Интегрированный урок (москвоведение + технология) в технике "Творческая мастерская"

Разделы: Технология, Начальная школа


Тема: «Русский и белорусский национальные костюмы».

Цель урока: обобщить знания детей о народном костюме на примере сравнения двух национальных костюмов (русского и белорусского).

Задачи урока:

  • научить по узору, предметам костюма определять какой из национальностей он может быть;
  • воспитывать любознательность;
  • обобщить и активизировать имеющиеся у учащихся знания об одежде;
  • вызвать интерес к изучению своих исторических корней;
  • побудить учащихся к активной работе на уроке;
  • развивать мышление, память, речь;
  • получение учащимися новой информации;
  • осмысление полученной информации;
  • соотнесение нового с уже имеющимися знаниями;
  • формирование у каждого ученика собственного отношения к изучаемому материалу.

Оборудование:

  • тексты параграфов учебника «Москвоведение»;
  • цветная бумага, простой карандаш, ножницы;
  • конверты с заготовками деталей национальных костюмов;
  • клей;
  • салфетки;
  • иллюстрации русских и белорусских национальных костюмов;
  • макет куклы.

Ход урока

Организационный момент. Сообщение темы урока.

1. Индуктор.

У. Что вы знаете о русской национальной одежде? Носят ли её сейчас? Какие народы сохранили свою национальную одежду? Можете ли вы по костюму определить национальность человека? Какие элементы старинной одежды дошли до нашего времени?

Что же такое сарафан, кокошник, лапти? (Показ иллюстраций). Вспомнить понятия, известные детям, о национальном костюме.

Сгруппировать учащихся по группам.

Дети читают пословицы об одежде.

2. Деконструкция.

Задание №1. Каждая группа приготовила загадки о предметах одежды участникам других групп, а также вопросы о предметах одежды, входящих в национальный костюм.

Шёл мужик по дороге,
Пришло две дороги,
Он в обе пошёл
Шёл по одной,
Вышел из двух. (брюки)

Надену – ободом сведёт,
Сниму – змеёй упадет,
Тепла не даёт,
А без него холодно. (пояс)

Сижу верхом,
Не ведаю на ком,
Знакомца встречу –
Соскочу, привечу. (шапка)

Дырявое корыто,
По дороге идёт,
Клетки кладёт. (лапти)

Два арапа –
Родные брата,
Ростом по колено,
Везде с нами гуляют
И нас защищают. (сапоги)

Задание №2. Какую роль играет цвет в национальном костюме?

Цвет в национальном костюме всегда символичен.

  • Красный цвет – жизнь, огонь, кровь.
  • Жёлтый – огонь (немного).
  • Зелёный – (очень мало)
  • Синий, черный – тьма, горе.
  • Белый – свет, праздник.
  • Охра – земля.
  • Голубой, синий – надежда.

3. Реконструкция.

Обмен словарями. Кто больше вспомнил понятий о национальных костюмах? Выбор наиболее верных высказываний.

4. Разрыв.

Дискуссия о сходствах и различиях в русском и белорусском костюмах. Какие предметы костюма входят в белорусский? Какие предметы – в русский? Какие цвета наиболее характерны для костюмов? Какую роль играет узор в костюме?

Таблицы на доске:

Русский национальный костюм

 

 

Белорусский национальный костюм

5. Самоконтроль.

Обсуждение, какой костюм будет делать группа. Каждая группа, выбрав национальный костюм, одевает свою куклу.

6. Афиширование.

Показ коллективно одетой куклы в национальном костюме одним учеником из группы.

7. Рефлексивный этап.

Вывод: Национальный костюм служил людям не только защитой от холода, жары, но и был оберегом, потому что в его цвете, в узорах зашифрованы магические знаки – обереги, вышитые определенным цветом. По поверьям, эти магические знаки охраняли человека от всякой нечисти, преследовавшей его от рождения и до смерти.

8. Домашнее задание:

Создать свой костюм.