Урок нравственности "Образ жизни и здоровье"

Разделы: Классное руководство


В работе используется презентация. (Приложение 7)

(Презентация. Слайд 1)

«Мудрость рассчитывает только на себя,
посредственность – на всех остальных»
Конфуций (Приложение 1)

(Презентация. Слайд 2)

– Здравствуйте, ребята! Садитесь! Сегодня наш классный час особенный, волшебный. Сейчас мы с вами отправляемся в страну «Здоровье», где все жители этой страны никогда не болеют, потому что ведут здоровый образ жизни.

Что такое здоровье

Каждый выбирает для себя: здоровье или болезнь, свободу или рабство, радость или невзгоды. И тебе самому нужно научиться делать то, что способствует здоровью, свободе, радости.

Что такое здоровье? (Презентация. Слайд 3). Это состояние полного физического, психического, социального и духовного благополучия, а не просто отсутствия болезней и недугов.

Здоровый человек – это не только здоровые органы. Это и здоровые мысли, правильные поступки, умение отличать правду от неправды, это ощущение защищённости, признание в обществе.

Здоровый образ жизни (Презентация. Слайд 4) – это поведение, направленное на сохранение и укрепление здоровья, обеспечение высокого уровня работоспособности, активного долголетия.

Существует ЛЕГЕНДА (Презентация. Слайд 5): У древнегреческого бога медицины Асклепия было две дочери: Панацея – покровительница лечения лекарствами и Гигиея, учившая предупреждать болезни. Панацея учила человека одерживать победу над недугом, Гигиена – над самим собой. От имени Гигиеи и происходит слово «гигиена». Гигиея даёт мудрые советы, которые могут быть полезными каждый день. (Презентация. Слайд 6) (Приложение 3)

  1. Заботься о своём здоровье
  2. Развивай свои творческие способности
  3. Достигай успеха в том, что тебе интересно
  4. Умей вносить свой полезный вклад в общее дело
  5. Верь в себя
  6. Строй свои отношения с людьми на основе доверия
  7. Думай не только о материальном благополучии, но и о духовном удовлетворении
  8. Будь хозяином своей судьбы.

Твои восемь врачей (Презентация. Слайд 7)

Познакомимся с врачами, данными самой природой, которые всегда готовы вам помочь. Они не дают лекарств, не делают операции, но их помощь неизменна:

Первый врачсолнечный свет (вывешивается на доску) – слева.

(Презентация. Слайд 8) (Приложение 2)

Солнце даёт нам не только свет. Солнечная энергия трансформируется в энергию человека. Солнечные лучи – это мощное бактерицидное средство. Многие болезни происходят лишь оттого, что человек редко бывает на солнце.

– А вы знаете, в какое время лучше всего принимать солнечные ванны?

Отвечают ребята:

Лучшее время для приёма солнечных ванн 8–10 часов утра и 16–18 часов дня. Время пребывания на солнце постепенно увеличивать и доводить до 20–30 минут. Между 11 и 15 часами дня солнечные лучи самые горячие, они несут много солнечной радиации. В это время дня не желательно находиться на солнце.

– Правильно! Это хороший совет!

Второй врачсвежий воздух (вывешивается на доску) – слева.

(Презентация. Слайд 9) (Приложение 2)

Первое, что вы сделали, появившись на свет – глубокий вдох. Он и означает: ты жив. Вялое поверхностное дыхание – это бледная кожа, усталость, рассеянность: всё то, что бывает при недостатке кислорода. Интенсивное, глубокое дыхание – хорошая работа внутренних органов, красивая кожа, высокая активность.

Мне стало известно, что один из вас занимается дыхательной гимнастикой по Стрельникову и я попрошу его сейчас с вами провести упражнение. (Один ученик из класса проводит упражнение дыхательной гимнастики по Стрельникову)

Упражнение – Дыхание через нос.

Грудная клетка при выполнении упражнения неподвижна. Ладони вниз, параллельно полу, перед животом, чуть ниже пояса. Вдох: руки поднимаются к груди, там и остаются. Продолжаем вдох, тянемся вверх всем корпусом, но без рук, сосредотачиваясь на том, что вы становитесь легче: лёгкость как бы заполняет всё тело. Задерживаем дыхание на две-три секунды, представив, что грудная клетка до отказа заполнена воздухом. Выдох: руки в исходное положение. Продолжаем выдох, одновременно представляя, что тело тяжелеет, как бы наливается кровью. Повторим упражнение три раза.

– При правильном выполнении упражнений, если вы концентрируете своё внимание на дыхании, ваши ноги и руки станут тёплыми, наполняются силой. Эти упражнения бодрят. Поэтому не делайте их перед сном, лучше утром, днём.

Третий враччистая вода (вывешивается на доску) – слева.

(Презентация. Слайд 10) (Приложение 2)

Человек более чем на 2/3 состоит из воды. Употребляй ежедневно около полутора-двух литров жидкости. Когда в организме недостаточно воды, он протестует: появляются головные боли, усталость, вялость. Если ты взволнован или плачешь – выпей стакан чистой прохладной воды. Вода – важный фактор закаливания.

Закаливание водой происходит в виде обтираний, обливаний, душа и купания.

– А кто из вас любит купаться? Обтирается? Обливается? Делает закаливание водой?

Ребята отвечают:

  1. Обтираться можно губкой, полотенцем или варежкой, сшитой из грубой материи.
  2. Начинать эту процедуру, соблюдая принцип постепенности, с рук, затем обтирай шею, грудь, живот, спину, ноги. Направление движений – от конечностей к сердцу.
  3. Начальная температура воды должна быть около 30°С. Затем каждые следующие 2-3 дня снижать температуру воды на 1°С и довести до 18°С.
  4. Процедура обтирания должна занимать не более 6–8 мин., после чего необходимо сухим полотенцем вытереть кожу до лёгкого покраснения и появления чувства теплоты.

Обливание, обтирание или душ лучше делать после утренней зарядки. Эти процедуры тонизируют, придают бодрость, снимают расслабленность.

Вспомним прекрасное стихотворение Корнея Чуковского «Мойдодыр»

Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться:
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане, –

И в ванне, и в бане,
Всегда и везде –
Вечная слава воде!

Четвёртый врачправильное питание (вывешивается на доску) – справа. (Приложение 2)

Пятый врачфизические упражнения (вывешивается на доску) – слева.

(Презентация. Слайд 11) (Приложение 2)

В школе приходится подолгу работать сидя, сохранять на уроке неподвижность. Такая нагрузка трудна для вас. Физические упражнения обеспечивают отдых не только скелетным мышцам, но и клеткам центральной нервной системы.

Упражнения разделяют на 8 групп в зависимости от назначения: (Презентация. Слайд 12)

  1. для улучшения мозгового кровообращения;
  2. для снятия зрительного утомления;
  3. для снятия утомления с мелких мышц кисти;
  4. для снятия утомления с плечевого пояса и рук;
  5. для снятия утомления с туловища;
  6. для снятия утомления с ног;
  7. для мобилизации внимания;
  8. дыхательные.

Кто из вас может показать упражнение для снятия зрительного утомления? (один ученик проводит с остальными ребятами упражнение)

Упражнение:

И.п. – сидя, голова прямо. 1 – посмотреть вправо; 2 – медленно перевести взгляд влево, сосчитать до 5. Повторить 3-4 раза.

Кто из вас может показать упражнение для снятия утомления с плечевого пояса и рук? (один ученик проводит с остальными ребятами упражнение)

Упражнение:

И.п. – стоя, ноги вместе. Голова прямо, руки вдоль туловища. 1 – поднять вверх выпрямленную правую руку и отвести её назад; 2 – опустить её вниз. То же движение повторить левой рукой. Повторить 3-4 раз каждой рукой.

– Кто из вас покажет  упражнение на дыхание?

(ученик проводит с остальными ребятами упражнение)

Упражнение:

И.п. – сидя. Энергично и глубоко вдохнуть и выдохнуть через нос. Повторить 4-5 раз.

Шестой врачхорошая осанка (вывешивается на доску) – справа. (Приложение 2)

Седьмой врачсаморасслабление или релаксация (вывешивается на доску) – справа. (Приложение 2)

Восьмой врачразум (вывешивается на доску) – справа. (Приложение 2)

– А этих врачей (учитель показывает на доску справа) (Приложение 2), оставшихся четверых, мы с вами рассмотрим на следующем занятии.

– А сейчас давайте ещё раз повторим всех наших врачей, с которыми мы сегодня познакомились. (ребята по очереди называют их) (Презентация. Слайд 13)

– А сейчас мы с вами пройдём в спортивный зал (при хорошей и тёплой погоде – на улицу) и поиграем. (Приложение 4) (ребята строятся в колонну и проходят в спортивный зал (на игровую площадку).

(В классе оформляется выставка книг на тему «Здоровье и МЫ», развешиваются по классу высказывания (Приложение 5), плакаты и рисунки ребят на тему «ЗОЖ» (Приложение 6).

Какие вы все молодцы! Так хорошо играли! Вам понравилось? (ребята отвечают)

Если вам понравилось сегодня наше путешествие, занятие, то возьмите конфетку в красном фантике, а если нет, то в синем. (Ребятам предлагается две корзинки, в одной конфеты в красном фантике,  в другой – в синем, они берут конфеты в соответствии с удовлетворённостью от урока нравственности)

– Наше занятие окончено! До свидание!