Цели:
- Расширить знания учащихся о диких животных на основе изучения зайца.
- Воспитывать бережное отношение к природе родного края.
- Развивать мышление, внимание, память через работу с загадками, через упражнения на анализ и синтез, сравнение, классификацию.
Оборудование. Презентация (Приложение 1), наборы геометрических фигур на каждого ученика, разрезные картинки с изображением зайца.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Организационный момент |
Учитель приветствует учеников. |
|
Включение учеников в работу |
Хоровое проговаривание стихотворения. |
Учащиеся хором проговаривают стихотворение: «У косого нет берлоги, |
Мотивация, сообщение темы и целей урока |
Учитель говорит о том, что сегодня на уроке дети отправятся в лес, где вместе с лесными жителями будут изучать тему: «Дикие животные». Будут учиться отгадывать загадки, строить описание зверька (а какого, определят сами позже), верно отвечать на вопросы. |
|
|
Педагог сообщает, что в дорогу ученики возьмут снаряжение для путешествия. Учитель разъясняет смысл слова «бинокль» и демонстрирует данный предмет детям. |
Ученики читают слово: «бинокль». |
Повторение пройденного материала |
Учитель предлагает вспомнить правила поведения в лесу. Нацеливает детей на то, что по лесу нужно идти не спеша, всматриваться в лес, вслушиваться в его шорохи. Просит детей встать и «пойти» в лес. Учитель включает слайды №1 –№9 (Приложение 1) и предлагает рассказать о времени года, изображённом на фотографии, по плану. |
Дети рассказывают о том, что можно, и что нельзя делать в лесу. Встают из-за парт и шагают. Учащиеся рассказывают о зиме, зимних забавах. |
Воспитательный момент |
Педагог просит ответить на вопрос: «Какую помощь надо оказывать птицам, которые остались зимовать?». Учитель включает слайд №10 (Приложение 1), просит посмотреть, как много следов в лесу и предлагает отгадать загадки, объяснив правильность ответа. Слайд №11 (Приложение 1).
|
Дети рассказывают о той помощи, которую они оказывают зимующим птицам. Ученики отгадывают загадки, объясняют правильность своего ответа словами загадки, читают отгадки на слайде. |
Введение в тему. |
Детям предлагает обратить внимание на картинки-отгадки и назвать всех тех, кто на них изображён. Вопросы учителя: - Кто здесь лишний?Докажи. - Как одним словом назвать всех тех, кого вы видите на картинках сейчас? - Подумайте, какого зверянельзя встретить в зимнем лесу? |
Учащиеся по вызову учителя называют животных, изображён-ных на слайде. Дети дают обоснованные ответы и убеждаются в своей правоте. |
Физкультурная пауза №1. |
Педагог просит ребят показать, как передвигаются заяц, лиса, медведь, белка, волк. |
Дети имитируют движения животных. |
Знакомство с темой через постановку проблемы. |
Учитель говорит о том, что дети пришли в лес за тем, чтобы познакомиться с очень интересным зверьком, который промелькнул около них, оставив на снегу следы, и включает слайд №12 (Приложение 1). Ученикам предлагает посмотреть, какие запутанные красивые узоры оставил этот зверёк.
|
Слушают учителя, рассматривают слайды. |
Знакомство с темой через постановку проблемы (продолжение). |
Учитель объясняет: «Зверёк уходит от преследования по кругу, много петляет. Его уловкиразнообразны – это увёртки, броски в сторону, прыжки вверх или даже бег в обратную сторону. На бегу он делает ловко быстрые, неожиданные повороты, они похожи на геометрические фигуры». Педагог включает слайд №13 (Приложение 1) и предлагает учащимся рассмотреть геометрические фигуры (Приложение 2), изображённые на нём. |
Ученики рассматривают геометрические фигуры и называют их. |
Учитель просит детей взять из конвертов геометрические фигуры, на которых напечатаны буквы, составить слово и, прочитав его, узнать, что за зверёк пробежал около них. |
Дети составляют слово, определяют, какая буква оказалась лишней, читают получившееся слово: «заяц». |
|
Педагог включает слайд №14 (Приложение 1) и предлагает ученикам проверить, правы ли они, объяснить, какая орфограмма в данном слове. |
По вызову учителя ученик объясняет, какая орфограмма есть в данном слове. |
|
Ученикам предлагается собрать разрезную картинку (Приложение 3) и рассказать о том, кто на ней изображён. Обобщение учителя: «Вот мы и встретили в лесу зайца. Давайте хорошо изучим его». |
Выполняют задание учителя. |
|
Физкультурная пауза №2. |
Зайки. Зайки скачут по лужайке. |
Дети декламируют стихотворные строки и выполняют соответствующие им движения. |
Изучение нового материала. |
Учитель включает слайд №15 (Приложение 1) и предлагает учащимся рассмотреть зайца. Педагог сообщает: «Существует поговорка – «труслив, как заяц», однако зайцы не столько трусливы, сколько осторожны. Им необходима эта осторожность, так как в ней их спасение». Слайды №16 –№19 (Приложение 1):назвать части тела зверька. |
Дети называют части тела зайца. |
Гимнастика для глаз. |
И. п. – сидя за партой. 1. Закрыть глаза. Отдых 10 – 15с. Открыть глаза. Повторить 2 – 3 раза. 2. Движения глазными яблоками:
Повторить 3 – 4 раза. Глаза закрыть. Отдых 10– 15с. 3. Самомассаж. |
Ребята выполняют упражнения. |
Изучение нового материала (продолжение). |
Учитель просит учеников достать из конвертов геометрические фигуры (Приложение 4) и назвать их. Слайд №20 (Приложение 1). Предлагается выполнить задание по словесной инструкции:
Педагог спрашивает учеников о том, кого они составили из овалов, какой частью тела является тот или иной овал. |
Дети выполняют инструкцию учителя, комментируют свои действия, составляют из овалов разной величины зайца. |
Учитель включает слайд №21, 22 (Приложение 1) и просит сказать, какую форму имеет тело зайца. |
Дети хором читают вопрос со слайда. По вызову учителя ученик отвечает на данный вопрос и убеждается в правильности своего ответа. |
|
Слайд №23 (Приложение 1). Сообщение педагога: «Летом зайцы-беляки бурые с рыжим оттенком и черноватой рябью. Зимой они становятся незаметными из-за смены бурой шерсти на белую. Только кончики ушей остаются чёрными, но это не выдаёт зайцев, так как они держатся возле засыпанных снегом кустов, тёмные ветки которых своими выступающими наружу концами маскируют заячьи уши. К зиме у зайцев отрастает более густая и длинная шерсть на брюхе, а вокруг ноздрей появляются пушистые волосы – всё это защищает их от охлаждения в мороз во время неподвижного пребывания на снегу. А вы знаете, что во время весенней линьки зайцы катаются по траве, стремясь поскорее освободиться от предательской белой шерсти, клочья которой можно видеть везде – на ветвях кустов, на стеблях бурьянов, в зарослях». |
Слушают учителя. |
|
Гимнастика для глаз. |
1. Потереть ладонью о ладонь. Закрыть глаза и положить ладони на них. 2. Руки скрестить перед собой, кисти сжать в кулак, большой палец вверх. Глаза закрыть и провести три раза большим пальцем левой руки по правой стороне, а правой рукой – по левой стороне надбровных дуг от переносицы до конца бровей. |
Дети выполняют упражнения. |
Изучение нового материала (продолжение). |
Учитель включает слайд №24 (Приложение 1), рассказывает: «У зайца крупные трубкообразные уши. У зверька очень чуткие уши. Так, уходя от собаки, заяц пользуется в основном слухом, а не чутьём. Видит он плохо, но реагирует на движение. Животное, слыша лай собаки, представляет степень её опасности для себя». Слайд №25 (Приложение 1). «Более длинные задние ноги позволяют им делать большие прыжки и убегать от преследования, а их широкие ступни при отталкивании от поверхности создают прочную опору, не проваливаясь в снег. Пальцы лап беляка, покрытые густыми волосами, сильно раздвигаются, и поэтому заяц-беляк, как на лыжах, может бегать по рыхлому снегу. Он может давать отпор преследователю своими задними лапами. Если зайца настигает пернатый хищник, он ложится на спину и отбивается сильными ударами ног». Слайд №26 (Приложение 1). «Способ передвижения – быстрый бег прыжками. Следы лап беляка крупные, широкие и округлённые. У зайцев на следах отпечатки задних лап располагаются впереди передних. Он маскирует след, пробегая по угольной пыли на гарях, по старым заячьим тропам, по собачьим, лисьим следам. Иногда обнаруживают, что заяц бежит сзади за преследователем. Заяц прерывает свой след, пробегая по мелкой воде или болоту. Он может броситься в воду». Слайд №27 (Приложение 1). «Зайцы имеют две пары резцов в верхней челюсти (вторая пара развита слабее и расположена позади основной пары). У них нет клыков. Зубы растут постоянно». Слайд №28 (Приложение 1). «Летом зайцы-беляки поедают злаки, бобовые растения, осоку, а зимой – мелкие ветки и кору деревьев, кустов, а также сено вокруг стогов». |
Слушают рассказ учителя, читают вопросы со слайдов, дают обоснованные ответы.
|
Учитель задаёт вопрос: А питаются зайцы другими животными? |
Ученики отвечают. |
|
Педагог просит учеников сделать вывод о том, какое животное заяц. |
Дети хором читают |
|
Слайд№29 (Приложение 1). Задаются вопросы:
|
Ученики делают выводы и обосновывают ответы. Дети хором читают слова: «дикое животное». |
|
Педагог сообщает: «В лесу у зайцев-беляков нет постоянного убежища. Днём они чутко спят, затаившись мордой к ветру среди травы, под кустами, а зимой – в снежной ямке. По ночам, а также в сумерки и перед рассветом они кормятся, а с наступлением дня залегают где-либо в новом месте». |
Учащиеся слушают рассказ учителя. |
|
Учитель включает слайд №30 (Приложение 1), задаёт вопрос: Как называют детёнышей зайца? |
Дети отвечают на вопрос. |
|
Закрепление пройденного материала. |
Слайды №31, №32, №33 (Приложение 1). Даётся задание:составить описание зверька по плану. |
Ученики по плануна слайдах рассказывают о зайце. |
Подведение итогов.
|
Подводятся итоги урока, даются аргументированные оценки ответов учащихся, задаются вопросы: - С каким зверьком познакомились? -Что нового о нём узнали? |
Ученики отвечают на вопросы. |
Литература.
- В. П. Герасимов «Животный мир нашей Родины». Москва, «Просвещение», 1977.
- А. К. Аксёнова, Э. В. Якубовская «Дидактические игры». Москва «Просвещение», 1991.
- В. И. Ковалько «Школа физкультминуток». Москва«ВАКО», 2005.
- «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2008 (3 CD – ROM)».
- С. Д. Худенко, Д. И. Барышникова «Планирование уроков развития устной речи во 2 кассе специальной (коррекционной) школы VIII вида». Москва, «Аркос».