Психологическая поддержка педагога как фактор пихологического здоровья учителя и его учеников

Разделы: Школьная психологическая служба




«Легче сосредоточить ум на внешних предметах.
Ум естественно стремится к внешнему.
Понять и подчинить себе внутренний мир –
работа более тонкая, длительная и целенаправленная»
(Раджа – йога)

Обоснование темы эксперимента

В последнее время проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. В связи с переходом современной школы на личностно-ориентированные модели образования повышаются требования со стороны общества к личности преподавателя, его роли в учебном процессе. От учителя требуется творческое отношение к работе, владение педагогической техникой (речью, выразительными средствами общения, педагогическим тактом), проектировочными умениями и т.п. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения личности, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний. В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной дезадаптации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные (часто неосознаваемые) психические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении.

В январе – феврале 2008 г. с педагогами муниципальных образовательных учреждений города Галича Костромской области было проведено диагностическое исследование «Психолого-педагогический портрет педагога», в котором приняло участие 146 педагогов детских садов и школ. Результаты диагностики представлены в таблицах и диаграммах. (Приложение 1)

Анализируя результаты диагностики, мы составили психолого-педагогический портрет педагога города.

«В современном образовательном пространстве города у педагогов отмечаются  высокое эмоциональное истощение, проявляющееся в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии, эмоциональном перенасыщении; высокая деперсонализация (особенно у учителей), при которой наблюдаются нарушения отношений с другими людьми, излишняя конформность, чувство зависимости, повышение негативизма, скепсиса, а порой и проявление циничности по отношению к воспитанникам. Педагогами не всегда осознаётся обратная связь между процессом обучения и получаемым результатом, результаты не всегда соответствуют затраченным силам. Эмоциональное истощение и деперсонализация характеризуют синдром «эмоционального выгорания» в педагогической деятельности. Педагоги обладают средним уровнем эмоционально-волевой саморегуляции, эмоционального равновесия, умением восстанавливаться, то есть не всегда имеют достаточный запас приёмов и методов саморегуляции своего эмоционального состояния. При этом педагоги обладают хорошим потенциалом развития и самосовершенствования: стремятся к саморазвитию, готовы к самоанализу, верят в свои возможности, ощущают удовольствие от освоения нового».

Информация об экспериментальной деятельности по психологической поддержке педагогов вызвала у учителей и воспитателей достаточно высокий интерес; 77,5% педагогов проявили среднюю и высокую степень желания быть участником программы сопровождения.

В связи с этим организация работы по сохранению психологического здоровья педагогов является, на наш взгляд, наиболее актуальной задачей современной системы образования города.

Цель эксперимента – создать инновационную модель психологической поддержки педагогов в форме  «Психологической гостиной».

Объект исследования – педагоги и ученики образовательных учреждений.

Предмет исследования – уровень «психологического здоровья» педагога.

Гипотеза эксперимента -   если педагог будет получать психологическую поддержку, участвуя в работе «Психологической гостиной», то это изменит отношение педагога к собственному «психологическому здоровью» и – через личностную и профессиональную позицию педагога – положительно воздействует на «психологическое здоровье» ученика.

Задачи эксперимента:

    • Выявить индивидуальные и коллективные потребности педагогов в оказании психологической поддержки;
    • Повысить психологическую компетентность педагога;
    • Способствовать развитию у педагога самосознания, мотивации  саморегуляции и саморазвития;
    • Формировать навыки эффективного взаимодействия педагога с другими участниками образовательного процесса;
    • Создать благоприятный имидж и привлекательность «Психологической гостиной» в педагогической среде.

Этапы эксперимента и прогнозируемые результаты по каждому этапу

В экспериментальной работе мы выделяем следующие этапы:

Первый этап: мотивационно-диагностический (январь – март 2008 г.)

Цель: Выявление индивидуальных и коллективных потребностей педагогов в оказании психологической поддержки; формирование положительной установки на совместную с психологом деятельность.

В рамках данного этапа предполагается следующая работа:

№ п/п

Наименование мероприятий

Сроки реализации

1.

Прохождение процедур присвоения статуса экспериментальной площадки и представление на экспертный совет.

Декабрь 2007 г. – февраль 2008

2.

Собрание педагогов (выход в разные образовательные учреждения), просвещение с целью формирования у педагогов мотивации на совместную с психологом работу.

Январь 2008 г.

3.

Диагностический срез №1: диагностика уровня «психологического здоровья» педагогов.

Январь 2008 г.

4.

Диагностический срез №1: диагностика уровня «психологического здоровья» учеников, обучающихся у педагогов экспериментальной группы.

Март 2008 г.

5.

Сбор информации о результатах диспансеризации работников образования за 2005 – 2006 гг. (по данным ЦРБ г. Галича).

Февраль 2008 г.

6.

Выступление перед педагогическими коллективами образовательных учреждений на тему: «Анализ результатов диагностики уровня «психологического здоровья» педагогов».

Февраль – март 2008 г.

7.

Индивидуальные беседы с педагогами с целью формирования экспериментальной группы (на основе результатов диагностики).

Март 2008 г.

Прогнозируемые результаты на данном этапе: составление психологического портрета педагога и его ученика, формирование экспериментальной группы.

Второй этап: организационный (апрель – сентябрь 2008 г.)

Цель: подготовка нормативно-правовой, материальной базы эксперимента, распределение функциональных обязанностей среди его участников.

В рамках этого этапа проводится следующая работа:

№ п/п

Наименование мероприятий

Сроки реализации

1.

Разработка нормативно-правовой базы эксперимента.

Апрель – май 2008 г.

2.

Разработка программно-методического обеспечения эксперимента (проекта «Психологическая гостиная», программ работы психологической гостиной, дидактических материалов к занятиям, необходимого оборудования, и т.п.).

Апрель – август

2008 г.

3.

Заключение договоров со специалистами, необходимыми для деятельности психологической гостиной (сотрудники КОИПКРО, педагоги-психологи, врачи, социальные педагоги и др.).

Июнь – август

2008 г.

4.

Индивидуальные беседы с педагогами – членами экспериментальной группы, формирование группы.

Август 2008 г.

5.

Торжественная презентация «Психологической гостиной».

Сентябрь 2008 г.

Прогнозируемые результаты на данном этапе: определение направлений психологической поддержки педагогов, создание программ занятий, открытие психологической гостиной.

Третий этап: практический (сентябрь 2008 – март 2009)

Цель: практическая реализация программ психологической поддержки педагогов.

№ п/п

Наименование мероприятий

Сроки реализации

1.

Просветительская работа: семинары, лекционные занятия, «круглые столы», оформление наглядных материалов (буклеты, памятки) о методах сохранения психологического здоровья.

В течение учебного года (сентябрь 2008 – март 2009 гг.)

2.

Профилактическая работа: психологические игры, тренинги коммуникативного взаимодействия, креативности, саморегуляции психоэмоциональных состояний.

В течение учебного года (сентябрь 2008 – март 2009 гг.)

3.

Коррекционная работа: тренинги личностного роста, коррекции отношения к себе, релаксация.

В течение учебного года (сентябрь 2008 – март 2009 гг.)

4.

Индивидуальные консультации по проблемам личностного характера, проблемам взаимоотношений с учащимися, родителями, педагогами, администрацией.

В течение учебного года (сентябрь 2008 – март 2009 гг.)

На данном этапе разработана программа занятий «Психологической гостиной»

Тема занятия

Ведущий

Время проведения занятия

1

Вводное занятие «Давайте учиться «не сгорать»!»

Залецкая С.Е. – педагог-психолог, г. Галич

Август

2

Я и моё тело

Залецкая С.Е. – педагог-психолог, г. Галич

Сентябрь

3

Техники массажа и самомассажа             

Полянин А.М. – врач,  г. Галич

Октябрь

4

Креативность и здоровье учителя

Кирпичник Н.В. – методист КОИРО, г. Кострома,                         

Ноябрь

5

Психоэнергетика, биосенсорная психология, арт-терапия, символодрама, медитация, визуализация  в поддержке здоровья учителя

Калюжная Н.Б. – медицинский психолог, п. Никольское Костромской области

Декабрь

6

7

Техника психодрамы в поддержке здоровья педагога

Калюжная Н.Б. – медицинский психолог, п. Никольское Костромской области

Февраль

8

Арт-терапия в поддержании здоровья учителя     

Вишневская О.Н. – студентка IV курса института педагогики и психологии КГУ им.Н.А.Некрасова

Март

9

Основы конструктивного мышления            

Залецкая С.Е. – педагог-психолог, г. Галич

Апрель

10

Итоговое занятие

Залецкая С.Е. – педагог-психолог, г. Галич

Май

Прогнозируемые результаты на данном этапе: формирование навыков конструктивного общения, саморегуляции психоэмоционального состояния, повышение психологической компетентности педагога.

Четвёртый этап: диагностико-аналитический (апрель 2009 г.)

Цель: диагностика и анализ результатов, подведение итогов экспериментальной работы.

№ п/п

Наименование мероприятий

Сроки реализации

1.

Диагностический срез №2: диагностика уровня «психологического здоровья» педагогов.

Апрель 2008 г.

2.

Диагностический срез №2: диагностика уровня «психологического здоровья» учеников, обучающихся у педагогов экспериментальной группы.

Апрель 2008 г.

3.

Обработка и оформление результатов экспериментальной работы.

Апрель 2008 г.

Прогнозируемые результаты данного этапа: составление нового психологического портрета педагога и его ученика, подтверждение гипотезы эксперимента.

Методы исследования, используемые в эксперименте

На каждом этапе используются свои методы исследования.

1 этап: методы наблюдения, беседы, анкетирование. Для проведения диагностических срезов используются следующие методики:

№ п/п

Название методики, автор

Показатель, замеряемый методикой

Методики для диагностической работы с педагогами

1.

Методика изучения уровня профессионализма педагога

Булдыгина Л.М., Красношлыкова О.Г. Педагогический мониторинг: программа мониторингового исследования: Учебно-методическое пособие. // Под общей ред. Н.А.Черновой. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003 – в адаптации авторов эксперимента

эмоционально-волевая саморегуляция, саморазвитие

2.

Методика оценки стиля общения

(автор Пряжников)

Стиль общения

3.

Опросник «Психическое выгорание»

(автор Алямовская В.Г. - Управление дошкольным образовательным учреждением, 2003, №4) – в адаптации авторов эксперимента

Эмоциональное истощение, деперсонализация

Методики для диагностической работы с учащимися

1.

«Шкала социально-ситуационной тревоги» Кондаша (в адаптации авторов эксперимента)

Школьная тревожность

2 этап: изучение литературы по исследуемой проблеме, индивидуальные беседы, наблюдение.

3 этап: метод включённого наблюдения, проективные методики, тестирование, анкетирование.

4 этап: для проведения диагностических срезов используются те же методики, что и на 1-ом этапе.

Теоретическая значимость исследования: состоит в описании модели взаимодействия педагога и психолога, в определении направлений и приёмов поддержки психологического здоровья педагогов (Приложение 2).

Практическая значимость исследования: заключается в том, что на основе теоретических положений будут разработаны практические рекомендации для педагогов по сохранению своего психологического здоровья, разработанные психологические приемы и средства поддержки здоровья  могут быть использованы педагогами в личном опыте, в период аттестации и др. ситуациях.

Критерии успешности экспериментальной работы

Критерии успешности экспериментальной работы для педагогов:

А. Критерии (качества) «психологически здорового педагога»:

  • Нервно-психическая устойчивость
  • Владение навыками конструктивного общения
  • Владение навыками саморегуляции
  • Стремление к саморазвитию

Б. Критерии (качества) «психологически здорового ученика»:

  • Низкая школьная тревожность
  • Положительная учебная мотивация
  • Положительное эмоциональное состояние (настроение)

Планируемые результаты эксперимента

  • Повышение психологической компетентности педагогов
  • Снятие эмоционального напряжения, личностный рост педагога
  • Повышение мотивации педагога к саморазвитию

Средства контроля и обеспечения достоверности результатов эксперимента

Контроль результатов эксперимента осуществляется в двух видах:

А) текущий контроль: в процессе экспериментальной работы на 3-ем этапе эксперимента;

Б) итоговый контроль: сравнение экспериментальной группы и контрольной.

Контроль осуществляется на двух уровнях:

А) количественный уровень: оценка показателей в баллах;

Б) качественный уровень: оценка качественных изменений в испытуемых, ориентация на испытуемого как на уникального, неповторимого человека, на многозначность каждого получаемого психологического факта.

Основные риски от внедрения экспериментальной деятельности

  • Неготовность педагогов к сотрудничеству, демонстрация реакций негативизма, отказа от совместной деятельности;
  • Недостаточный уровень профессиональной подготовки специалистов для решения задач эксперимента;
  • Загруженность педагогов, дефицит времени для работы по программе.

Результаты инновационно-экспериментальной деятельности

По результатам диагностического исследования из педагогов лицея №3 была сформирована экспериментальная группа в количестве 17 человек. Эти учителя стали участниками проекта «Психологическая гостиная».

В начале работы, в сентябре 2008 года был проведён 1-й диагностический срез. Результаты представлены на диаграммах Количественный анализ данных показал, что 35% учителей имеют средний и 35% учителей – чуть выше среднего уровень стрессоустойчивости (по тесту на самооценку стрессоустойчивости личности). По тесту «Эмоциональное выгорание» наивысшие баллы педагоги экспериментальной группы имеют по следующим показателям: эмоциональная опустошённость и неудовлетворённость собой. Тест «Стили педагогического общения» показал, что абсолютное большинство учителей используют демократический стиль общения, у 18% педагогов доминирует авторитарный стиль.

В мае 2009 года был проведён 2-й диагностический срез. Результаты представлены на диаграммах (Приложение 3). По тесту на самооценку стрессоустойчивости личности количество учителей, имеющих уровень стрессоустойчивости чуть выше среднего, увеличилось с 35% до 53%. Увеличилось также количество педагогов с уровнем стрессоустойчивости выше среднего с 24% до 29%. Таким образом, в целом уровень устойчивости к стрессам у педагогов повысился. Тест «Стили педагогического общения» показал, что у всех учителей экспериментальной группы доминирует демократический стиль общения (100%). По тесту «Эмоциональное выгорание» снизился уровень проявления следующих показателей выгорания у педагогов: эмоциональная опустошённость - с 59% до 57%, неудовлетворённость собой – 41% до 25%, отсутствие социальной поддержки – с 24% до 18%, личностная отстранённость – с 44% до 29%.  Индивидуальные результаты некоторых педагогов по тесту «Эмоциональное выгорание» показывают более яркую картину личностных изменений.

Результаты рефлексии занятий в «Психологической гостиной» показали, что степень удовлетворённости от занятий у педагогов достаточно высокая и составляет в среднем 92%. У педагогов повысился уровень знаний о способах своего здоровья  (Приложение 4)  с 41% до 74%.

Оценивая работу «Психологической гостиной» мы использовали метод «Незаконченных предложений». (Приложение 5)

Кроме этого мы провели сравнительную диагностику уровня стрессоустойчивости у педагогов контрольной и экспериментальной групп (Приложение 6). Результаты показали, что среди педагогов контрольной группы 12% имеют стрессоустойчивость уровня чуть ниже среднего, в экспериментальной группе таких нет. Педагогов с уровнем стрессоустойчивости чуть выше среднего уровня в экспериментальной группе больше (53%), чем в контрольной (41%).  Также в экспериментальной группе больше педагогов со стрессоустойчивостью выше среднего уровня (29%), чем в контрольной группе (24%). Таким образом, учителя экспериментальной группы имеют более высокий уровень устойчивости к стрессу, чем учителя контрольной группы.

В завершении работы «Психологической гостиной» мы провели исследование среди учащихся, которые учатся у учителей – участников эксперимента. В исследовании оценивался уровень тревожности учащихся на уроках педагогов (Приложение 7). Анализ результатов диагностики позволяет констатировать, что в целом уровень тревожности у учащихся снизился с 14,01 до 13,5 баллов.

Итак, мы можем констатировать следующее:

  1. Учителя получили психологическую поддержку, участвуя в работе «Психологической гостиной».
  2. Все педагоги повысили свою психологическую компетентность в вопросах поддержки своего здоровья.
  3. В ходе экспериментальной работы улучшилось эмоциональное самочувствие педагогов, снизилось эмоциональное напряжение.
  4. Повысилась мотивация педагогов к саморазвитию, к обучению методам саморегуляции.
  5. Занятия способствовали развитию комфортных, позитивных взаимоотношений между педагогами.
  6. Участники программы получили практические знания, которые могут передавать другим людям.
  7. Учителя познакомились с разными направлениями поддержания здоровья, определили свой путь саморегуляции и оздоровления, наиболее приемлемый для себя, то есть получили возможность создать индивидуальную программу сопровождения собственного здоровья, занятия способствовали личностному росту педагогов.
  8. Многие педагоги изменили своё отношение к собственному «психологическому здоровью», а значит, произошли изменения в личностной и профессиональной позиции педагога.
  9. Изменения в личностной и профессиональной позиции учителей положительно воздействовали на «психологическое здоровье» ученика.

Таким образом, результаты, полученные в ходе работы по проекту, подтверждают нашу гипотезу.

К работе прилагаются фотографии.