Цели урока: дать общую характеристику серы; рассмотреть аллотропные модификации серы и её химические свойства; изучить природные соединения серы и роль в природе; рассмотреть вопросы практического характера.
Оборудование: сера, спирт, вода, стеклянная посуда, спиртовка, образцы минералов; ватные палочки, чугунок, камень; продукты питания – горох, яйца, овсяные хлопья; компьютер, проектор.
Ход урока.
I. Организационный момент. Проверка темы «Галогены».
Задания по теме ( пункты – а. - I вариант; пункты – б. - II вариант)
1. Какой элемент не является галогеном:
а. Br, At, S.
б. F, I, Si.
2. Какой элемент принадлежит большому периоду:
а. F, I.
б. Cl, Br.
3. Какой элемент активнее в данной паре:
а. I или Cl
б. Br или I
4. Газообразным веществом является:
а. Cl2, I2
б. Br2, F2
5. Летучее водородное соединение элемента:
а. ЛВС - Cl
б. ЛВС - Br
6. Дописать уравнения:
а.
1) Ca + Cl2 =
2) KCl + Br2 =
б.
1) Ba + F2 =
2) NaBr + I2 =
Ответы (Задания и ответы выдаются на экран.)
1. а. - S б.- Si
2. а. - I б.- Br
3. а. - Cl б.- Br
4. а .- Cl2 б.- F2
5. а. - HCl б.- HBr
6.
а.
1) Ca0 + Cl20 = Ca+2CI-12 р-я соединения
2) KCl + Br2 = р-и нет, т. к. Cl> Brб.
1) Ba0 + F20 = Ba+2F2-1 р-я соединения
2) NaBr + I2 = р-и нет т. к. Br>I
II. Работа по теме урока. Вопросы для изучения : выданы на экран.
- История элемента, название
- Положение атома серы в периодической системе химических элементов
- Физические свойства. Флотация
- Аллотропные модификации серы
- Химические свойства серы
- Сера в природе
- Значение серы, применение.
1. История элемента. Сейчас невозможно установить, когда человек впервые познакомился с серой и её соединениями. Произошло это очень давно. Она помогала нашим предкам получать огонь, вернее, снопы искр при ударе кресалом по обломку пирита. Использовали её для приготовления красок и косметических средств. Знали её и древние индийцы, именно они дали название - «сира» - означает «желтый». Химический символ произошел от латинского слова «сульфур». Древние римляне называли серу «желчью бога Вулкана» (покровителя огня). Картина Карла Брюллова «Гибель Помпеи».
2. Рассмотрим положение элемента серы в таблице химических элементов.
а. Запишем характеристику элемента в тетрадях – работа учащихся с периодической системой химических элементов, с дальнейшей проверкой выполнения.
б. Составим модель строения атома с электронных позиций – задание выполняется на магнитной доске.
в. Запишем электронную и графические формулы.
г. Сделаем вывод о степенях окисления элемента серы.
3. Изучим физические свойства серы – простого вещества.
У вас на партах пакетики, аккуратно разворачиваем и рассматриваем вещество. Проверяем его отношение к воде – осторожно высыпаем содержимое пакетика на всю поверхность воды, не перемешивая (в инструктивной карточке – задание 1). Делаем выводы из наблюдений: сера – твердое вещество, желтого цвета, в размолотом состоянии « плавает» на поверхности воды, имея при этом плотность больше, чем у воды.
«Флотация» - (франц.) – это свойство, основанное на различной смачиваемости поверхностей, в данном случае воды и порошка серы, является способом обогащения полезных ископаемых.
Посмотрите, как ведет себя сера по отношению к другому растворителю – спирту. В нем она немного растворима. Демонстрацию проводит учитель.
4. На примере серы рассмотрим ещё раз природное явление – аллотропию.
Известно много модификаций серы с циклическим или линейным строением молекул различного состава. Рассмотрим это на рисунках: они спроецированы на экран
Структура молекулы S8 и модель структуры ромбической серы
Кристаллические модификации серы:
Слева – ромбическая. Справа – моноклинная
У серы 3 модификации: ромбическая, моноклинная и пластическая. Для серы причина аллотропии заключается в различном строении кристаллов её модификации. Наиболее устойчива - ромбическая сера, молекула которой состоит из 8 атомов, замкнутых в кольцо – S8 .
Пронаблюдаем за экспериментом. Нагреем порошкообразную серу в пламени спиртовки. Расплавленную жидкую серу, тонкой струйкой, осторожно выльем в стакан с холодной водой. Мы получим пластическую серу.
5. Рассмотрим химические свойства серы – простого вещества.
1. Горение серы. У меня в руках знакомый всем предмет – это коробочка со спичками. Зажжем спичку. Ощущается запах – это запах газа, который образуется при горении серы и называется – сернистый газ. Запишем уравнение этой реакции:
S0 + O20 = S+4O2-2 Составить электронный баланс.
2. Взаимодействие с водородом:
H20 + S0 = H2+1S-2 – газ сероводород, является ядовитым веществом, образуется как результат гниения органических соединений. О нем говорят – тухлые яйца пахнут сероводородом.
3. Реакции серы с металлами – образование сульфидов:
а. Na0 + S0 = Na2+1S-2. Для данного уравнения составить электронный баланс.
б. Hg0 + S0 = Hg+2S-2. Эта реакция имеет практическое значение. Процесс называется – демеркуризация– удаление и обезвреживание разлитой ртути.
Подведем итог: сера в реакциях с кислородом и металлами проявляет разные степени окисления: +4, -2.Являясь и восстановителем и окислителем.
На закрепление: составить уравнения реакций серы с алюминием и цинком.
5. Сера в природе. Сейчас немного отдохнем, займемся « добычей серы». У вас в руках понятное и знакомое приспособление – ватные палочки. Откуда в нашем организме сера и зачем она нам нужна? Правильно, из продуктов питания. Вот некоторые из них: горох, яйца, овсяные хлопья. Обсудить с учащимися этот вопрос.
Переходим к работе с раздаточным материалом. Познакомьтесь с образцами природных минералов, содержащих серу.
Самостоятельная работа с раздаточным материалом и таблицей 8 учебника на странице 98 ( в инструктивной карточке – задание 2). Для учащихся даны образцы самородной серы и её сульфидные и сульфатные соединения: пирит, свинцовый блеск, медный колчедан, гипс.
6. Применение и роль серы. Одно изобретение человечества с использованием серы вы уже сегодня видели – это спички. А теперь посмотрите на эту конструкцию – чугунок, в котором находятся три компонента, а сверху камень. И это имеет отношение к нашей теме, история гласит, что это натолкнуло наблюдательного и конечно, грамотного человека на изобретение пушки.
Применения серы многообразны, об этом вы узнаете при подготовке домашнего задания. Обсудим это на следующем уроке.
Подведем итог нашего урока. Знакомство с элементом – серой – дало вам много новых, интересных фактов. Мы закрепили уже имеющиеся у вас навыки и умения. Желаю вам успешной работы дома по заданиям.
Домашнее задание: п.21, упр.3.4 стр.99. Найти ответ на вопрос: для чего в ушах сера?
Рефлексия.
Закончите любое из предложенных предложений:
- Самым интересным на уроке для меня было … .
- Самым неинтересным на занятии для меня было … .
- Я научился … .
- Теперь бы я хотел ещё узнать … .
- Мне понравилось … .
- Хотел бы вам сказать … .
- Самым скучным на занятии было ... .
- Я буду вспоминать о … .
Инструктивная карточка.
1 задание. Аккуратно разверните пакетик с серой. Рассмотрите внешние признаки вещества: агрегатное состояние, цвет; Затем осторожно насыпайте на поверхность воды в стаканчик. Не мешайте! Сделайте выводы об отношении серы к воде (её плотность, растворимость).
2 задание. Рассмотрите образцы природных минералов, содержащих серу. Используя таблицу 8 на стр.98 учебника, запишите в тетрадь название и формулу минерала.
Литература.
- Габриелян О.С.Химия 9 класс. «Дрофа» 2005г.
- Габриелян О.С. Книга для учителя. Москва, «Вако» 2004г.
- Гридчин А. Элементы мироздания. Воронеж, 1985г.
- Золотая книга русской культуры. Москва, 2007г.
- Полосин В.С. Школьный эксперимент по неорганической химии. «Просвещение», 1970г.
- Смолеговский А.М.Энциклопедия химических элементов. «Дрофа» 2000г.