Цели урока:
- Формировать умение отличать предлог от приставки; формировать навыки их верного правописания; уточнить роль приставки в слове.
- Развивать умение образовывать родственные слова. Способствовать развитию речи, памяти мышления и орфографической зоркости.
- Воспитывать интерес к познанию нового.
Ход урока
1. Организационный момент - ПРЕЗЕНТАЦИЯ - СЛАЙД-1
- Сегодня на уроке с нами Смешарики! Мы будем учиться , а так-же играть и правила новые запоминать! Посмотрите, какие имена у наших гостей! Что они обозначают?
(ответы детей-приставки:предлоги:)
2. Чистописание
(Написание буквы о с верхним и нижним соединением , на второй строчке от-ото-по-около-со-подо)
Так приставка или предлог?
- Где приставка? Где предлог?
Кто бы нам ПОНЯТЬ ПОМОГ!!!
3. Постановка темы урока:
Наша задача на уроке: научиться различать, когда нужно писать предлог, а когда слово употребляется с приставкой.
4. Работа по теме урока-ПРЕЗЕНТАЦИЯ-СЛАЙД-2
Повторим правила игры "Предлоги"
(ответы детей)
- Предлог - это слово.
- Предлог служит для связи слов в предложении.
- Он пишется раздельно со словом.
- Никогда не пишется с глаголом.
- Между предлогом и словом можно вставить другое слово или поставить вопрос.
По картинке слайда составляем предложения, самое интересное записываем и разбираем по членам предложения.
Остальные предлоги выписываем вместе со словом, к которому он относится в столбик.
Возможные варианты предложений:
На волшебном дереве расцвели цветы. За снежными вершинами показалась радуга .С высоких гор бежит ручей. Над речкой изогнулся деревянный мосток. В быстрой горной речке холодная вода. По извилистой дорожке побежали смешарики. На крутом берегу около реки растут ромашки икамыши.
2 - Следующая игра в "ПРИСТАВКИ" -ПРЕЗЕНТАЦИЯ СЛАЙД-3
Повторяем правила игры "ПРИСТАВКИ"
(ответы детей)
- Приставка - это часть слова.
- Она служит для образования слова.
- Пишется слитно.
- Употребляется в словах различных частей речи.
- Между приставкой и корнем нельзя вставить другое слово или вопрос.
- Я начну, вы - продолжайте: слов цепочку составляйте!
(слова записываем рядом со столбиком предлогов, для сравнительного анализа)
Красуля от Бараши отъехала, совсем далеко уехала, с горки она ловко съехала , по дорожке ровной поехала, на пригорок быстро въехала и до ромашек доехала!
5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
Стоп! Немного отдохнем
И домой пешком пойдем.
3 - Обобщение ПРЕЗЕНТАЦИЯ-СЛАЙД-4
(по признакам угадываем :что это - предлог или приставка)
4 - Допишите слова- антонимы, меняя приставку ПРЕЗЕНТАЦИЯ - СЛАЙД-5
(примерная запись в тетради:
прикатился - закатился
приползла - уползла
привязали - отвязали
прибили - выбили)
5 - Зрительно-слуховой диктант ПРЕЗЕНТАЦИЯ - СЛАЙД-6
(С)горы (с)бежал поток проворный. (За)снежные вершины (за)катилось солнце.(На)ясном небе (по)явилась радуга. (Рас)цвела молодая яблонька. (По)дорожке весело (у)бежали Смешарики в сказку.
(Взаимопроверка по тексту, написанному на доске)
6. Домашнее задание
- Написать рассказ-миниатюру на тему: "Я мечтаю:" В тексте должны быть слова с приставками.
7. Итоги урока ПРЕЗЕНТАЦИЯ - СЛАЙД- 7
Обобщение
- Чем мы занимались на уроке?
- Что нового узнали о приставках и предлогах?
Рефлексия
- Как избежать ошибок при написании приставок и предлогов?
- Что вас порадовало на уроке?
- Какие задания выполняли с удовольствием?