Цели:
Обучающая:
- проверить знания по теме;
- знать технику рационального поведения в конфликтных ситуациях.
Студент должен знать:
- понятие, виды, средства общения;
- виды межличностных отношений;
- специфику делового общения;
- признаки, виды, динамику, стратегии конфликта;
- технику рационального поведения в конфликте.
Студент должен уметь:
- анализировать конфликт;
- определять позитивную стратегию в ситуациях межличностного взаимодействия.
Воспитательная: воспитывать у студентов чувство ответственности, эмпатии, терпения;
Развивающая: развивать у студентов эмоционально-волевые качества, умение анализировать слова и поступки, адекватно решать сложные ситуации межличностного взаимодействия.
Внутридисциплинарные связи: все темы курса “Социальной психологии”.
Междисциплинарные связи: “Общая психология”, “Социология”, “Правовое обеспечение профессиональной деятельности”, “Экономика и управление здравоохранением”, “Медицинская психология”.
Методическое обеспечение дисциплины:
- методическая разработка практического занятия для преподавателя;
- дидактический материал по теме занятия;
- компьютерная диагностическая программа по определению “Коммуника- тивно-организаторских способностей личности” и “Стратегий поведения в конфликтных ситуациях”;
- выставка литературы по социальной психологии.
Использованная литература:
Основная:
- Сухов А.Н. Социальная психология. М., Академия, 2006.
- Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей. М., Академия, 2007.
- Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. С.-Пб., 2001.
- Мириманова М.С. Конфликтология. М., Академия, 2004.
- Горянина В.А. Психология общения. М., Академия, 2005.
- Дубровина И.В. Психология. М., Академия, 2007.
- Творогова. Психология в медицине. Лекции. М., 2003.
Дополнительная:
- Крылов А.А. Психология. М., 2001.
- Бендас Т.В. Гендерная психология. Питер, 2005.
- Маклаков А.Г. Общая психология. Питер, 2001.
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М, 2001.
- Общение и оптимизация совместной деятельности. Под ред. Г.М.Андреевой. М., 1987.
Изучение темы позволит развить у студентов следующие компетенции:
- Профессиональные: способность применять знания и умения в профессиональной деятельности – анализировать конфликтные ситуации; применять правила рационального поведения в ситуациях межличностного взаимодействия, конфликтных ситуациях.
- Социальные: умение организовать свою работу; умение сотрудничать и работать в группе, команде; улаживать разногласия и конфликты; умение договариваться.
- Личностные: способность самостоятельно принимать решения; проявлять инициативу; войти в группу, коллектив и внести свой вклад; показать стойкость перед трудностями.
- Индивидуальные: способность быть гибким перед лицом быстрых изменений; нести ответственность за себя и за других; готовность и стремление к познанию и самосовершенствованию.
Актуализация темы
В современных условиях изменения социальной и политической жизни общества знания по социальной психологии становятся одним из важнейших компонентов профессиональной культуры специалиста, так как современный период отличается нарастанием проблем социального и психологического плана в различных отраслях здравоохранения.
Профессиональная деятельность медицинского работника – это отношения в системе человек-человек, где на первый план выступают особенности общения, межличностного взаимодействия, поведения в конфликтных ситуациях на различных уровнях: медицинский работник-пациент, между сотрудниками, медицинский работник-руководитель. Ведущими психологами замечено, что успех в профессиональной деятельности на 80% зависит от умения общаться личности в коллективе.
Компетентностный подход в образовательной системе базируется на стремлении и готовности применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определённой области. Социальные компетенции включают умение нести ответственность, работать в команде, организовывать свою работу, показывать стойкость перед трудностями, доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений, умение находить новые решения и изучаются дисциплиной “Социальная психология”, темой “Психология общения. Межличностные и конфликтные отношения”.
Технологическая карта практического занятия
- Организационный момент – 1 мин.
- Актуализация темы – 3 мин.
- Контроль исходного уровня знаний - 6 мин.
- Проверка домашнего задания: работа 1 микрогруппы – 15 мин.
- Подведение итогов работы микрогруппы – 5 мин.
- Компьютерная диагностика студентов – 10 мин.
- Анализ результатов диагностики – 5 мин.
- Продолжение проверки домашнего задания – 30 мин.
- Подведение итогов работы микрогруппами – 5 мин.
- Подведение итогов занятия – 5 мин.
- Домашнее задание – 3 мин.
- Заключительная часть – 2 мин.
Этапы | Содержание этапов | Время | Методическое обоснование |
1. Организационный момент | Преподаватель приветствует студентов, проверяет готовность к занятию, отмечает отсутствующих. | 1 мин. | Активизировать внимание на предстоящую работу, подготовить к восприятию данной темы. |
2. Актуализация темы | Преподаватель сообщает тему, цель, актуализацию, ход занятия. | 3 мин. | Заинтересовать студентов в важности полученной информации, ориентировать на выполнение необходимых требований и объема работы. |
3. Контроль исходного уровня знаний | Преподаватель проводит устный фронтальный опрос основных понятий темы (Приложение 1). | 6 мин. | Выяснить исходный уровень знаний по теме, побудить к осознанию изучаемого материала. |
4. Проверка домашнего задания | Преподаватель проверяет подготовку домашнего задания: работу 1 микрогруппы по теме “Общение. Специфика делового общения” (Приложение 2). | 15 мин. | Определить уровень теоретической подготовки студентов, развить навыки делового общения, сотрудничества, работы в команде. |
5. Подведение итогов работы микрогруппы | Преподаватель отмечает подготовленность студентов, анализирует и оценивает работу каждого, и в целом микрогруппы (Приложение 3). | 5 мин. | Развить чувство ответственность за себя и за других. Создать благоприятный фон для совместной деятельности преподавателя и студентов. |
6.Компьютерная диагностика студентов | Преподаватель следит за ходом диагностики “Коммуникативно- организаторских способностей” в компьютерном классе. | 10 мин. | Развить стремление к познанию и самосовершенствованию, умение применять компьютерные технологии. |
7. Анализ результатов диагностики | Преподаватель анализирует и обобщает результаты диагностической работы студентов. | 5 мин. | Развить мыслительную деятельность, способность самостоятельно принимать решения, навыки самоконтроля и самоанализа. |
8. Продолжение проверки домашнего задания | Преподаватель проверяет выполнение домашнего задания: работу 2 и 3 микрогрупп по темам: “Особенности межличностных отношений в коллективе”, “Пути разрешения конфликтных ситуаций”. | 30 мин. | Определить уровень теоретической подготовки студентов, развить навыки делового общения, сотрудничества, работы в команде. |
9. Подведение итогов работы микрогрупп | Преподаватель отмечает подготовленность студентов, анализирует и оценивает работу каждого и микрогруппы в целом. | 5 мин. | Систематизировать знания студентов по теме. Создать благоприятный фон для сотрудничества в группе, умения работать в команде, войти в группу и внести свой вклад. |
10. Домашнее задание | Преподаватель даёт методические рекомендации по выполнению домашнего задания (Приложение 4). | 3 мин. | Мотивировать к предстоящей работе. Развить интерес и творческую активность, психологическое мышление. |
11. Подведение итогов занятия | Преподаватель помогает осмыслить результаты проделанной работы. Оценивает работу каждого студента. | 3 мин. | Активизировать самоподготовку, развить навыки самоконтроля и самооценки, пути улучшения результаты деятельности. |
12. Заключительная часть. | Систематизация и обобщение итогов занятия, выявление достижения целей и компетенций. | 2 мин. | Развить ответственность, умение договариваться, готовность к познанию и самосовершенствованию. |
Рекомендуемая литература для подготовки домашнего задания:
- Сухов А.Н. Социальная психология. М., Академия, 2006.
- Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей. М., Академия, 2007.
- Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. С.-Пб., 2001.
- Мириманова М.С. Конфликтология. М., Академия, 2004.
- Горянина В.А. Психология общения. М., Академия, 2005.
- Дубровина И.В. Психология. М., Академия, 2007.
- Творогова. Психология в медицине. Лекции. М., 2003.
- Крылов А.А. Психология. М., 2001.
- Бендас Т.В. Гендерная психология. Питер, 2005.
- Маклаков А.Г. Общая психология. Питер, 2001.
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М, 2001.
- Общение и оптимизация совместной деятельности. Под ред. Г.М.Андреевой. М., 1987.
В процессе занятия использованы крылатые фразы и афоризмы:
Для успеха в жизни умение общаться с
людьми гораздо важнее обладания талантом. Леббок |
Быть человеком – это чувствовать свою
ответственность. Сент-Экзюпери |
Не людей сотворили ради тебя, а тебя
создали для людей. Персидская мудрость |
Гибкость – это умение подстроить своё поведение под тип мышление собеседника. |
Плохо быть всегда одинаковым. Хорошо уметь быть разным. |
Пытался, ошибался, проигрывал, пытайся снова, ошибайся меньше, выигрывай! |
Перечень ответов при фронтальном
опросе студентов по теме практического занятия
“Психология общения. Межличностные и
конфликтные отношения”.
1. Дать определение общению, перечислить
основные функции общения.
Ответ: Общение – процесс
установления, развития и сохранения контактов
между людьми. Основные функции общения –
информационно- коммуникативная,
регулятивно-коммуникативная,
аффективно-коммуникативная.
2. Перечислите компоненты модели
коммуникативного процесса К. Лассуэлла.
Ответ: Основные компоненты
коммуникативного процесса: коммуникатор,
сообщение, канал, аудитория, эффективность.
3. Дать определение деловому общению.
Ответ: Деловое общение – процесс
развития контактов в служебной сфере.
4. Что такое деловой этикет?
Ответ: Деловой этикет – процесс
развития контактов в служебной сфере.
5. Охарактеризуйте горизонтальные и
вертикальные нормы делового этикета.
Ответ: Горизонтальные нормы –
между равными по статусу участниками делового
общения; вертикальные нормы – контакт
руководителя и подчинённого.
6. Перечислите основные виды взаимоотношений в
малой группе.
Ответ: Основные виды
взаимоотношений в малой группе –
общественно-политические, служебные,
внеслужебные.
7. Назовите принципы взаимоотношений в малой
группе.
Ответ: принцип уважения и
субординации, принцип сплочённости, принцип
гуманизма.
8. Перечислите основные признаки конфликта.
Ответ: основные признаки
конфликта – наличие противоречия, нанесение
различного рода ущерба, разрешение конфликта.
9. Назовите педагогические меры разрешения
конфликтов.
Ответ: К педагогическим мерам
разрешения конфликтов относятся беседа, просьба,
устное предупреждение, устный приказ, объяснение
и т.д.
10. Назовите директивные меры разрешения
конфликтов.
Ответ: К директивным мерам
разрешения конфликтов относятся выговор,
докладная, приказ, увольнение, снятие с должности
и.т.д.
11. Перечислите основные стратегии поведения в
конфликте.
Ответ: К основным стратегиям
поведения личности в конфликте относят:
принуждение, уступку, компромисс, уход,
сотрудничество.
12. Что такое конкурентное поведение?
Ответ: Конкурентное поведение –
ориентирует на борьбу, свою победу, жесткое
противостояние.
13. Охарактеризуйте кооперативное поведении?
Ответ: Кооперативное поведение –
учёт интересов обеих сторон, поиск
взаимоприемлимых решений.
14. Что такое арбитраж?
Ответ: Арбитраж – стороны
обращаются к третьему лицу, которое выслушивает
оба мнения, а затем принимает решение по спорному
вопросу.
15. Дать характеристику переговорному процессу.
Ответ: переговорный процесс –
направлен на выработку компромиссных решений.