.
Обежали десять раз
Школы закоулки.
Папа к спонсору пошел,
Папа денежку нашел.
Сделал папа кабинет,
На площадку денег нет...
Посидели б на скамейке,
Покачались на скамейке,
Вы нас, взрослые, поймите,
Непременно помогите.
– Как вы думаете обустройство детских площадок, наших дворов, школьного участка – дело городских властей или жителей дома? («да» – зеленая, «нет» – красная.)
Видеозаставка. Фрагмент из фильма «Белый Бим – Черное Ухо».
– Чтение стихотворения Э. Асадова «Песня о собаке»
– Мне сейчас очень больно и стыдно. Люди бывают и жестокими и неблагодарными.
– Я обратила внимание на то, как много собак породистых и беспородных появилось на улицах нашего города.
– Это еще один «недетский вопрос» – отчего это происходит и как решается проблема бездомных и брошенных собак.
– Слово нашим корреспондентам.
– Человек давным-давно приручил животных.
– Собака – первый друг человека среди животных, верный, преданный, готовый всегда прийти на помощь, простить любую обиду. Собаки помогают охранять границу, спасают людей, есть собаки – поводыри для слепых, собаки – охотники…
– Конечно, всем ребятам хотелось бы иметь такого друга.
– Сейчас принят закон о содержании животных. Собаку не разрешается выгуливать без намордника и поводка; гулять разрешено только в специально отведенных местах. Детям младшего школьного возраста разрешается гулять только с собаками маленького размера.
– Содержать собаку, ухаживать за ней постоянно, уделять ей много времени – это очень трудно и ответственно. Это удается не всем, и часто собаки, исполнив роль плюшевой игрушки, оказываются на улице.
– Недавно мы побывали в одном из центров временного содержания животных в нашем городе. Нас очень удивило, как много там собак.
(Обращаются к ребятам).
– Какое впечатление на вас оказал приют?
– Что запомнилось?
– Какую помощь мы можем оказать приюту?
– Мы хотели бы сказать «спасибо» тем людям, которые заботятся об этих животных, помогают им найти нового хозяина. Но при всем их старании одни они справиться со всем этим не могут.
– Мы предлагаем устраивать благотворительные акции, выставки, выпускать открытки. Календари с напоминанием об этой помощи. А собранные средства пойдут на содержание таких приютов.
– А вы готовы взять собаку? – («да» – зеленую карточку, «нет» – красную)
ВЫВОД: сегодня мы затронули очень важные и интересные проблемы. Все они связаны с жизнью нашего города. Мы, взрослые, надеемся, что вы, как настоящие мурманчане, как наше будущее, не будете равнодушными никогда, и никогда не пройдете мимо проблем своего города, своей страны. Думайте о будущем, мечтайте о нем, оно меняется сегодня.