Использование материала по региональной географии в процессе изучения Федерального компонента географического образования на примере курса 6-го класса

Разделы: География


Программное учебное краеведение преследует две задачи: всестороннее изучение родного края и накопление краеведческого материала, которое проходит во время учебных экскурсий, наблюдений и практических работ местности; использование этого материала в преподавании географии.

Обе задачи программного краеведения тесно связаны, прежде всего тем, что создаются условия, обеспечивающие преподавание географии на конкретном жизненном материале. В использовании местного краеведческого материала при изучении различных тем курса географии и заключается суть краеведческого принципа в преподавании предмета. Значение краеведческого принципа в преподавании географии состоит в том, что при изучении своей местности у учащихся формируются правильные представления о многих объектах, явлениях и процессах, которые в свою очередь служат основой для формирования понятий, недоступных для непосредственного наблюдения. Тем самым краеведческий принцип дает возможность строить преподавание географии согласно дидактическому правилу: “От известного к неизвестному, от близкого к далекому ”. Благодаря краеведению в географии решается важная педагогическая проблема – соединение обучения с жизнью.

Краеведения своим содержанием и приемами исследовательской работы в значительной степени способствует наглядность в обучении географии. Изучая свой край, учащиеся видят природную среду, жизнь людей, наблюдают процессы развития и взаимосвязи компонентов природы, результаты хозяйственной деятельности человека, что подтверждают многие научные выводы и положения, составляющие основу географии.

Систематическое изучение природы в процессе краеведческих наблюдений создает также большие возможности, во-первых, для воспитания у школьников активного природоохранительного отношения к окружающей среде, во-вторых, для познания научных закономерностей развития природы и, наконец, для формирования эстетических взглядов. Всё это имеет огромное значение для воспитания патриотических чувств и любви к Родине.

Начальный курс географии 6 класса полностью строится на краеведческой основе. Для проведения экскурсий и практических работ имеются все условия для учащихся нашей школы. Город Полевской находится на Среднем Урале. Местность расположена на невысоких горах, на которых видны обнаженные разрушенные горные породы. Отсюда разнообразие полезных ископаемых: золота, медной руды, малахита, железной руды, мрамора, змеевика.

Город находится в верховьях реки Чусовой, практически в месте её образования – Западной и Полдневой Чусовой и многочисленных её притоков одним из которых река Полевая. При зарождении города и промышленности в начале XVIII века, она сыграла важную роль в развитии металлургического производства в городе. На реке Полевой появился медеплавильный, железоделательные заводы, а для этого необходима была энергия, для получения которой был построен каскад водохранилищ на реке Полевой: Верхний, Штанговский, Северский пруды. Впоследствии эти заводы и прилегающие к ним поселки образовали город Полевской. Уникальным с точки зрения строительства гидросооружений является возведение в 18 веке плотины Глубоченского пруда на Западной Чусовой и подача воды из реки в Верхний пруд через тоннель, походящий через гору. В районе Полевского большое количество источников воды – родников, колодцев.

Все эти уникальные места родного края позволяют проводить полноценные занятия по географии на местности города Полевского. В первом разделе курса  “Изображение поверхности Земли на глобусе и картах “ используются результаты практических работ по определению относительной высоты места, пологих и крутых склонов холма, азимутов по компасу, по чтению плана местности и т.п.

На уроке по теме: “Относительная и абсолютная высота” почти все основные понятия формируются на материале экскурсии. В раздел “Литосфера” включены темы по изучению родного края: “Горные породы своей местности и особенности их залегания” и “Особенности рельефа своей местности и его изменения”. Влияние деятельности человека на рельеф, меры по предупреждению вредных воздействий, их изучение, а также изучение темы “Рельеф земной поверхности” строятся с опорой на знания учащихся, полученные во время осенней экскурсии на природе. Для более целенаправленного использования материалов экскурсии на последующих уроках по теме “Рельеф земной поверхности” следует обратить внимание учеников на причины его образования.

Учитель может задать вопросы:

  • Как изменяется рельеф в зависимости от состава слагающих местность пород? Объясните почему?
  • Какое влияние оказывает рельеф на скорость рек?
  • Как влияет состав горных пород на глубину грунтовых вод?
  • Объясните, как определить относительную и абсолютную высоту местности.
  • Опишите состав пород и условия их залегания в нашей местности.
  • Объясните процессы образования и развития отдельных форм рельефа в районе экскурсии.

В разделе «Гидросфера» изучаются особенности вод своей местности, их взаимосвязь с рельефом и горными породами, питание и режим реки, хозяйственное значение местных вод, их состояние, меры по бережному использованию и охране от загрязнения. В данной теме мною используется также краеведческий материал, полученный во время экскурсии.

При изучении темы: «Поверхностные воды» я задаю учащимся вопросы:

  • Какие поверхностные воды используются в нашей местности?
  • Какие крупные реки протекают в нашей местности?
  • Какой характер течения, источники питания, водный режим имеет наша река?
  • Расскажите о строении долины реки в нашей местности?
  • Что Вы знаете об использованных водоемах – прудах нашего города? Их роль и значение?

При изучении темы: «Подземные воды» мною предлагаются учащимся следующие вопросы:

  • Много ли в Полевском источников?
  • Какова причина их образования?
  • Какова глубина залегания грунтовых вод?
  • Как проявляется связь между глубиной залегания грунтовых вод и составом слагающих местность пород?

При изучении темы «Атмосфера» широко использую краеведческий материал. Понятие о климате и климатообразующих факторах формируется на основе знаний о погоде своей местности, её сезонных изменениях, получаемых в результате систематических наблюдений за погодой и высотой Солнца над горизонтом. На уроке использую краеведческие данные наблюдений за погодой, которые ведут учащиеся в течение года: графики хода температуры, диаграммы облачности и осадков, розы ветров. Заслушиваются описание погоды за день, месяц, сезон, сравниваются с погодой этого же периода в прошлом году.
Предлагаю учащимся выполнить задания:

  • охарактеризовать изменения температуры и давления в нашей местности за последние 1-2 месяца, построить розу ветров по данным наблюдениям за один из месяцев.
  • описать явления погоды во время экскурсии.

Заключительная тема курса «Взаимосвязь компонентов природы» мною также изучается на примере краеведческого материала. Во время весенней экскурсии учащиеся знакомятся с природными комплексами своего края, составляют их описание на основе знаний, полученных в предыдущих темах о рельефе и горных породах, водоемах, климате, почвах, флоре, фауне.

На уроке ученикам предлагаю следующие задания и вопросы:

  • Расскажите, какие природные комплексы вы наблюдали на экскурсии.
  • Объясните, по каким внешним признакам можно выделить на местности природный комплекс.
  • Объясните, как проявляются взаимосвязи между компонентами природного комплекса?
    1. Слагающими породами и формами рельефа;
    2. Формами рельефа и условиями нагревания и увеличения поверхности;
    3. Рельефом и характером реки;
    4. Условиями увлажнения и растительностью;
    5. Слагающими поверхность породами и почвами;
    6. Почвами и растительностью.
  • Как используются в хозяйстве нашей местности природные комплексы?
  • Что произойдет в нашей местности, если уровень грунтовых вод значительно повыситься?

Для раскрытия взаимосвязей между компонентами природного комплекса выполняю схемы и рисунки на классной доске.

Таким образом, мною осуществляется в 6 классе первый этап в системе краеведческой подготовки учащихся в процессе обучения географии.