Впервые сенсорные комнаты были разработаны в Голландии в конце 70-х годов, где родилась идея искусственной стимуляции сенсорного восприятия. Сенсорные комнаты использовались реабилитологами и социальными работниками для работы с наиболее тяжёлым контингентом больных психоневрологического профиля и грубым снижением интеллекта.
В начале 80-х годов, кроме Голландии, одним из самых активных пользователей сенсорных комнат стала Великобритания. Расширился круг пациентов: комнаты стали активно использоваться при лечении пациентов с девиантным поведением, детей с различными психическими отклонениями и т.д.
У нас в России также были сенсорные комнаты, но их было единицы и основной задачей являлось снятие эффектов монотонии. Времена изменились, изменились люди, нагрузка на психику приобрела другую форму. И сейчас перед нами стоят другие задачи.
В нашем детском саду сенсорная комната появилась в 2008 году. В ней имеется следующее оборудование: световая пузырьковая колонна, пуфики - кресла с гранулами, панно «Звездное небо», панно «Водопад», панно «Релакс», «Сухой душ», пучок фиброоптических волокон с боковым свечением «Звёздный дождь», напольная сенсорная дорожка, аромонабор и музыкальный центр, к которому прилагается набор аудиокассет и дисков с записями голосов природы, классической музыки для упражнений и релаксации.
В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении. Синдром профессионального выгорания – профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми. Оно ведёт к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека.
По мере увеличения стажа работы и возраста педагогов, увеличения профессиональной нагрузки неизбежно происходит накопление усталости, нарастание тревожных переживаний, снижение настроения, вегето-сосудистые расстройства и поведенческие срывы. В результате психологическое, физическое и социальное здоровье педагога подвергается серьезной опасности. Что, в свою очередь, отрицательно влияет на всех участников образовательного процесса.
Кроме того, профессия педагога сегодня вытесняется в сферу малооплачиваемых, занимая нишу экономически малопрестижных профессий, поэтому в сфере образования достаточно отчетливо обнаруживается тенденция старения кадров. В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач как современной системы образования, в целом, так и нашего дошкольного учреждения в частности.
Хотя педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения достаточно молод, однако 47% педагогов имеют педагогический стаж более 10 лет, т. е. находятся в группе риска по возникновению синдрома профессионального выгорания.
Для решения данной проблемы был разработан цикл занятий по профилактике синдрома профессионального выгорания у педагогов в условиях тёмной сенсорной комнаты. Методическая разработка рассчитана на 7 занятий по 1 в неделю. Первое и последнее организуется в зале со всеми педагогами. Остальные 5 занятий проводятся в сенсорной комнате по подгруппам (3-4 человека) в течение 2 часов с использованием музыкальных, световых и других технических эффектов. При подготовке занятий были использованы пособия, предложенные Митиной Л.М. и Ежовой Н.Н.
В условиях тёмной сенсорной комнаты создаётся особая среда комфорта и безопасности. Спокойная цветовая гамма обстановки, приятная музыка, светооптические и звуковые эффекты, релаксационные кресла в сочетании с обучением техникам и способам психической саморегуляции способствуют успешному решению задач. Сенсорная комната повышает эффективность использования медитативных, арт-терапевтических, релаксационных техник.
На первом и последнем занятии воспитателям было по очереди предложено 3 диагностические методики: опросник «Психическое выгорание», Диагностика уровня социальной фрустрированности и «Шкала оценки личностной тревожности (ЛТ)» по Ч.Спилбергу и Ю. Л.Ханину.
До занятий в тёмной сенсорной комнате по результатам опросника психического выгорания у педагогов отмечалось, что 31% воспитателей имеют высокий уровень психического выгорания, 48% - средний уровень и лишь у 21% педагогов низкий уровень психического выгорания. После занятий процент низкого уровня психического выгорания поднялся до 38. А высокий и средний уровни были снижены на 7-10%.
Диагностика уровня социальной фрустрированности показала, что на момент начала занятий в сенсорной комнате более 55% воспитателей имеют высокий уровень. Они раздражены и разочарованны отсутствием некоего ожидаемого и желанного результата. И лишь 5% удовлетворены своими успехами. На протяжении всех занятий отмечалось повышение удовлетворенности педагогов социальными достижениями в основных аспектах жизнедеятельности. Они открыто этому радовались и отмечали в ходе рефлексии. На момент окончания занятий низкий уровень социальной фрустрации имели уже 43% воспитателей, а высокий уровень только 12%.
Высокий уровень личностной тревожности до занятий наблюдался у 69% воспитывающих взрослых. В ходе занятий у педагогов отмечалось ослабление психологической напряжённости и тревоги. Это сопровождалось повышением спонтанности в эмоциональных реакциях, повышением искренности в выражениях чувств. Развитие этих качеств и приобретенный опыт позволял участникам освобождаться от комплекса психологических защит и свидетельствовал о «росте» личности. По итогам занятий высокий уровень сохранился только у 8% педагогов. А средний и низкий уровни соответственно выросли до 41 и 51%.
Также сенсорная комната становится незаменимым помощником в коррекции негативных проявлений в поведении детей (агрессивность, чрезмерная двигательная активность, тревожность).
Дети испытывают трудности в обучении из-за того, что основным способом восприятия для них, как правило, является лишь один из сенсорных каналов. Важно обучить ребенка многосенсорному восприятию, поскольку умение пользоваться всеми каналами восприятия является фундаментом, обеспечивающим эффективность любого обучения.
Кроме того, детей (особенно с такими невротическими проявлениями, как возбудимость, страхи, агрессивность, навязчивые состояния, истерические реакции) чрезвычайно важно обучить приемам саморасслабления и снятия психомышечного напряжения.
Составленный курс специальных занятий в тёмной сенсорной комнате для детей 5-7 лет проводится в составе коррекционно-развивающих групп (4—6 детей), сформированных на основе наблюдений воспитателей и результатов индивидуальной проективной диагностики. При этом состав группы не определяется наличием какого-либо сходного признака, напротив, дети с разными проблемами занимаются вместе. Продолжительность игрового занятия зависит от индивидуальных особенностей обучаемых и составляет от 25 до 40 минут. Курс состоит из пятнадцати занятий, проводимых один раз в неделю. Каждое занятие имеет единый сюжет, чтобы дети, попадая в «волшебную комнату», целиком погружались в «сказку», не переключаясь на что-то новое. В ходе занятий используются терапевтические сказки.
Они построены по единой схеме и состоят из трёх частей, каждая из которых направлена на формирование одного из аспектов эмоциональной зрелости старшего дошкольника. Цели первой части связаны с развивающе-обучающей направленностью, ориентированной на формирование положительных эмоций и установление контакта с психологом и участниками группы. (телесная терапия). Для того что бы заинтересовать и активизировать детей используются элементы сказкотерапии.
Цели второй части, основной – обучить ребенка многосенсорному восприятию; помочь усвоить главную идею сказки и увидеть возможности её применения в жизни.
Третья часть – заключительная. Сюда входит мышечный аутотренинг расслабления. Детей особенно с такими невротическими проявлениями, как возбудимость, страхи, агрессивность, навязчивые состояния, истерические реакции чрезвычайно важно обучить приемам саморасслабления и снятия психомышечного напряжения.
Занятия не дублируют друг друга, каждое имеет свою тему и цель. Например: «Пуговичное озеро» (см. приложение 1) с целью развития сенсомоторной и познавательной сферы, формирования устойчивого внимания, снятия психомышечного напряжения; «Волшебная лента» с целью снятия психомышечного напряжения, коррекции негативных поведенческих реакций, развития навыков бесконфликтного общения; «Енот» с целью нейтрализации тревоги, релаксации, достижения психофизического покоя, совершенствования мелкой моторики рук. Перевоплощаясь в определенный образ, дети с увлечением участвуют в занятиях. Благодаря этому, они могут безопасно проявлять свои эмоции и чувства, что вызывает у детей живой интерес.
Следует отметить, что предлагаемые упражнения и техники (диагностические и развивающие) не являются авторскими. При составлении были использованы пособия, предложенные Е. В. Белинской, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой.
На протяжении 2009 – 2010 года занятия посещали 24 ребёнка. Результатом работы стало снижение уровня чрезмерной двигательной активности с 56% до 29%, высокий уровень тревожность снизился с 22% до 5%, а агрессивность до начала занятий отмечалась у 44%, а после лишь у 12%.
Таким образом, работа сенсорной комнаты является актуальной на сегодняшний момент, как для детей, так и для сотрудников учреждения.
Сенсорная комната — это организованная особым образом окружающая среда, включающая множество различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания, на вестибулярные рецепторы. В ней с помощью варьирования различных элементов создается ощущение комфорта и безопасности, что способствует быстрому установлению теплого контакта между воспитателей, специалистом и ребенком. Сенсорная комната используется как дополнительный инструмент и повышает эффективность любых мероприятий, направленных на укрепление психического и физического здоровья, как ребенка, так и воспитывающего взрослого.
Наша сенсорная комната – это действительно маленький рай, куда с удовольствием приходят и взрослые, и дети. (Приложение 2).
Список используемой литературы:
- Использование сенсорной комнаты в коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в поведении. А В. Кокорева // Психолог в детском саду 2008.
- Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении – М.: , 2006.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - СПб.: Издательство «Речь», 2006.
- Лютова Е. К., Монина Г. С. «Шпаргалка для взрослых». М., Генезис, 2000.
- Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: Практическое пособие для ДОУ. – М.: АРКТИ, 2008.
- Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2006.
- Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко. Игры в сказкотерапии. – СПб., Речь, 2006.
- Митина Л.М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога М.: Издательский центр «Академия», 2005г.
- В. Кожевникова, Н. Осухова. Профилактика профессионального выгорания // Школьный психолог, 2006, №16.
- Грачева В.Н. Телесно-ориентированный тренинг [Текст] / В.Н. Грачева. - СПб.: Речь, 2006. - 144 с.
- Дунилова Р. Путь к вершине [Текст]: практико-ориентированный семинар для педагогов / Р. Дунилова, Л. Бобрикова, Т. Щепкова // Школьный психолог. – 2007. - № 11. – С. 38-41.
- Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога / Н.Н. Ежова. – Изд. 3-е – Ростов н / Д: Феникс, 2005.