Интегрированный урок (математика + технология) "Круг. Окружность. Объемная аппликация гвоздики"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Содержание обучения математике в начальной школе направлено на формирование у учащихся математических представлений, на развитие познавательных способностей, основ логического мышления и математической речи детей, также на ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежными и измерительными приборами.

В третьем классе из геометрических фигур дается тема “Окружность и круг”, который подлежит к изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки, оканчивающих начальную школу.

Данная тема детям интересна и близка. Интересна тем, что круг просто красивая фигура, а близка тем, детство тесно связано круглыми предметами. Например, самая любимая игрушка детей мяч. Хотя он шарообразный, дети этого не знают, поэтому на вопрос “Где вы встречались с кругом?” у них первое слово – мячик.

Эту тему я интегрировала с уроком технологии, чтоб показать и доказать детям, что из кругов можно сделать красивые аппликации, а начертив круги нарисовать разные фигуры.

 Сначала психологически настрой класса к работе. Затем дается задания на внимание и логическое мышление. Задания тесно связаны с темой. (Рисунки из кругов.) Далее сравниваются круг со спиралью и круг с окружностью. Ученики заметят, что круг замкнутый, а спираль открытая фигура. В сравнении круга с окружностью, слушается ответ учеников. Учитель все это показывает на доске (на альбомном листе), начертит с руки окружность, дает определение окружности. Потом вырезает по этой границе и дети видят, что круг – это то, что внутри границы. Учитель объявляет, что окружность можно чертить с помощью циркуля. Начертит окружность, радиус, диаметр, говорит о их свойствах. После этого, познакомившись с правилами безопасной работы циркулем, дети приступят к работе. Подражая учителю начертят две окружности с одной точки, вырезают большой круг. Остальные круги сделают по этому шаблону.

Так как у меня была задача воспитывать любовь к прекрасному, демонстрировала фотографии различных сортов гвоздики, букеты из этих цветов, серьги и клипсы в форме гвоздики. Затем познакомила с темой, что будем делать объемную аппликацию, букет из гвоздик. Каждый должен сделать один цветок.

Практическую работу все ребята выполнили отлично. Эти цветы я приклеила на ватман, где у букета стебли и листочки были заранее подготовлены. С этим действием мы прикрепили дружбу нашего коллектива и доказали, что мы единая большая семья.

На дом было задано построить разные фигуры из окружностей. На слайдах демонстрировала несколько красивых рисунков (цветок, снеговик…)

Проделав такую работу у них развивается, внимание, мышление, конструкторские способности, научаться свободно владеть с циркулем.

Цели урока: Познакомить с новыми понятиями: “круг”, “окружность”, “радиус”, “диаметр”; учить правильно пользоваться с циркулем и чертить окружность с помощью циркуля; развивать внимание, логическое мышление, зрительной памяти и творческих способностей; воспитывать аккуратность, осторожность, дисциплинированность и любви к прекрасному. Слайд 2

Оборудование. Учебник “Математика” 3кл. Часть 1.Составитель: М.И.Моро и др., циркуль, образцы работ, презентация, простой карандаш, ножницы, клей, цветная бумага, коробка для мусора.

Ход урока

l. Организационный момент.

ll. Актуализация.

1.Задания для развития памяти и внимания.

Учитель показывает слайд 3 в течение нескольких секунд, затем закрывает и задает вопросы.

– Ребята, что вы увидели? Сколько штук? Какого цвета? (Круги, 3 штуки, красный, оранжевый, алый)

Учитель демонстрирует слайд 4 и, закрывая, спрашивает:

– Из скольких кругов нарисован медвежонок?

2. Задание для развития логического мышления. Слайд 5.

– Какой должен быть четвертый рисунок?(большой черный круг, 6 маленьких оранжевых кругов, слайд 6)

– Из какой фигуры нарисованы рисунки? (из кругов)

– Где вы встречались с кругом (колесо, руль и др.)

lll. Объявление темы урока.

Демонстрируется слайд 7.

– Есть разница у этих рисунков? (круг – замкнутый, а спираль – не замкнутый).

Сегодняшняя тема нашего урока: “Круг и окружность”. Мы постараемся раскрыть значение этих слов.

lV. Работа над новым материалом.

1.Объяснение

Демонстрируется слайд 8.

– Как вы думаете, который из этих рисунков круг, а который окружность?

Слушается ответ учеников. Затем учитель, демонстрируя, на альбомном листе маркером дает определение окружности. (Окружность – это граница круга, а все, что внутри границы – это круг. Если вырезать по границе, то мы получаем круг.) Вырезает круг.

– Сейчас вы знаете, что такой круг и, что такая окружность.

Окружность можно начертить с помощью циркуля.

Острый конец циркуля всегда должен оставаться в одной точке (центре), а расстояние между ножками циркуля не должно меняться.

Учитель начертит окружность, проводит радиус и диагонали, сопровождая определениями. Работа учителя зеркально отображается на слайде 9. На слайде 10 дается все определения темы. Ученики хором читают определения, а учитель все это показывает по рисункам.

Окружность – это граница круга.

Точка О – центр окружности.

Отрезок, соединяющий центр окружности с какой-нибудь ее точкой, - радиус окружности. Радиусы одной окружности равны.

Отрезок, проходящий через центр окружности и соединяющий две точки окружности, - диаметр окружности. Диаметры одной окружности равны.

2.Закрепление.

– Сейчас мы с вами будем чертить окружность.

а) Прежде чем приступить к работе, я хочу обратить ваше внимание на правила безопасной работы циркулем. Ученики читают правила, а учитель выполняет демонстрации.

Правила безопасной работы циркулем. Слайд 11.

1.Не держи циркуль концами вверх.
2. Не оставляй циркуль раскрытым.
3. Передавай циркуль закрытым, тупым концом вперед.
4. Работай аккуратно! Будь внимателен!

б) №2 (стр.83)

Измерьте радиус каждой окружности и начертите окружности с одним центром. Подражая учителю, ученики сделают чертеж окружностей (заранее подготовленных на красных бумагах) с радиусами 4 см и 3 см. Начертят перпендикулярно две диагонали (Учитель объясняет слово “перпендикулярно”.) Слайд 12

Ученики вырезают большой круг и сгибают по диагонали. Учитель предлагает все части сравнить. Ученики замечают, что они равны.

– Если части детали равны, то они называются симметричными.

V. Физминутка

в) Аппликация “Гвоздики”.

Нам нужен 5 кругов. У вас один круг есть и вы должны копировать еще 4 круга.(Ученики по шаблону делают 4 круга, вырезают)Теперь из этих кругов сделаем гвоздики. В мире существуют около 300 видов гвоздик. Оно многолетнее растение. Растет до 40-60 см. Из этих цветов получается очень красивые букеты. В форме гвоздики есть сережки и клипсы. Слайды 13-20

Наши цветы получаются примерно такими. Слайды 21-22.

– Давайте приступим к работе. Слайды 23-24

– Сгибайте 4 круга пополам, еще пополам, еще пополам. А сейчас всех кругов разверните. Сгибаем обратно пополам, загибаем внутрь двух противоположных долей круга. Получается четвертая часть круга. Делаем зубчики. Намазываем одну часть клеем и приклеиваем на основу(5 ый круг –основа). Далее готовые цветы учитель приклеивает на ватман, где стебли и листочки уже готовые. Получается букет из гвоздик.

Vl. Оценка работ.

Vll. Подведение итогов урока.

– Что мы научились делать сегодня на уроке? (Начертить окружность. Познакомились с новыми понятиями : “круг”, “окружность”, “радиус”, “диаметр”.Сделали красивый цветок.)

Vlll. Иллюстрация рисунков.

Учитель демонстрирует слайды с рисунками, сделанные с помощью циркуля.

– Ребята, посмотрите, какие красивые рисунки можно нарисовать с помощью циркуля. (Слайды 25-27) Вы тоже умеете это делать, если будете свободно владеть циркулем.

lX. Домашняя работа.

Научиться чертить окружность. Сделать какой-нибудь рисунок с помощью циркуля.

№ 5 (стр.83)

X. Уборка рабочих мест.

Дежурные убирают класс.