Цель: Дать представление о проведении коллективизации крестьянского хозяйства в СССР.
Задачи:
Образовательная:
- показать сущность преобразований в сельском хозяйстве и последствий коллективизации.
Коррекционно-развивающие:
- корригировать и развивать произвольное внимание при выполнении инструкций учителя;
- развивать восприятие посредством повторения пройденного материала;
- способствовать усвоению причинно-следственных связей через постановку проблемных вопросов;
- развивать смысловую догадку при разгадывании тематического кроссворда;
- работать над коррекцией запоминания, сохранения и воспроизведения при работе со словарными словами;
- развивать умение выражать свои чувства при оценке поступков героев произведений, фильмов.
Воспитательная:
- воспитывать адекватное отношение к историческим событиям страны.
Словарь: коллективизация, колхоз, кулак, раскулачивание.
Оборудование: учебники по истории России, видеосюжет «Коллективизация в СССР», кроссворд на каждого ученика, исторические атласы, карта «Союз Советских Социалистических Республик».
Тип урока: Комбинированный.
Ход урока
Деятельность | |
учителя | учащихся |
Оргмомент | |
Приветствие Отметка отсутствующих учащихся |
|
Повторение пройденного материала | |
Беседа по вопросам: Что такое индустриализация? Когда в СССР началась индустриализация? Какова основная задача индустриализации? Что вы можете сказать о стахановском движении? Где проходили стройки первых пятилеток? Показать на карте. Назовите основные источники получения средств для проведения индустриализации. |
Пользуясь записями в тетрадях, учащиеся отвечают на вопросы Дают развернутый ответ Дают ответ (показывают на карте) |
Актуализация знаний учащихся | |
Вводное слово учителя Главным источником получения средств для проведения индустриализации был экспорт сельскохозяйственной продукции за границу. Хотя продуктов самим советским гражданам не хватало. Чтобы увеличить выпуск продовольствия, необходимо было провести преобразование в сельском хозяйстве. После перехода к НЭПу крупных хозяйств почти не было. А именно крупные хозяйства могли давать необходимое количество продукции для экспорта. И тогда советское правительство объявило о необходимости создания крупных коллективных хозяйств. Создание таких хозяйств называется коллективизацией. |
|
Объявление новой темы | |
Сообщение темы урока: «Коллективизация крестьянского хозяйства» План (на доске): 1. Начало коллективизации. 2. Создание коллективных хозяйств. 3. Борьба с кулаками. 4. Завершение коллективизации. Ее последствия. |
Записывают тему и план урока в тетрадь |
Изучение нового материала | |
Рассказ учителя. В 1929 г. в стране началась коллективизация. Было объявлено о проведении преобразований в деревне. Одним из преобразований было создание коллективных хозяйств, то есть создание колхозов. |
Слушают рассказ учителя |
(работа со словарем: колхоз) Как называется коллективное хозяйство крестьян? |
Находят объяснение слова в уч-ке Дают полный ответ |
Все крестьяне обязаны были вступать в колхозы. Весь свой домашний скот, сельскохозяйственные орудия они должны были сдать в колхоз. Земли крестьян тоже объединялись в единые колхозные поля. Теперь крестьяне ничем не должны были лично владеть, все стало общим. Многие крестьяне не хотели идти в колхозы. Как вы думаете, почему? |
Дают аргументированный ответ |
Разбор предварительного задания по роману М.А. Шолохова «Понятая целина» (учитель зачитывает отрывок из произведения) Как отнесся Кондрат Майданников к тому, что ему предстоит отдать собственную скотину в общее колхозное стадо? |
Дают развернутый ответ (Слабоуспевающие уч-ся зачитывают ответ из текста произведения) |
Задание: прочитайте отрывок из текста учебника, дайте ответ на вопрос: что предпринимали крестьяне, чтобы их имущество не досталось колхозу? Продолжение рассказа учащимся о создании колхозов и борьбе с кулаками. На подавление крестьянских бунтов были направлены лучшие части Красной армии и отряды рабочих. Рабочие помогали создавать колхозы и сами вставали во главе этих колхозов. Они были против всякой собственности и начали вести непримиримую борьбу с кулаками. |
Читают указанный абзац, дают аргументированный ответ на вопрос |
(словарная работа: кулак) как назывался владелец крепкого хозяйства? Кулаками могли объявить любого крестьянина, если у него была хоть какая-нибудь собственность. Все имущество у кулака отбирали и передавали в колхоз. Отобранное имущество свозилось в общественный сарай, часто его не использовали и оно портилось. Такая борьба с кулаками называлась раскулачиванием. |
Находят объяснение слова в уч-ке Дают полный ответ |
(словарная работа: раскулачивание) как называлась борьба с кулаками? |
Находят объяснение слова в уч-ке Дают полный ответ |
Рассматривание иллюстрации учебника (с. 130) «Раскулачивание». Задание: - что изображено на иллюстрации; - найдите в тексте описание того, как проходило раскулачивание; - сравните описание с изображением. |
Рассматривают иллюстрацию, находят нужный текст, зачитывают его и сравнивают с изображением (слабоуспевающие уч-ся пользуются подсказкой уч-ля) |
Физминутка | |
(физические упражнения для снятия усталости и восстановления мозгового кровообращения). | Выполняют движения стоя |
Установочные вопросы перед просмотром видеосюжета: - Что произошло с героями сюжета во время коллективизации? - В каких условиях им пришлось выживать? |
|
Просмотр видеосюжета из документального фильма «Коллективизация» Повтор установочных вопросов. |
Смотрят видеосюжет Дают ответы на вопросы |
Вопросы для активизации знаний учащихся: 1. Когда началась коллективизация? 2. Что должны были сделать крестьяне, чтобы вступить в колхоз? 3. Что такое раскулачивание? 4. Как поступали рабочие с имуществом кулаков? 5. Как поступали с раскулаченными крестьянами? |
Дают полные и развернутые ответы |
Рассказ учителя о завершении коллективизации В начале 1930-х годов коллективизация завершилась. Большинство крестьянских хозяйств было объединено в колхозы. |
Слушают рассказ учителя |
Как вы считаете, можно ли назвать объединение крестьянских хозяйств в колхозы насильственным? Если да, то почему? Насильственное объединение крестьян в колхозы привело к массовому разорению деревни. Начался невиданный голод, так как все зерно у колхозов отбирали и оправляли за границу. На эти средства строили промышленные предприятия. |
Отвечают на вопрос, высказывают своё мнение |
Работа с атласом. Какие советские территории (республики и регионы) были охвачены голодом в 1932-1933 годах. |
Дают полный ответ, используя исторический атлас |
Вопросы для активизации знаний учащихся: - Когда завершилась коллективизация? - К чему привело насильственное объединение крестьян в колхозы? |
Дают полные ответы (Слабоуспевающие уч-ся пользуются текстом учебника) |
Первичное закрепление знаний нового материала | |
Закрепление знаний с помощью кроссворда Крестьянин - владелец крепкого хозяйства. Борьба с кулаками Создание коллективных хозяйств Ключевое слово: 4 коллективное хозяйство (колхоз) |
Разгадывают кроссворд, записывают ответы |
Взаимопроверка правильности заполнения кроссворда. | Выполняют взаимопроверку |
Вопросы для закрепления изученного материала 1. Какую тему изучали на уроке? 2. Что такое коллективизация? 3. Назовите годы проведения коллективизации в СССР? 4. Какие преобразование были проведены в деревне? |
Дают полные ответы на вопросы |
5. Как вы считаете, пользу или вред принесла коллективизация сельского хозяйства в стране? Докажите свою точку зрения. | Дают аргументированный ответ |
Подведение итогов | |
Комментарии Объявление оценок за работу на уроке. |
Слушают комментарии учителя |
Домашнее задание | |
Сообщение домашнего задания. (Прочитать текст учебника, дать ответы на вопросы учебника с. 132) |
Записывают домашнее задание |
Индивидуальное задание | |
Сообщение индивидуального задания. Прочитать указанные учителем абзацы, дать ответы на 1, 2 вопросы учебника с.132. |