Еще в начале нового тысячелетия не утихали споры о том, что же стало самым высшим научным достижением двадцатого века. Можно долго дискутировать на эту тему, но, думаю, никто не сможет не согласиться с тем, что больше всего изменений произошло в нашей жизни с появлением компьютера. (Приложение 1, слайд 2).
Современный образовательный процесс должен быть очень гибким, ориентированным на постоянное изменение и использование научных достижений.
Информационно-коммуникативные технологии – это попытка предложить один из путей интенсификации учебного процесса, оптимизации его, повышения интереса школьников к изучению предмета. (Приложение 1, слайд 3).
Начальная школа – это не первый этап в использовании информационно-коммуникативных технологий. Уже в ДОУ дети получают первые знания в этой области. А значит, мы, учителя начальных классов, должны подниматься на ступеньку выше и расширять применение ИКТ как для детей, так и в планировании своей работы.
Использование информационно-коммуникативных технологий позволяет сделать учебный процесс более гибким, увеличивает объём работы, предоставляет учителю широкие возможности для творчества, приближает к современным требованиям образования.
Электронное сопровождение урока:
- позволяет правильно распределить нагрузку для обучающихся разного уровня;
- делает возможным индивидуально-дифференцированный подход;
- увеличивает смену различных видов деятельности до 4-5 раз, а в некоторых случаях до 7 раз;
- помогает задействовать различные органы чувств и разнообразить способы восприятия информации;
- создает детям более комфортные условия для обучения;
- обеспечивает условия для развития активности и самостоятельности;
- поддерживает уверенность детей в успешности своей деятельности;
- развивает у учащихся навыки исследовательской деятельности, творческие способности;
- усиливает мотивацию учения;
- формирует у школьников умение работать с информацией, развивает коммуникативные способности;
- активно вовлекает учащихся в учебный процесс. (Приложение 1, слайды 4-5).
Уроки с применением компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения.
Наблюдая за умственной деятельностью обучающихся начальной школы, можно отметить, что особенно низким у них является уровень абстрагирования, обобщения и запоминания. Это заметно, когда на втором году обучения уменьшается количество игровых моментов и яркого наглядного сопровождения.
Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление. Кроме того, современные дети в повседневной жизни окружены «яркими» объектами: книги, телевидение, компьютерные игры и др., поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации, видеофильмов, аудио сопровождения. (Приложение 1, слайд 6).
Если компьютер в классе один на рабочем месте учителя, то, подключив его к проектору, мы превращаем его в школьную доску. Учитель и ученики становятся активными участниками происходящего на экране.
Компьютерные технологии позволяют изготовить наглядность, которая будет уместна на любом этапе изучения материала, т.к. легко внести изменения и дополнения в таблицы и схемы.
Например, при работе над задачами на нахождение суммы в первом классе используется схема-опора, в которой на начальном этапе есть много «подсказок-помощников». Со временем они могут быть «сняты», и у детей активизируется мышление и зрительная память. (Приложение 1, слайд 7).
Большинство детей имеют возможность пользоваться домашним компьютером, но рассматривают его как игрушку. Моя задача показать, что компьютер может быть помощником в обучении. Есть много учебных программ по русскому языку и математике, однако, дети неохотно работают с ними дома (по словам родителей). А ведь это ещё одна возможность для ребёнка проявить свои способности, как хорошего пользователя компьютера, поднять самооценку даже слабоуспевающему ученику.
Школьный компьютер не оснащён оборудованием для чтения дисков, поэтому я готовлю карточки по предметам в Word или Excel, где достаточно научиться с помощью «мыши» перетаскивать ответ в нужное место. (Приложение 1, слайд 8).
Неоценимы на современном уроке возможности программы Microsoft PowerPoint (презентация).
Помимо привычных уже демонстрационных презентаций она даёт возможность учителю самому разработать тренажёры по любому предмету (Приложение 1, слайды 9–14), проводить викторины (Приложение 1, слайд 15) и игры (Приложение 1, слайд 16), заочные путешествия.
Урок, где вместо записей на доске и неподвижных таблиц дети видят яркие движущиеся изображения на экране, сопровождаемые аудиофоном, где выделяется важная информация и исчезает отработанная, несомненно, выигрывает в работе с детьми разного уровня успешности. (Приложение 1, слайды 17–24).
Урок, на котором используется программа Microsoft PowerPoint, способствует развитию интереса к учёбе, получению полноценных знаний в объеме программы, компенсации недостаточного слухового и зрительного восприятия и создаёт более комфортные условия для активной работы каждого ребёнка. (Приложение 1, слайд 25).
Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая не позволит ученикам и учителю «заиграться», а сделает урок по-настоящему познавательным.
В работе используется презентация. (Приложение 1)