Содержание обучения математике в начальной школе направлено на формирование у учащихся математических представлений, на развитие познавательных способностей, основ логического мышления и математической речи детей, также на ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежными и измерительными приборами.
В третьем классе из геометрических фигур дается тема “Окружность и круг”, который подлежит к изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки, оканчивающих начальную школу.
Данная тема детям интересна и близка. Интересна тем, что круг просто красивая фигура, а близка тем, детство тесно связано круглыми предметами. Например, самая любимая игрушка детей мяч. Хотя он шарообразный, дети этого не знают, поэтому на вопрос “Где вы встречались с кругом?” у них первое слово – мячик.
Эту тему я интегрировала с уроком технологии, чтоб показать и доказать детям, что из кругов можно сделать красивые аппликации, а начертив круги нарисовать разные фигуры.
Сначала психологически настрой класса к работе. Затем дается задания на внимание и логическое мышление. Задания тесно связаны с темой. (Рисунки из кругов.) Далее сравниваются круг со спиралью и круг с окружностью. Ученики заметят, что круг замкнутый, а спираль открытая фигура. В сравнении круга с окружностью, слушается ответ учеников. Учитель все это показывает на доске (на альбомном листе), начертит с руки окружность, дает определение окружности. Потом вырезает по этой границе и дети видят, что круг – это то, что внутри границы. Учитель объявляет, что окружность можно чертить с помощью циркуля. Начертит окружность, радиус, диаметр, говорит о их свойствах. После этого, познакомившись с правилами безопасной работы циркулем, дети приступят к работе. Подражая учителю начертят две окружности с одной точки, вырезают большой круг. Остальные круги сделают по этому шаблону.
Так как у меня была задача воспитывать любовь к прекрасному, демонстрировала фотографии различных сортов гвоздики, букеты из этих цветов, серьги и клипсы в форме гвоздики. Затем познакомила с темой, что будем делать объемную аппликацию, букет из гвоздик. Каждый должен сделать один цветок.
Практическую работу все ребята выполнили отлично. Эти цветы я приклеила на ватман, где у букета стебли и листочки были заранее подготовлены. С этим действием мы прикрепили дружбу нашего коллектива и доказали, что мы единая большая семья.
На дом было задано построить разные фигуры из окружностей. На слайдах демонстрировала несколько красивых рисунков (цветок, снеговик…)
Проделав такую работу у них развивается, внимание, мышление, конструкторские способности, научаться свободно владеть с циркулем.
Цели урока: Познакомить с новыми понятиями: “круг”, “окружность”, “радиус”, “диаметр”; учить правильно пользоваться с циркулем и чертить окружность с помощью циркуля; развивать внимание, логическое мышление, зрительной памяти и творческих способностей; воспитывать аккуратность, осторожность, дисциплинированность и любви к прекрасному. Слайд 2
Оборудование. Учебник “Математика” 3кл. Часть 1.Составитель: М.И.Моро и др., циркуль, образцы работ, презентация, простой карандаш, ножницы, клей, цветная бумага, коробка для мусора.
Ход урока
l.
Организационный момент.ll.
Актуализация.1.Задания для развития памяти и внимания.
Учитель показывает слайд 3 в течение нескольких секунд, затем закрывает и задает вопросы.
– Ребята, что вы увидели? Сколько штук? Какого цвета? (Круги, 3 штуки, красный, оранжевый, алый)
Учитель демонстрирует слайд 4 и, закрывая, спрашивает:
– Из скольких кругов нарисован медвежонок?
2. Задание для развития логического мышления. Слайд 5.
– Какой должен быть четвертый рисунок?(большой черный круг, 6 маленьких оранжевых кругов, слайд 6)
– Из какой фигуры нарисованы рисунки? (из кругов)
– Где вы встречались с кругом (колесо, руль и др.)
lll.
Объявление темы урока.Демонстрируется слайд 7.
– Есть разница у этих рисунков? (круг – замкнутый, а спираль – не замкнутый).
Сегодняшняя тема нашего урока: “Круг и окружность”. Мы постараемся раскрыть значение этих слов.
lV.
Работа над новым материалом.1.Объяснение
Демонстрируется слайд 8.
– Как вы думаете, который из этих рисунков круг, а который окружность?
Слушается ответ учеников. Затем учитель, демонстрируя, на альбомном листе маркером дает определение окружности. (Окружность – это граница круга, а все, что внутри границы – это круг. Если вырезать по границе, то мы получаем круг.) Вырезает круг.
– Сейчас вы знаете, что такой круг и, что такая окружность.
Окружность можно начертить с помощью циркуля.
| Острый конец циркуля всегда должен оставаться в одной точке (центре), а расстояние между ножками циркуля не должно меняться. |
Учитель начертит окружность, проводит радиус и диагонали, сопровождая определениями. Работа учителя зеркально отображается на слайде 9. На слайде 10 дается все определения темы. Ученики хором читают определения, а учитель все это показывает по рисункам.
| Окружность – это граница круга. Точка О – центр окружности. Отрезок, соединяющий центр окружности с какой-нибудь ее точкой, - радиус окружности. Радиусы одной окружности равны. Отрезок, проходящий через центр окружности и соединяющий две точки окружности, - диаметр окружности. Диаметры одной окружности равны. |
2.Закрепление.
– Сейчас мы с вами будем чертить окружность.
а) Прежде чем приступить к работе, я хочу обратить ваше внимание на правила безопасной работы циркулем. Ученики читают правила, а учитель выполняет демонстрации.
Правила безопасной работы циркулем. Слайд 11.
| 1.Не держи циркуль концами вверх. 2. Не оставляй циркуль раскрытым. 3. Передавай циркуль закрытым, тупым концом вперед. 4. Работай аккуратно! Будь внимателен! |
б) №2 (стр.83)
Измерьте радиус каждой окружности и начертите окружности с одним центром. Подражая учителю, ученики сделают чертеж окружностей (заранее подготовленных на красных бумагах) с радиусами 4 см и 3 см. Начертят перпендикулярно две диагонали (Учитель объясняет слово “перпендикулярно”.) Слайд 12
Ученики вырезают большой круг и сгибают по диагонали. Учитель предлагает все части сравнить. Ученики замечают, что они равны.
– Если части детали равны, то они называются симметричными.
V.
Физминуткав) Аппликация “Гвоздики”.
Нам нужен 5 кругов. У вас один круг есть и вы должны копировать еще 4 круга.(Ученики по шаблону делают 4 круга, вырезают)Теперь из этих кругов сделаем гвоздики. В мире существуют около 300 видов гвоздик. Оно многолетнее растение. Растет до 40-60 см. Из этих цветов получается очень красивые букеты. В форме гвоздики есть сережки и клипсы. Слайды 13-20
Наши цветы получаются примерно такими. Слайды 21-22.
– Давайте приступим к работе. Слайды 23-24
– Сгибайте 4 круга пополам, еще пополам, еще пополам. А сейчас всех кругов разверните. Сгибаем обратно пополам, загибаем внутрь двух противоположных долей круга. Получается четвертая часть круга. Делаем зубчики. Намазываем одну часть клеем и приклеиваем на основу(5 ый круг –основа). Далее готовые цветы учитель приклеивает на ватман, где стебли и листочки уже готовые. Получается букет из гвоздик.
Vl.
Оценка работ.Vll.
Подведение итогов урока.– Что мы научились делать сегодня на уроке? (Начертить окружность. Познакомились с новыми понятиями : “круг”, “окружность”, “радиус”, “диаметр”.Сделали красивый цветок.)
Vlll.
Иллюстрация рисунков.Учитель демонстрирует слайды с рисунками, сделанные с помощью циркуля.
– Ребята, посмотрите, какие красивые рисунки можно нарисовать с помощью циркуля. (Слайды 25-27) Вы тоже умеете это делать, если будете свободно владеть циркулем.
lX.
Домашняя работа.Научиться чертить окружность. Сделать какой-нибудь рисунок с помощью циркуля.
№ 5 (стр.83)
X.
Уборка рабочих мест.Дежурные убирают класс.