Программа по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Орнаментальная графика для дошкольников"

Разделы: Работа с дошкольниками, МХК и ИЗО


Актуальность

В системе народного образования детский сад является первоначальным звеном. Преемственность – основное условий существования системы народного образования, которая включает постановку и решение учебно-воспитательных задач в детском саду с перспективой их дальнейшего совершенствования в школе.

Проблема обучения дошкольников графическим навыкам письма занимает особое место в системе подготовки к обучению в школе. Это связано с тем, что для большинства детей самым сложным предметом в начальной школе cчитают письмо.

По мнению А.В. Антроповой, А.В. Кенеман, М.М. Кольцовой, Т.С. Комаровой, С.О. Филипповой для успешного овладения графикой письма необходимо развитие координации движений, пространственных представлений, чувства ритма и мелкой моторики.

Согласно Л.А. Венгеру, графическая деятельность – это исполнительный компонент художественной деятельности. Анализ литературы, посвященной проблеме графической деятельности, свидетельствует о том, что ее эффективное осуществление авторами связывается со сформированностью разных компонентов. Так, С.Л. Рубинштейн и Б.Ф. Ломов обращают внимание на сформированность моторных навыков; И.С. Якиманская и многие другие определяют развитие графической деятельности в зависимости от уровня пространственных представлений. Согласно М. Фростиг, моторная готовность к школе – это способность ребенка воспринимать свое тело, ощущать и произвольно направлять движения. Когда говорят о моторной готовности к школе, то имеют в виду координацию системы “глаз-рука” и развитие тонкой моторики, необходимой для обучения письму. Поэтому хорошо, если уже до школы ребенок овладел движением руки, кисти и пальцев.

Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта. Этим объясняется актуальность данной программы “Орнаментальная графика для дошкольников”.

Пояснительная записка

Основной целью работы факультатива является художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста, развитие творческих способностей детей, подготовка детей к письму, т.е. по возможности развитие механизмов, необходимых для его осуществления, создание условий для накопления ребенком двигательного и практического опыта и, прежде всего, ручной умелости, без которой невозможно быстро и успешно освоить навык письма.

Задачи по формированию орнаментально-графических навыков:

  1. художественно-эстетическое развитие;
  2. ориентировка на листе бумаги;
  3. развитие навыков владения орнаментальной графикой;
  4. развитие навыков работы с различными графическими материалами;
  5. развитие координация системы “рука-глаз”;
  6. развитие чувства ритма, меры, уверенности;
  7. развитие творческого воображения.

Принципы реализации опыта:

  • Принцип системности “От простого к сложному, от части к целому”.
  • Принцип гуманности и оптимизации учебно-воспитательного процесса.
  • Принцип интереса (содержание занятий выстраивается с учетом интересов детей.)
  • Принцип естественной радости от эстетического восприятия, чувствования и действования.
  • Принцип интеграции изобразительной деятельности с другими видами детской деятельности.

В данной программе дается своеобразная азбука орнамента, которая позволяет научить графически, реализовать свой замысел. Перед рисующим стоит задача – использовать разнообразие деталей орнамента для передачи пространственных свойств, изображаемых предметов. Такое сопоставление письма и графического рисования показывает, что обучение в детском саду создает необходимые предпосылки для успешного овладения письмом.

Тематическое планирование и содержание занятий определено исключительно интересами детей.

В работе детьми используются материалы: фломастеры, простые и цветные карандаши, гелиевые ручки, мелки, бумага разной фактуры, размеров, цветов.

Программа факультатива по орнаментальной графике рассчитана на 34 занятий в год, предусматривает студийные занятия с детьми старших, подготовительных групп 1 раз в неделю.

Продолжительность занятий зависит от возрастных особенностей детей:

  • старшая группа – 20–25 минут.
  • подготовительная группа 25–30 минут.

Занятия проводятся по подгруппам от 7–12 детей. Продолжительность образовательного процесса – 2 года (старшая и подготовительная группы).

В основе занятий стоит интеграция: использование поэзии, живописи, музыки, построение философской беседы с использованием вопросов познавательного характера, создание психоэмоционального фона, двигательная активность, использование слайд программ по темам занятий, практически-творческая деятельность. Поэзия, музыка, живопись – все это наглядно и близко ребенку дошкольного возраста. Приобщать детей к миру прекрасного нужно как можно раньше: учить восторгаться причудливой красотой деревьев, многоцветием заката, неповторимыми звуками музыки, очаровывающими слух строками стихотворений, пластикой и грациозностью движения.

Необходимым условием развития графических навыков детей является включение детей в активные формы деятельности и, прежде всего, предметно-творческую. Возможными путями для его развития на занятиях орнаментальной графики могут быть: применение философской беседы; дидактических игр; живописи; музыки; поэзии.

Уникальность данной программы обучения заключается в том, что на протяжении первого года обучения почти все задания выполняются в одном цвете (например: яблоко красное, лист желтый, кот черный…) с использованием готовых форм – шаблонов. Введение “смешивания” цвета в первый год обучения орнаментальной графики нецелесообразно, так как действия ребенка с цветом еще неумелые, ребенок не ощущает красоту линий и четкость силуэтов. Все задания первого года обучения признаны координировать мозг, глаз, руку. Учитывая важность отработки каждой детали орнамента, предлагается многие композиции составлять только из одного элемента (например: заполнение яблока только с использованием круга, листа с использованием треугольников…). Это с одной стороны ограничивает возможности детей, а с другой – скупость художественных средств развивает фантазию. В процессе рисования предметов различной формы, величины, пропорций, усваивается умение сохранять определенное направление движения и по мере надобности применять это направление, выдерживать нужную длительность движения, подчиняя его размерам предмета по ширине и длине.

Выполняя графические упражнения, ребенок учится точно следовать инструкции педагога, работать самостоятельно, связно и последовательно высказывать свои суждения, что особенно важно при его подготовке к дальнейшему обучению в школе. Применение изобразительных материалов при выполнении графических упражнений вариативно. На первых этапах работы в старшей группе уместно использовать фломастеры: они оставляют четкий, яркий след и не вызывают напряжения руки ребенка при проведении линий разной конфигурации.

Второй год обучения направлен на создание сюжетной композиции с использованием разных цветов. Например, на занятиях орнаментальным графическим рисованием в подготовительной группе дети овладевают навыком свободного владения карандашом, ручкой, мелком, учатся регулировать свои движения в отношении темпа, силы нажима, контролировать чередование деталей орнамента, в результате чего у них вырабатывается плавность, контроль, ритм, равномерность движения руки, которые необходимы и для письма.

Исходя из результатов проведенной диагностической работы видно, что у детей повысился уровень развития координации системы “рука-глаз”, чувства ритма, меры, уверенности. Дети очень охотно включились в игровые ситуации, в философские беседы, с вниманием слушают музыку, поэзию, “вживаются” в рассматривание картин.

Проблема готовности детей к обучению в школе – это не только научная, но в первую очередь реально-практическая, очень жизненная и острая задача, еще не получившая своего окончательного решения. А от ее решения зависит многое, в конечном счете, судьба детей, их настоящее и будущее.

Приложение 1

Содержание программы

Орнамент – это особый вид художественного творчества, который, не существует в виде самостоятельного произведения, он лишь украшает собой ту или иную вещь.

Графика – вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости. Язык графики и главные его выразительные средства – это линия, штрих, контур, пятно и тон.

Соединение в одно целое орнамента и графики и есть орнаментальная графикой. Орнаментальной графике доступны разнообразные жанры (портрет, пейзаж, натюрморт, исторический жанр и др.) и практические неограниченные возможности для изображения и образного истолкования мира. Художественно-выразительные достоинства орнаментальной графики заключаются в ее лаконизме, концентрации и строгом отборе графических средств. Некоторая недосказанность, условное обозначение предмета, как бы намек на него, составляют особую ценность графического изображения, они рассчитаны на активную работу воображения зрителя.

На занятиях по орнаментальной графике, дети гораздо шире знакомятся с графическим рисованием с использованием орнамента как средства заполнения и украшения внутренней части предмета, при этом соблюдая, закон орнамента, а именно принцип повторения.

Значение орнаментального графического рисования заключается в том, что дети, изображая образы, не только (и не столько) отображают их структуру, сколько выражают свое отношение к ним, передают их характер, используя такой прием, как “нарушение” пропорций, а также цвет, фактуру, форму: котомания, звонкая капель, птица счастья и т.п., что приводит, по выражению А.В. Запорожца, к “формированию своеобразных эмоциональных образов”.

Дети получают удовольствие от рисования, в большой степени благодаря тому, что в эти занятия включен процесс придумывания орнамента, близкий игре. Выдумывание деталей своего рисунка не только доставляет детям удовольствие, что тоже очень важно, но и развивает воображение, выдумку, уточняет представления.

Содержание учебного материала снабжает ребенка большим объемом доступной информации, обогащает его словарный запас терминами и понятиями, побуждает ребенка к рассуждениям, способствуя развитию у него логического мышления, способности устанавливать причинно-следственные связи, умения делать выводы. Система занятий построена с учетом последовательности и системности.

Эффективность работы по программе обеспечивает специально подобранный методический комплекс взаимодействия с детьми, с помощью которого осуществляется личностно-ориентированный подход к детям, необходимый для дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.

Методы работы

Наглядный

  • Информационно – коммуникативные технологии (ИКТ). Используются для обогащения знаний детей в виде просмотра фильмов, слайд – программ, презентаций видеоряда.
  • Демонстрационный (рассматривание) – направлен на художественно-эстетическое развитие детей и включает в себя знакомство и рассматривание репродукций картин знаменитых художников, утвари, игрушек, построек, макетов, муляжей.
  • Наблюдение – используется для первичного знакомства с объектом, а так же для наблюдения и сравнения или сопоставления реального с изображаемым.
  • Показ способов и действий изображения, последовательности выполнения рисунка направлен на приобретение детьми умений и навыков изображения и способов построения композиции.

Словесный

  • Чтение, слушание, разучивание (стихов, рассказов, сказок, пословиц, поговорок, потешек) – направлен на художественно-эстетическое развитие и более глубокое восприятие детьми определенной темы.
  • Прослушивание музыкальных произведений – направлен на художественно-эстетическое развитие.
  • Беседы по представлению, направлен на решение проблемных ситуаций, а так же используется для сравнения, обобщения знаний.
  • Исследование предметов, материалов, явлений способов изображения.

Практический

  • Экспериментирование – направленно на помощь ребенку в приобретении новых знаний, навыков и умений в экспериментировании с художественными средствами.
  • Эвристический – используется для самостоятельного поиска нового, незнакомого, ранее не встречавшегося, что доставляет детям огромное удовольствие, так как дает ощущение первооткрывателя.
  • Моделирование – направлен на изменение формы изображаемых предметов и разнообразных вариантов и способов построения композиции.
  • Сотрудничества и сотворчества – направлен на активное взаимодействие педагога ребенка.
  • Метод проектов – направлен на комплексное, более глубокое изучения темы.

Все методы используются в зависимости от темы занятия и возрастных особенностей детей.

Формы работы с детьми: занятия факультатива, экскурсии, посещение выставочных залов, развлечения, индивидуальные занятия, выставки детских работ, изготовление работ и участие в конкурсах.

Условия реализации программы: перспективный план занятий, предварительная работа, конспекты занятий, подбор демонстрационного материала, подбор методической и художественной литературы, работа с родителями, работа с воспитателями.

Формы работы с родителями: выставки детских работ, открытые занятия, папки передвижки, развлечения, анкетирование, газеты, конкурсы газет с участием родителей, индивидуальные консультации, ярмарки поделок.

Коллектив каждого детского сада стремится к тому, чтобы родители стали его единомышленниками и друзьями. Для реализации программы необходима тесная плодотворная связь с семьей. Целью данной работы с родителями является организация сотрудничества родителей и педагогов для успешного художственно-эстетического развития ребенка.

Формы работы с педагогами: консультации, открытые занятия, комплексные развлечения, мастер-классы, конкурсы поделок.

Задачи первого года обучения (5–6 лет)

  • Поэтапное обучение освоению способов линейного рисования при создании орнаментально-графических композиций.
  • Поэтапное обучение освоению выразительных возможностей графических средств: точки, штриха, линии. Учить ориентироваться на листе, заполняя его в разных направлениях с использованием графических средств рисования.
  • Учить дифференцировать силу нажима на фломастер или карандаш, совершенствование навыков проведения линий неотрывным способом.
  • Учить выполнять задания с использованием готовых форм – шаблонов в одном цвете.
  • Учить составлять предметные композиции из одного элемента орнамента.
  • Развивать координацию системы “рука-глаз”.
  • Развивать чувства ритма, меры, уверенности.
  • Развивать эстетическое и художественное восприятие, образное и творческое мышление.

Задачи второго года обучения (6–7 лет)

  • Поэтапное освоение трансформации графических средств: точки, линии, штриха в изобразительной, орнаментальной композициях.
  • Упражнять в правильном определении направления линий и движений руки, четкой передаче конфигурации элементов узора с учетом ритма, симметрии.
  • Учить самостоятельно декорировать предметные изображения предложенными элементами.
  • Учить создавать сюжетные композиции с использованием разных цветов.
  • Учить комбинировать петельные, зигзагообразные, спиралевидные элементы, создающие образы стилизованных животных, птиц, рыб, цветов, веток, ягод.
  • Развивать творческие замыслы детей, используя в рисунке разнообразные линий и элементы.
  • Развивать навык работы в технике коллажа для усиления образной выразительности композиции и отработки графических технических приемов.
  • Продолжать развивать координацию системы “рука-глаз”.
  • Продолжать развивать чувства ритма, меры, уверенности.
  • Продолжать развивать эстетическое и художественное восприятие, образное и творческое мышление.
  • Закреплять способы линейного рисования при создании сложных орнаментально-графических композиций.

Закреплять умение ориентироваться в пространстве листа, заполняя его в разных направлениях с использованием графических средств рисования, создавая сюжетные работы.

Диагностика

В целях изучения уровня готовности дошкольников к овладению графикой письма была проведена диагностика, в которой участвовало 12 детей подготовительных группы детского сада. В диагностике использовались тесты Н.И. Озерецкого, графический диктант, а также разработанные диагностические задания.

В ходе диагностического обследования обнаружено, что движения руки дошкольников характеризуются недостаточной четкостью и организованностью. Выявлены нарушения координации, темповые расстройства, утомляемость, истощаемость движений, недостаточная сформированность графических навыков. У детей наблюдается нарушение ориентировки на листе бумаги, излишняя мышечная напряженность, неправильное положение руки во время письма, слабо развита мелкая моторика, нарушена координация тонких движений рук.

Сравнивая результаты диагностики, отмечено, что в начале 2009–2010 учебного года из 12 детей 5–6 лет средний уровень готовности к овладению графикой письма выявлен у 3 детей, низкий уровень у 9 детей, высокий уровень отсутствовал. В конце 2009–2010 учебного года высокий уровень готовности к овладению графикой письма имели 4 ребенка, средний уровень – у 8 детей, детей с низким уровнем не было.

Данная методика позволяет достаточно полно изучить особенности графического рисования и проследить специфику этого процесса. Эта методика активизирует деятельность графического рисования, выявляя одно из основных его свойств, успешного развития навыка письма.

Модель выпускника

К концу второго года обучения ребенок должен уметь:

  • Свободно использовать и трансформировать графические средства: точки, линии, штриха в изобразительной, орнаментальной композициях.
  • Уметь самостоятельно декорировать предметные изображения предложенными элементами.
  • Уметь создавать сюжетные композиции с использованием разных цветов.
  • Уметь комбинировать петельные, зигзагообразные, спиралевидные элементы, создающие образы стилизованных животных, птиц, рыб, цветов, веток, ягод.
  • Уметь творчески подходить к составлению композиции, обращая внимание не на скорость выполнения задания, а на разнообразие использованных в рисунке линий, элементов.
  • Уметь использовать способы линейного рисования при создании сложных орнаментально-графических композиций.
  • Уметь ориентироваться в пространстве листа, заполняя его в разных направлениях с использованием графических средств рисования, создавая сюжетные работы.

Достижения воспитанников

Участие в городских и окружных конкурсах детского творчества; (В 2007 году диплом за подготовку участника победителя, занявшего 2 место в номинации “Лучшая графическая работа”; диплом за подготовку участника победителя, занявшего 2 место в номинации “Лучшая графическая работа” в городском фестивале детского и юношеского творчества “Дети Сургута за здоровый образ жизни” в 2010 году.

Приложение 1

Список литературы:

  1. Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях: Кн. для воспитателя детского сада – 2-е изд., перераб. и допол. – М., 1986.Буре Р.С. Готовим детей к школе: Книга для воспитателя детского сада. – М., 1987.
  2. Воспитание и обучение в детском саду. / Под ред. Запорожца А.В. и Марковой Т.А. – М., 1976.
  3. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика, – М., 2000.
  4. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. – М., 1990.
  5. Комарова Т.С. “Формирование графических навыков у дошкольников”. – М., 1970.
  6. Косминская В.Б., Васильева Е.И., Казакова Р.Г. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: учебное пособие для студентов пед.институтов, 2-е изд., перераб. и допол. – М., 1985.
  7. Максимов Ю.В. У истоков мастерства: Нар. искусство в художественном воспитании детей. Из опыта работы. – М., 1969.
  8. Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. – Петрозаводск, 1992.
  9. Педагогический поиск I Сост. Баженова И.Н. – М., 1989.
  10. Подготовка детей к школе в детском саду. / Под ред. Сохина Ф.А., Тарунтаевой Т.В. – М., 1978.
  11. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста – М., 1994.
  12. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: пособие для воспитателей. – М. 1982.