«Легче сосредоточить ум на внешних предметах.
Ум естественно стремится к внешнему.
Понять и подчинить себе внутренний мир –
работа более тонкая, длительная и целенаправленная»
(Раджа – йога)
Обоснование темы эксперимента
В последнее время проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. В связи с переходом современной школы на личностно-ориентированные модели образования повышаются требования со стороны общества к личности преподавателя, его роли в учебном процессе. От учителя требуется творческое отношение к работе, владение педагогической техникой (речью, выразительными средствами общения, педагогическим тактом), проектировочными умениями и т.п. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения личности, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний. В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной дезадаптации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные (часто неосознаваемые) психические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении.
В январе – феврале 2008 г. с педагогами муниципальных образовательных учреждений города Галича Костромской области было проведено диагностическое исследование «Психолого-педагогический портрет педагога», в котором приняло участие 146 педагогов детских садов и школ. Результаты диагностики представлены в таблицах и диаграммах. (Приложение 1)
Анализируя результаты диагностики, мы составили психолого-педагогический портрет педагога города.
«В современном образовательном пространстве города у педагогов отмечаются высокое эмоциональное истощение, проявляющееся в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии, эмоциональном перенасыщении; высокая деперсонализация (особенно у учителей), при которой наблюдаются нарушения отношений с другими людьми, излишняя конформность, чувство зависимости, повышение негативизма, скепсиса, а порой и проявление циничности по отношению к воспитанникам. Педагогами не всегда осознаётся обратная связь между процессом обучения и получаемым результатом, результаты не всегда соответствуют затраченным силам. Эмоциональное истощение и деперсонализация характеризуют синдром «эмоционального выгорания» в педагогической деятельности. Педагоги обладают средним уровнем эмоционально-волевой саморегуляции, эмоционального равновесия, умением восстанавливаться, то есть не всегда имеют достаточный запас приёмов и методов саморегуляции своего эмоционального состояния. При этом педагоги обладают хорошим потенциалом развития и самосовершенствования: стремятся к саморазвитию, готовы к самоанализу, верят в свои возможности, ощущают удовольствие от освоения нового».
Информация об экспериментальной деятельности по психологической поддержке педагогов вызвала у учителей и воспитателей достаточно высокий интерес; 77,5% педагогов проявили среднюю и высокую степень желания быть участником программы сопровождения.
В связи с этим организация работы по сохранению психологического здоровья педагогов является, на наш взгляд, наиболее актуальной задачей современной системы образования города.
Цель эксперимента – создать инновационную модель психологической поддержки педагогов в форме «Психологической гостиной».
Объект исследования – педагоги и ученики образовательных учреждений.
Предмет исследования – уровень «психологического здоровья» педагога.
Гипотеза эксперимента - если педагог будет получать психологическую поддержку, участвуя в работе «Психологической гостиной», то это изменит отношение педагога к собственному «психологическому здоровью» и – через личностную и профессиональную позицию педагога – положительно воздействует на «психологическое здоровье» ученика.
Задачи эксперимента:
- Выявить индивидуальные и коллективные потребности педагогов в оказании психологической поддержки;
- Повысить психологическую компетентность педагога;
- Способствовать развитию у педагога самосознания, мотивации саморегуляции и саморазвития;
- Формировать навыки эффективного взаимодействия педагога с другими участниками образовательного процесса;
- Создать благоприятный имидж и привлекательность «Психологической гостиной» в педагогической среде.
Этапы эксперимента и прогнозируемые результаты по каждому этапу
В экспериментальной работе мы выделяем следующие этапы:
Первый этап: мотивационно-диагностический (январь – март 2008 г.)
Цель: Выявление индивидуальных и коллективных потребностей педагогов в оказании психологической поддержки; формирование положительной установки на совместную с психологом деятельность.
В рамках данного этапа предполагается следующая работа:
№ п/п |
Наименование мероприятий |
Сроки реализации |
1. |
Прохождение процедур присвоения статуса экспериментальной площадки и представление на экспертный совет. |
Декабрь 2007 г. – февраль 2008 |
2. |
Собрание педагогов (выход в разные образовательные учреждения), просвещение с целью формирования у педагогов мотивации на совместную с психологом работу. |
Январь 2008 г. |
3. |
Диагностический срез №1: диагностика уровня «психологического здоровья» педагогов. |
Январь 2008 г. |
4. |
Диагностический срез №1: диагностика уровня «психологического здоровья» учеников, обучающихся у педагогов экспериментальной группы. |
Март 2008 г. |
5. |
Сбор информации о результатах диспансеризации работников образования за 2005 – 2006 гг. (по данным ЦРБ г. Галича). |
Февраль 2008 г. |
6. |
Выступление перед педагогическими коллективами образовательных учреждений на тему: «Анализ результатов диагностики уровня «психологического здоровья» педагогов». |
Февраль – март 2008 г. |
7. |
Индивидуальные беседы с педагогами с целью формирования экспериментальной группы (на основе результатов диагностики). |
Март 2008 г. |
Прогнозируемые результаты на данном этапе: составление психологического портрета педагога и его ученика, формирование экспериментальной группы.
Второй этап: организационный (апрель – сентябрь 2008 г.)
Цель: подготовка нормативно-правовой, материальной базы эксперимента, распределение функциональных обязанностей среди его участников.
В рамках этого этапа проводится следующая работа:
№ п/п |
Наименование мероприятий |
Сроки реализации |
1. |
Разработка нормативно-правовой базы эксперимента. |
Апрель – май 2008 г. |
2. |
Разработка программно-методического обеспечения эксперимента (проекта «Психологическая гостиная», программ работы психологической гостиной, дидактических материалов к занятиям, необходимого оборудования, и т.п.). |
Апрель – август 2008 г. |
3. |
Заключение договоров со специалистами, необходимыми для деятельности психологической гостиной (сотрудники КОИПКРО, педагоги-психологи, врачи, социальные педагоги и др.). |
Июнь – август 2008 г. |
4. |
Индивидуальные беседы с педагогами – членами экспериментальной группы, формирование группы. |
Август 2008 г. |
5. |
Торжественная презентация «Психологической гостиной». |
Сентябрь 2008 г. |
Прогнозируемые результаты на данном этапе: определение направлений психологической поддержки педагогов, создание программ занятий, открытие психологической гостиной.
Третий этап: практический (сентябрь 2008 – март 2009)
Цель: практическая реализация программ психологической поддержки педагогов.
№ п/п |
Наименование мероприятий |
Сроки реализации |
1. |
Просветительская работа: семинары, лекционные занятия, «круглые столы», оформление наглядных материалов (буклеты, памятки) о методах сохранения психологического здоровья. |
В течение учебного года (сентябрь 2008 – март 2009 гг.) |
2. |
Профилактическая работа: психологические игры, тренинги коммуникативного взаимодействия, креативности, саморегуляции психоэмоциональных состояний. |
В течение учебного года (сентябрь 2008 – март 2009 гг.) |
3. |
Коррекционная работа: тренинги личностного роста, коррекции отношения к себе, релаксация. |
В течение учебного года (сентябрь 2008 – март 2009 гг.) |
4. |
Индивидуальные консультации по проблемам личностного характера, проблемам взаимоотношений с учащимися, родителями, педагогами, администрацией. |
В течение учебного года (сентябрь 2008 – март 2009 гг.) |
На данном этапе разработана программа занятий «Психологической гостиной»
№ |
Тема занятия |
Ведущий |
Время проведения занятия |
1 |
Вводное занятие «Давайте учиться «не сгорать»!» |
Залецкая С.Е. – педагог-психолог, г. Галич |
Август |
2 |
Я и моё тело |
Залецкая С.Е. – педагог-психолог, г. Галич |
Сентябрь |
3 |
Техники массажа и самомассажа |
Полянин А.М. – врач, г. Галич |
Октябрь |
4 |
Креативность и здоровье учителя |
Кирпичник Н.В. – методист КОИРО, г. Кострома, |
Ноябрь |
5 |
Психоэнергетика, биосенсорная психология, арт-терапия, символодрама, медитация, визуализация в поддержке здоровья учителя |
Калюжная Н.Б. – медицинский психолог, п. Никольское Костромской области |
Декабрь |
6 |
|||
7 |
Техника психодрамы в поддержке здоровья педагога |
Калюжная Н.Б. – медицинский психолог, п. Никольское Костромской области |
Февраль |
8 |
Арт-терапия в поддержании здоровья учителя |
Вишневская О.Н. – студентка IV курса института педагогики и психологии КГУ им.Н.А.Некрасова |
Март |
9 |
Основы конструктивного мышления |
Залецкая С.Е. – педагог-психолог, г. Галич |
Апрель |
10 |
Итоговое занятие |
Залецкая С.Е. – педагог-психолог, г. Галич |
Май |
Прогнозируемые результаты на данном этапе: формирование навыков конструктивного общения, саморегуляции психоэмоционального состояния, повышение психологической компетентности педагога.
Четвёртый этап: диагностико-аналитический (апрель 2009 г.)
Цель: диагностика и анализ результатов, подведение итогов экспериментальной работы.
№ п/п |
Наименование мероприятий |
Сроки реализации |
1. |
Диагностический срез №2: диагностика уровня «психологического здоровья» педагогов. |
Апрель 2008 г. |
2. |
Диагностический срез №2: диагностика уровня «психологического здоровья» учеников, обучающихся у педагогов экспериментальной группы. |
Апрель 2008 г. |
3. |
Обработка и оформление результатов экспериментальной работы. |
Апрель 2008 г. |
Прогнозируемые результаты данного этапа: составление нового психологического портрета педагога и его ученика, подтверждение гипотезы эксперимента.
Методы исследования, используемые в эксперименте
На каждом этапе используются свои методы исследования.
1 этап: методы наблюдения, беседы, анкетирование. Для проведения диагностических срезов используются следующие методики:
№ п/п |
Название методики, автор |
Показатель, замеряемый методикой |
Методики для диагностической работы с педагогами |
||
1. |
Методика изучения уровня профессионализма педагога Булдыгина Л.М., Красношлыкова О.Г. Педагогический мониторинг: программа мониторингового исследования: Учебно-методическое пособие. // Под общей ред. Н.А.Черновой. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003 – в адаптации авторов эксперимента |
эмоционально-волевая саморегуляция, саморазвитие |
2. |
Методика оценки стиля общения (автор Пряжников) |
Стиль общения |
3. |
Опросник «Психическое выгорание» (автор Алямовская В.Г. - Управление дошкольным образовательным учреждением, 2003, №4) – в адаптации авторов эксперимента |
Эмоциональное истощение, деперсонализация |
Методики для диагностической работы с учащимися |
||
1. |
«Шкала социально-ситуационной тревоги» Кондаша (в адаптации авторов эксперимента) |
Школьная тревожность |
2 этап: изучение литературы по исследуемой проблеме, индивидуальные беседы, наблюдение.
3 этап: метод включённого наблюдения, проективные методики, тестирование, анкетирование.
4 этап: для проведения диагностических срезов используются те же методики, что и на 1-ом этапе.
Теоретическая значимость исследования: состоит в описании модели взаимодействия педагога и психолога, в определении направлений и приёмов поддержки психологического здоровья педагогов (Приложение 2).
Практическая значимость исследования: заключается в том, что на основе теоретических положений будут разработаны практические рекомендации для педагогов по сохранению своего психологического здоровья, разработанные психологические приемы и средства поддержки здоровья могут быть использованы педагогами в личном опыте, в период аттестации и др. ситуациях.
Критерии успешности экспериментальной работы
Критерии успешности экспериментальной работы для педагогов:
А. Критерии (качества) «психологически здорового педагога»:
- Нервно-психическая устойчивость
- Владение навыками конструктивного общения
- Владение навыками саморегуляции
- Стремление к саморазвитию
Б. Критерии (качества) «психологически здорового ученика»:
- Низкая школьная тревожность
- Положительная учебная мотивация
- Положительное эмоциональное состояние (настроение)
Планируемые результаты эксперимента
- Повышение психологической компетентности педагогов
- Снятие эмоционального напряжения, личностный рост педагога
- Повышение мотивации педагога к саморазвитию
Средства контроля и обеспечения достоверности результатов эксперимента
Контроль результатов эксперимента осуществляется в двух видах:
А) текущий контроль: в процессе экспериментальной работы на 3-ем этапе эксперимента;
Б) итоговый контроль: сравнение экспериментальной группы и контрольной.
Контроль осуществляется на двух уровнях:
А) количественный уровень: оценка показателей в баллах;
Б) качественный уровень: оценка качественных изменений в испытуемых, ориентация на испытуемого как на уникального, неповторимого человека, на многозначность каждого получаемого психологического факта.
Основные риски от внедрения экспериментальной деятельности
- Неготовность педагогов к сотрудничеству, демонстрация реакций негативизма, отказа от совместной деятельности;
- Недостаточный уровень профессиональной подготовки специалистов для решения задач эксперимента;
- Загруженность педагогов, дефицит времени для работы по программе.
Результаты инновационно-экспериментальной деятельности
По результатам диагностического исследования из педагогов лицея №3 была сформирована экспериментальная группа в количестве 17 человек. Эти учителя стали участниками проекта «Психологическая гостиная».
В начале работы, в сентябре 2008 года был проведён 1-й диагностический срез. Результаты представлены на диаграммах Количественный анализ данных показал, что 35% учителей имеют средний и 35% учителей – чуть выше среднего уровень стрессоустойчивости (по тесту на самооценку стрессоустойчивости личности). По тесту «Эмоциональное выгорание» наивысшие баллы педагоги экспериментальной группы имеют по следующим показателям: эмоциональная опустошённость и неудовлетворённость собой. Тест «Стили педагогического общения» показал, что абсолютное большинство учителей используют демократический стиль общения, у 18% педагогов доминирует авторитарный стиль.
В мае 2009 года был проведён 2-й диагностический срез. Результаты представлены на диаграммах (Приложение 3). По тесту на самооценку стрессоустойчивости личности количество учителей, имеющих уровень стрессоустойчивости чуть выше среднего, увеличилось с 35% до 53%. Увеличилось также количество педагогов с уровнем стрессоустойчивости выше среднего с 24% до 29%. Таким образом, в целом уровень устойчивости к стрессам у педагогов повысился. Тест «Стили педагогического общения» показал, что у всех учителей экспериментальной группы доминирует демократический стиль общения (100%). По тесту «Эмоциональное выгорание» снизился уровень проявления следующих показателей выгорания у педагогов: эмоциональная опустошённость - с 59% до 57%, неудовлетворённость собой – 41% до 25%, отсутствие социальной поддержки – с 24% до 18%, личностная отстранённость – с 44% до 29%. Индивидуальные результаты некоторых педагогов по тесту «Эмоциональное выгорание» показывают более яркую картину личностных изменений.
Результаты рефлексии занятий в «Психологической гостиной» показали, что степень удовлетворённости от занятий у педагогов достаточно высокая и составляет в среднем 92%. У педагогов повысился уровень знаний о способах своего здоровья (Приложение 4) с 41% до 74%.
Оценивая работу «Психологической гостиной» мы использовали метод «Незаконченных предложений». (Приложение 5)
Кроме этого мы провели сравнительную диагностику уровня стрессоустойчивости у педагогов контрольной и экспериментальной групп (Приложение 6). Результаты показали, что среди педагогов контрольной группы 12% имеют стрессоустойчивость уровня чуть ниже среднего, в экспериментальной группе таких нет. Педагогов с уровнем стрессоустойчивости чуть выше среднего уровня в экспериментальной группе больше (53%), чем в контрольной (41%). Также в экспериментальной группе больше педагогов со стрессоустойчивостью выше среднего уровня (29%), чем в контрольной группе (24%). Таким образом, учителя экспериментальной группы имеют более высокий уровень устойчивости к стрессу, чем учителя контрольной группы.
В завершении работы «Психологической гостиной» мы провели исследование среди учащихся, которые учатся у учителей – участников эксперимента. В исследовании оценивался уровень тревожности учащихся на уроках педагогов (Приложение 7). Анализ результатов диагностики позволяет констатировать, что в целом уровень тревожности у учащихся снизился с 14,01 до 13,5 баллов.
Итак, мы можем констатировать следующее:
- Учителя получили психологическую поддержку, участвуя в работе «Психологической гостиной».
- Все педагоги повысили свою психологическую компетентность в вопросах поддержки своего здоровья.
- В ходе экспериментальной работы улучшилось эмоциональное самочувствие педагогов, снизилось эмоциональное напряжение.
- Повысилась мотивация педагогов к саморазвитию, к обучению методам саморегуляции.
- Занятия способствовали развитию комфортных, позитивных взаимоотношений между педагогами.
- Участники программы получили практические знания, которые могут передавать другим людям.
- Учителя познакомились с разными направлениями поддержания здоровья, определили свой путь саморегуляции и оздоровления, наиболее приемлемый для себя, то есть получили возможность создать индивидуальную программу сопровождения собственного здоровья, занятия способствовали личностному росту педагогов.
- Многие педагоги изменили своё отношение к собственному «психологическому здоровью», а значит, произошли изменения в личностной и профессиональной позиции педагога.
- Изменения в личностной и профессиональной позиции учителей положительно воздействовали на «психологическое здоровье» ученика.
Таким образом, результаты, полученные в ходе работы по проекту, подтверждают нашу гипотезу.
К работе прилагаются фотографии.