Детство – это королевство, где рождаются мечты…»
Эдна Сент-Винсент Миллей
Одиннадцатиклассники… Будущие выпускники школы. Остаётся совсем немного до того дня, когда они будут прощаться со своими школьными годами, со своими друзьями-одноклассниками, с учителями, родителями. Будут прощаться с Детством… Несмотря на то, что всё это еще предстоит пережить, сейчас мы с ребятами всё равно об этом задумываемся, нас это очень волнует.
Когда тебе семнадцать, и ты на пороге взрослой жизни, ты понимаешь, что что-то уходит от тебя навсегда, и ты не можешь ничего с этим поделать: ни остановить, ни вернуть. Это что-то уходит, оставляя тебя одного наедине с огромным взрослым миром, так непохожим на ту сказку, в которой ты жил в детстве.
Прощаюсь с детством тяжело и долго,
Слезу смахну украдкой со щеки.
Прощай, наивная весёлая девчонка!
Таких стихов не будет и строки.
Прощай! Я ухожу в мир новых песен,
Туда, куда придут мои друзья,
Хоть мир – он ведь на самом деле тесен,
Прощай! Прости – тебе со мной нельзя.
Как странно будет повзрослеть так быстро,
Как странно будет всё самой решать,
Не будет больше слов наивно-чистых,
Таких стихов уже не написать.
Я ухожу – но буду помнить вечно
Улыбку детскую и звонкий детский смех.
Ты как цветок – непрочный и беспечный,
Таких цветков хватает не на всех.
Я ухожу – как долго я прощалась,
Пойду. Моя тропинка. А за ней –
Всё то, чего ждала, о чём мечталось...
Прощай, малыш. Приди ко мне во сне.
Действительно, 17 лет – это очень сложный период в жизни старшеклассника. В психологии его даже называют «кризисом 17 лет». Этот возраст – «сплошной знак вопроса». Это время выбора и решений. Хочется поскорее окончить школу, ведь впереди – взрослая, интересная, загадочная жизнь! И вот когда ты оказываешься уже на пороге между Детством и Взрослостью, вдруг становится страшно… Страшно потерять всё, что ты накопил, приобрёл здесь, на этой части жизненного пути. Ведь часа расставания не избежать… Вместе с ребятами этот кризис переживают и родители, и учителя. Всё это мы можем обозначить для себя как психологическая проблема.
Ну, а если посмотреть на проблему с другой стороны. Ведь именно этому учит нас наука психология. Быть может всё не совсем так? Мы попробовали поразмышлять над этим.
Детство. Что значит детство? Это значит то, пока ты растешь, или возраст до твоего совершеннолетия? Мы решили, что это понятие совсем другое, то есть оно то, но его просто не правильно шифруют. Разве мы можем съесть кусок торта и считать, что он ушёл в никуда? Но мы ведь его съели? Произошли кое-какие изменения и он, точнее его часть, всегда теперь остается с нами. Или, например, овладев знаниями, мы же не можем их потерять. Мы можем, конечно, забыть их, но не потерять. Ведь потерять – это навсегда утратить. Но их часть же есть уже в нас. Мы имеем об этом некоторые представления, а значит то, что мы проходим в жизни, навсегда остается с нами. Так и детство. Мы его приобрели, теперь приобретаем новую пору, словно собираем пирамидку. И поскольку эта часть пирамидки не исчезла, мы в любой момент можем к ней вернуться. Она в нас всегда. Она продолжается, только дополняется новыми уровнями и становится более совершенной.
Так что нельзя сказать, что детство кончится. Оно есть и продолжается на любой временной шкале…
Каждый день мы растём, взрослеем, становимся умнее, смелее, сильнее. Но есть что-то такое, что мы оставляем в своих детских годах, и очень хотели бы сохранить это навсегда. Нам это очень нужно, потому что иначе не сможем идти вперед. О чём мы мечтаем в Детстве? Что мы хотели бы забрать из Детства в сегодняшнюю жизнь? Об этом мы решили поговорить друг с другом, с учителями, с ребятами-старшеклассниками, с родителями…
Тема нашего проекта: «Психологическое эссе как форма общения по психологической проблеме».
Творческое название проекта: «Все мы родом из Детства…»
Цель проектной деятельности: апробировать нестандартную форму общения участников проекта.
Объект исследования – ученики, педагоги, родители.
Предмет исследования – мысли, эмоции и чувства участников и организаторов проекта.
Гипотеза исследования: если использовать необычную, нестандартную форму общения по психологической проблеме, актуальной для учащихся, родителей, учителей, то это откроет новые возможности внутреннего мира участников и организаторов.
Задачи проекта:
- Разработать план психологического мероприятия;
- Изучить информационные ресурсы, необходимые для проведения мероприятий;
- Реализовать практическую часть проекта: психологическое эссе;
- Активизировать потребности в самовыражении у организаторов проекта с помощью различных средств: художественных (картины, организация пространства), музыкальных (песня, музыка), поэтических (стихи, монологи), пластических (танец);
- Побудить участников эссе к размышлениям и ощущениям по проблеме эссе;
- Отрабатывать навыки рефлексии у участников и организаторов психологического эссе.
Этапы проектно-исследовательской деятельности
В своей проектно-исследовательской деятельности мы выделяем следующие этапы:
Первый этап – подготовительный (декабрь 2009 г.)
Цель: разработка плана психологических мероприятий в лицее.
В рамках данного этапа предполагается следующая работа:
№ п/п |
Наименование мероприятий |
Сроки реализации |
Ответственные |
1. |
«Мозговой штурм» – выработка идеи эссе |
Декабрь 2009 года |
Коллективное планирование |
2. |
Разделение класса на рабочие группы |
Декабрь 2009 года |
Коллективный анализ |
3. |
Распределение обязанностей между рабочими группами, определение лидеров |
Декабрь 2009 года |
Группа №1 – Сапарбиев Вадим Группа №2 – Сазонова Юлия Группа №3 – Шинкарёва Екатерина Группа №4 – Докучаев Алексей Группа №5 – Озерова Ирина Группа №6 – Опарина Анастасия |
4. |
Постановка целей и задач работы групп, распределение обязанностей между членами группы. |
Декабрь 2009 года |
Лидеры групп |
Второй этап: организационный (январь – февраль 2010 г.)
Цель: подготовка информационной, материально-технической базы проекта
В рамках этого этапа проводится следующая работа:
№ п/п |
Наименование мероприятий |
Материалы, оборудование |
Сроки реализации |
Ответственные |
1. |
Работа с информационными ресурсами: Интернет, психологическая литература, художественная литература, периодическая печать. |
Выход в Интернет, читальный зал библиотек |
Январь |
Рабочие группы |
2. |
Написание сценария, определение артистов |
Информационные источники, беседы с учащимися-артистами, учителями |
Январь |
Сапарбиев Вадим, Дьяконов Антон, Кокурин Александр, Залецкая С.Е. |
3. |
Приготовление оформления зала к эссе |
Обои – 4 рулона Цветная бумага (жёлтая и чёрная) – 24 листа Бумага белая – 20 листов Скотч для заклеивания окон Скотч широкий – 1 штука Гвоздики Ватман – 3 листа Лавочки – 3 штуки Зонт пляжный Бассейн резиновый Насос Треноги – 4 штуки Деревья – 3 штуки Качель детская Игрушки Лесенка Стремянка Ширма Черная, песочная шторы Экран Журнальный столик-2шт. Ноутбук, проектор Прожекторы – 2 штуки |
Февраль |
Сазонова Юлия, Озерова Ирина, Скрипкина Алина, Шерстнёва Ксения, Докучаев Алексей Ответственные за оформление зала: Соболев Дмитрий, Докучаев Алексей, Сотникова Екатерина, Исакова Кристина, Шобанова Аполлинария, Артемьева Анна |
4. |
Работа с источниками для создания мультимедийной презентации к эссе |
Выход в Интернет |
Февраль |
Шинкарёва Екатерина Корсакова Ксения |
5. |
Изготовление рекламы мероприятия, приглашений, бланков, листов для рефлексии |
Выход в Интернет Бумага для принтера Рекламная доска объявлений |
Февраль |
Озерова Ирина Мартынюк Виктория |
6. |
Приготовление оборудования для фоторепортажа мероприятия |
Цифровые фотоаппараты Цифровая видеокамера |
Март |
Докучаев Алексей Смирнова Яна Артемьева Анна |
7. |
Постановка танцев |
Зал, музыкальный центр, фонограммы |
Февраль – март |
Опарина Анастасия Акишина Л.А. |
8. |
Репетиции номеров эссе |
Зал, музыкальный центр, фонограммы, сценарий |
Февраль – март |
Участники эссе |
Третий этап: практический (март 2010 г.)
Цель: психологическое эссе для учащихся, учителей, родителей.
№ п/п |
Наименование мероприятий |
Материалы, оборудование |
Сроки реализации |
Ответственные |
1. |
Выступление на планёрке учителей, презентация Недели психологии, решение организационных вопросов |
Кабинет № 51 |
2 марта, 8.00 |
Жукова Екатерина |
2. |
Оформление стенда рекламы и объявлений |
Вестибюль на первом этаже у главного входа |
5 марта, 16.00 |
Озерова Ирина, Сазонова Юлия, Скрипкина Алина |
12 марта – пятница Девиз дня: «Детство – это королевство, где рождаются мечты…» |
||||
1. |
Встреча гостей. Вручение бумажных игрушек для рефлексии |
Актовый зал лицея |
13.4 – 14.00 |
Жукова Катя, Алёшин Максим |
2. |
Психологическое эссе «Все мы родом из детства!» |
14.00-15.30 |
|
|
3. |
Рефлексия эссе: – игрушечное дерево – листы для рефлексии |
15.30-16.00 |
Смирнова Яна, Туманов Александр Сазонова Юлия Скрипкина Алина Озерова Ирина |
|
5. |
Коллективный анализ мероприятия |
Столовая |
16.00-16.30 |
Организаторы эссе, педагоги |
Четвёртый этап: аналитический (март – апрель 2010 г.)
Цель: анализ результатов, подведение итогов проектной деятельности.
№ п/п |
Наименование мероприятий |
Сроки реализации |
Ответственные |
1. |
Фоторепортаж психологического эссе |
12 марта |
Докучаев Алексей Артемьева Анна |
2. |
Опрос общественного мнения (участников проекта) |
12-15 марта |
Артемьева Анна Шобанова Полина Мартынюк Вика |
3. |
Обработка и оформление результатов проекта: создание мультимедийной презентации |
Март – апрель |
Шинкарёва Екатерина |
4. |
Подготовка описания проекта |
Март – апрель |
Шобанова Полина Сапарбиев Вадим |
5. |
Подготовка защиты проекта |
Апрель |
Творческая группа |
6. |
Защита проекта на научно-практической конференции учащихся общеобразовательных учреждений города |
23 апреля |
Авторы проекта |
Практическая значимость исследования: продемонстрирована возможность общения по психологической проблеме в нестандартной форме – через самовыражение организаторов эссе с помощью художественных средств (стихи, песни, монологи, танец, музыка, слайды, оформление).
Основные риски проекта:
- Жанр эссе предполагает настрой зрителей на камерную обстановку;
- Проблема единства артистов и зрителей, содержания, оформления и музыкального сопровождения эссе;
- Трудности самораскрытия организаторов – артистов перед зрительской аудиторией;
- Организационные проблемы (возможны опоздания организаторов на учебные занятия, низкая учебная мотивация на уроках).
Возможные эффекты проекта:
- Проявление творческих, лидерских способностей организаторов психологического эссе;
- Появление нового отношения к заявленной проблеме у участников и организаторов мероприятия;
- Сплочение коллектива учителей, родителей и учащихся лицея;
- Возникновение у участников проекта чувства эмоционального сопереживания к происходящему.
Результаты проектной деятельности
Эссе – это «литературный жанр, сочетающий подчёркнуто индивидуальную позицию автора с непринуждённым, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь».
Проблему, которую мы подняли, можно сформулировать так: «Что я могу забрать из Детства в настоящую жизнь?» Другими словами, какие открытия внутреннего мира, сделанные в Детстве, могут стать опорой для нас во взрослой жизни?
Первое, что нам было необходимо сделать – создать обстановку, располагающую для общения по заявленной проблеме. Эссе – это уникальная форма общения, поэтому и оформление зала получилось у нас уникальным. Мы готовили оформление в течение нескольких дней. В результате у нас получился настоящий Дворик Детства. (Приложение 1).
Для каждого из нас поднятая в эссе проблема очень актуальна. Наверное, поэтому мы активно включились в реализацию нашего проекта. К нашему общему удивлению, когда мы продумывали идею сценария эссе, оказалось, что наши мысли совпали с идеями самих ребят. Идея Дворика Детства понравилась всем. А дальше начался процесс создания сценария работы над психологической проблемой. Мы старались сделать так, чтобы каждый из нас играл самих себя в общем действии. Например, три друга – герои эссе – являются лучшими друзьями в реальной жизни. Им легко было играть свои роли, потому что они играли самих себя. Стихи, монологи, песни мы подбирали так, чтобы обязательно учитывалось настроение, мировоззрение, личный опыт старшеклассников. Например, для Алексея Т. актуальной оказалась тема настоящей мужской дружбы, и он сам нашёл для себя стихотворение «Волки». Или, к примеру, для Ани А. очень близким стало стихотворение «Мне уже не шестнадцать, мама». Может быть, поэтому она так трогательно прочитала стихи, что у многих в зале на глазах выступили слёзы. Некоторые из нас с помощью специально подобранных стихов как бы обращались к тем людям, которые существуют реально и просто похожи на героев поэтических произведений, и, таким образом, пытались разрешить свои личные проблемы. Были такие случаи, что в процессе подготовки эссе у нас разрешались конфликты между друзьями, любимыми людьми.
Некоторые из нас впервые готовились выйти на сцену для того, чтобы не просто прочитать стихи или спеть песню, а для того, чтобы поговорить на личную тему с большой аудиторией заинтересованных слушателей. Преодолеть страх помогала надежда на то, что в зале будет поддержка со стороны зрителей.
Здорово, что вместе с нами готовили эссе и наши учителя. Они тоже говорили о любви, одиночестве, о чём-то сокровенном. Всех нас удивило, например, то, что роль главных героев, с детства влюблённых друг в друга, будут играть учитель физики Николай Иванович Вишневский и учитель русского языка и литературы Татьяна Юрьевна Савина. Ребятам казалось, что их очень трудно будет воспринять в другой роли, ведь они же для них учителя! Но тема нашего эссе «Все мы родом из Детства…» А в Детстве все равны, там всё естественно и искренне. Наши учителя тоже были детьми, переживали те же самые чувства, что переживают сейчас юноши и девушки. Поэтому на сцене все забыли, что они учителя, они были просто «родом из Детства».
Итак, наступил день выступления…
При входе в зал вам вручается игрушка, сделанная из бумаги. И вы попадаете в обычный дворик. Двухэтажный кирпичный дом. На одном из балконов сушится детское платьице. Песочница с игрушками. Лавочки. Качели, подвешенные к стволам деревьев. И, как часто бывает на заборах, белеют надписи «Степан + Любка = …»
Мой тихий дворик, ты как прежде,
Всё там стоишь, на том же месте,
И я спешу к тебе в надежде
Разговориться о былом…
У каждого, сидящего в зале, был или есть и сейчас такой вот двор. Ведь вся наша жизнь началась именно с такого дворика: шли с мамой за ручку в детский сад, здесь собирались в школу, на крыльце ждали девчонок, провожали в армию всем двором, пели песни под гитару, встретили свою незабываемую, неповторимую, трепетную первую любовь… Конечно же, у каждого из нас всё это было по-своему, по-особенному. И вы, попав на наше эссе, могли увидеть, почувствовать, как жители дворика переживали разные ощущения, проживали на сцене те чувства, которые знакомы каждому зрителю – взрослому или ребёнку: родительская любовь, закадычные друзья, беспечные занятия, первая влюблённость в девочку из соседнего подъезда, одиночество из-за неразделённой любви, предательство, ссора, прощение, долгожданная встреча с родителями после долгой разлуки…
В этом красивом мероприятии всё гармонировало и взаимодополняло друг друга: оформление, музыка, свет, стихи, песни, танцы, монологи, артисты – ученики и учителя, и, конечно, зрители.
В конце нашего эссе мы обратились к зрителям с просьбой ответить на бумажных игрушках на вопрос: А что бы Вы забрали из своего Детства в сегодняшний день? Свои игрушки каждый мог прикрепить на дерево, стоящее в конце зала. (Приложение 2)
Кто знает, быть может, эти желания исполнятся…
Кроме того, нам очень важно было услышать мнения гостей по поводу того, что они увидели и услышали, почувствовали… Зрители могли поделиться своими мыслями с нами, продолжив фразы, на специальных рефлексивных листах на стенах зала. (Приложение 3) И ещё мы предложили по желанию зрителям, самим участникам эссе индивидуальную рефлексию по методу «Незаконченных предложений» (Приложение 4). Всё это позволило нам подвести качественные итоги нашего психологического мероприятия.
Основные выводы:
- Психологическое эссе – необычная, нестандартная форма общения по психологической проблеме одновременно старшеклассников, родителей, педагогов.
- Психологическое эссе – это возможность проработать психологическую проблему через различные жанры творчества: художественные, музыкальные, поэтические, пластические.
- На нашем мероприятии распространялись психологические знания среди учащихся и учителей лицея – были показаны способы работы по психологической проблеме (терапия творчеством).
- Психологическое эссе активизировало эмоционально-чувственную сферу участников и зрителей.
- Рефлексивные задания («Бумажные игрушки», Листы для рефлексии, индивидуальное анкетирование) позволили осознать возникшие эмоции и чувства, а значит, выразить отношение к заявленной проблеме.
- Проблема, поднятая на эссе, была актуальной, поэтому наш проект вызвал интерес и эмоциональное сопереживание у участников (детей, родителей, учителей).
- Психологическое эссе вызвало новые эмоции, чувства, мысли по поводу психологической проблемы, а значит, открыло новые возможности внутреннего мира участников и организаторов.
Это подтвердило нашу гипотезу.
Участники проекта