В работе используется презентация. (Приложение 7)
(Презентация. Слайд 1)
«Мудрость рассчитывает только на себя,
посредственность – на всех остальных»
Конфуций (Приложение 1)
(Презентация. Слайд 2)
– Здравствуйте, ребята! Садитесь! Сегодня наш классный час особенный, волшебный. Сейчас мы с вами отправляемся в страну «Здоровье», где все жители этой страны никогда не болеют, потому что ведут здоровый образ жизни.
Что такое здоровье
Каждый выбирает для себя: здоровье или болезнь, свободу или рабство, радость или невзгоды. И тебе самому нужно научиться делать то, что способствует здоровью, свободе, радости.
Что такое здоровье? (Презентация. Слайд 3). Это состояние полного физического, психического, социального и духовного благополучия, а не просто отсутствия болезней и недугов.
Здоровый человек – это не только здоровые органы. Это и здоровые мысли, правильные поступки, умение отличать правду от неправды, это ощущение защищённости, признание в обществе.
Здоровый образ жизни (Презентация. Слайд 4) – это поведение, направленное на сохранение и укрепление здоровья, обеспечение высокого уровня работоспособности, активного долголетия.
Существует ЛЕГЕНДА (Презентация. Слайд 5): У древнегреческого бога медицины Асклепия было две дочери: Панацея – покровительница лечения лекарствами и Гигиея, учившая предупреждать болезни. Панацея учила человека одерживать победу над недугом, Гигиена – над самим собой. От имени Гигиеи и происходит слово «гигиена». Гигиея даёт мудрые советы, которые могут быть полезными каждый день. (Презентация. Слайд 6) (Приложение 3)
- Заботься о своём здоровье
- Развивай свои творческие способности
- Достигай успеха в том, что тебе интересно
- Умей вносить свой полезный вклад в общее дело
- Верь в себя
- Строй свои отношения с людьми на основе доверия
- Думай не только о материальном благополучии, но и о духовном удовлетворении
- Будь хозяином своей судьбы.
Твои восемь врачей (Презентация. Слайд 7)
Познакомимся с врачами, данными самой природой, которые всегда готовы вам помочь. Они не дают лекарств, не делают операции, но их помощь неизменна:
Первый врач – солнечный свет (вывешивается на доску) – слева.
(Презентация. Слайд 8) (Приложение 2)
Солнце даёт нам не только свет. Солнечная энергия трансформируется в энергию человека. Солнечные лучи – это мощное бактерицидное средство. Многие болезни происходят лишь оттого, что человек редко бывает на солнце.
– А вы знаете, в какое время лучше всего принимать солнечные ванны?
Отвечают ребята:
Лучшее время для приёма солнечных ванн 8–10 часов утра и 16–18 часов дня. Время пребывания на солнце постепенно увеличивать и доводить до 20–30 минут. Между 11 и 15 часами дня солнечные лучи самые горячие, они несут много солнечной радиации. В это время дня не желательно находиться на солнце.
– Правильно! Это хороший совет!
Второй врач – свежий воздух (вывешивается на доску) – слева.
(Презентация. Слайд 9) (Приложение 2)
Первое, что вы сделали, появившись на свет – глубокий вдох. Он и означает: ты жив. Вялое поверхностное дыхание – это бледная кожа, усталость, рассеянность: всё то, что бывает при недостатке кислорода. Интенсивное, глубокое дыхание – хорошая работа внутренних органов, красивая кожа, высокая активность.
Мне стало известно, что один из вас занимается дыхательной гимнастикой по Стрельникову и я попрошу его сейчас с вами провести упражнение. (Один ученик из класса проводит упражнение дыхательной гимнастики по Стрельникову)
Упражнение – Дыхание через нос.
Грудная клетка при выполнении упражнения неподвижна. Ладони вниз, параллельно полу, перед животом, чуть ниже пояса. Вдох: руки поднимаются к груди, там и остаются. Продолжаем вдох, тянемся вверх всем корпусом, но без рук, сосредотачиваясь на том, что вы становитесь легче: лёгкость как бы заполняет всё тело. Задерживаем дыхание на две-три секунды, представив, что грудная клетка до отказа заполнена воздухом. Выдох: руки в исходное положение. Продолжаем выдох, одновременно представляя, что тело тяжелеет, как бы наливается кровью. Повторим упражнение три раза.
– При правильном выполнении упражнений, если вы концентрируете своё внимание на дыхании, ваши ноги и руки станут тёплыми, наполняются силой. Эти упражнения бодрят. Поэтому не делайте их перед сном, лучше утром, днём.
Третий врач – чистая вода (вывешивается на доску) – слева.
(Презентация. Слайд 10) (Приложение 2)
Человек более чем на 2/3 состоит из воды. Употребляй ежедневно около полутора-двух литров жидкости. Когда в организме недостаточно воды, он протестует: появляются головные боли, усталость, вялость. Если ты взволнован или плачешь – выпей стакан чистой прохладной воды. Вода – важный фактор закаливания.
Закаливание водой происходит в виде обтираний, обливаний, душа и купания.
– А кто из вас любит купаться? Обтирается? Обливается? Делает закаливание водой?
Ребята отвечают:
- Обтираться можно губкой, полотенцем или варежкой, сшитой из грубой материи.
- Начинать эту процедуру, соблюдая принцип постепенности, с рук, затем обтирай шею, грудь, живот, спину, ноги. Направление движений – от конечностей к сердцу.
- Начальная температура воды должна быть около 30°С. Затем каждые следующие 2-3 дня снижать температуру воды на 1°С и довести до 18°С.
- Процедура обтирания должна занимать не более 6–8 мин., после чего необходимо сухим полотенцем вытереть кожу до лёгкого покраснения и появления чувства теплоты.
– Обливание, обтирание или душ лучше делать после утренней зарядки. Эти процедуры тонизируют, придают бодрость, снимают расслабленность.
Вспомним прекрасное стихотворение Корнея Чуковского «Мойдодыр»
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться:
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане, –
И в ванне, и в бане,
Всегда и везде –
Вечная слава воде!
Четвёртый врач – правильное питание (вывешивается на доску) – справа. (Приложение 2)
Пятый врач – физические упражнения (вывешивается на доску) – слева.
(Презентация. Слайд 11) (Приложение 2)
В школе приходится подолгу работать сидя, сохранять на уроке неподвижность. Такая нагрузка трудна для вас. Физические упражнения обеспечивают отдых не только скелетным мышцам, но и клеткам центральной нервной системы.
Упражнения разделяют на 8 групп в зависимости от назначения: (Презентация. Слайд 12)
- для улучшения мозгового кровообращения;
- для снятия зрительного утомления;
- для снятия утомления с мелких мышц кисти;
- для снятия утомления с плечевого пояса и рук;
- для снятия утомления с туловища;
- для снятия утомления с ног;
- для мобилизации внимания;
- дыхательные.
– Кто из вас может показать упражнение для снятия зрительного утомления? (один ученик проводит с остальными ребятами упражнение)
Упражнение:
И.п. – сидя, голова прямо. 1 – посмотреть вправо; 2 – медленно перевести взгляд влево, сосчитать до 5. Повторить 3-4 раза.
– Кто из вас может показать упражнение для снятия утомления с плечевого пояса и рук? (один ученик проводит с остальными ребятами упражнение)
Упражнение:
И.п. – стоя, ноги вместе. Голова прямо, руки вдоль туловища. 1 – поднять вверх выпрямленную правую руку и отвести её назад; 2 – опустить её вниз. То же движение повторить левой рукой. Повторить 3-4 раз каждой рукой.
– Кто из вас покажет упражнение на дыхание?
(ученик проводит с остальными ребятами упражнение)
Упражнение:
И.п. – сидя. Энергично и глубоко вдохнуть и выдохнуть через нос. Повторить 4-5 раз.
Шестой врач – хорошая осанка (вывешивается на доску) – справа. (Приложение 2)
Седьмой врач – саморасслабление или релаксация (вывешивается на доску) – справа. (Приложение 2)
Восьмой врач – разум (вывешивается на доску) – справа. (Приложение 2)
– А этих врачей (учитель показывает на доску справа) (Приложение 2), оставшихся четверых, мы с вами рассмотрим на следующем занятии.
– А сейчас давайте ещё раз повторим всех наших врачей, с которыми мы сегодня познакомились. (ребята по очереди называют их) (Презентация. Слайд 13)
– А сейчас мы с вами пройдём в спортивный зал (при хорошей и тёплой погоде – на улицу) и поиграем. (Приложение 4) (ребята строятся в колонну и проходят в спортивный зал (на игровую площадку).
(В классе оформляется выставка книг на тему «Здоровье и МЫ», развешиваются по классу высказывания (Приложение 5), плакаты и рисунки ребят на тему «ЗОЖ» (Приложение 6).
– Какие вы все молодцы! Так хорошо играли! Вам понравилось? (ребята отвечают)
– Если вам понравилось сегодня наше путешествие, занятие, то возьмите конфетку в красном фантике, а если нет, то в синем. (Ребятам предлагается две корзинки, в одной конфеты в красном фантике, в другой – в синем, они берут конфеты в соответствии с удовлетворённостью от урока нравственности)
– Наше занятие окончено! До свидание!