Методическая разработка для преподавателя по дисциплине "Социальная педагогика, психология" тема: "Психология общения. Межличностные и конфликтные отношения"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цели:

Обучающая:

  • проверить знания по теме;
  • знать технику рационального поведения в конфликтных ситуациях.

Студент должен знать:

  • понятие, виды, средства общения;
  • виды межличностных отношений;
  • специфику делового общения;
  • признаки, виды, динамику, стратегии конфликта;
  • технику рационального поведения в конфликте.

Студент должен уметь:

  • анализировать конфликт;
  • определять позитивную стратегию в ситуациях межличностного взаимодействия.

Воспитательная: воспитывать у студентов чувство ответственности, эмпатии, терпения;

Развивающая: развивать у студентов эмоционально-волевые качества, умение анализировать слова и поступки, адекватно решать сложные ситуации межличностного взаимодействия.

Внутридисциплинарные связи: все темы курса “Социальной психологии”.

Междисциплинарные связи: “Общая психология”, “Социология”, “Правовое обеспечение профессиональной деятельности”, “Экономика и управление здравоохранением”, “Медицинская психология”.

Методическое обеспечение дисциплины:

  • методическая разработка практического занятия для преподавателя;
  • дидактический материал по теме занятия;
  • компьютерная диагностическая программа по определению “Коммуника- тивно-организаторских способностей личности” и “Стратегий поведения в конфликтных ситуациях”;
  • выставка литературы по социальной психологии.

Использованная литература:

Основная:

  1. Сухов А.Н. Социальная психология. М., Академия, 2006.
  2. Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей. М., Академия, 2007.
  3. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. С.-Пб., 2001.
  4. Мириманова М.С. Конфликтология. М., Академия, 2004.
  5. Горянина В.А. Психология общения. М., Академия, 2005.
  6. Дубровина И.В. Психология. М., Академия, 2007.
  7. Творогова. Психология в медицине. Лекции. М., 2003.

Дополнительная:

  1. Крылов А.А. Психология. М., 2001.
  2. Бендас Т.В. Гендерная психология. Питер, 2005.
  3. Маклаков А.Г. Общая психология. Питер, 2001.
  4. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М, 2001.
  5. Общение и оптимизация совместной деятельности. Под ред. Г.М.Андреевой. М., 1987.

Приложение

Изучение темы позволит развить у студентов следующие компетенции:

  • Профессиональные: способность применять знания и умения в профессиональной деятельности – анализировать конфликтные ситуации; применять правила рационального поведения в ситуациях межличностного взаимодействия, конфликтных ситуациях.
  • Социальные: умение организовать свою работу; умение сотрудничать и работать в группе, команде; улаживать разногласия и конфликты; умение договариваться.
  • Личностные: способность самостоятельно принимать решения; проявлять инициативу; войти в группу, коллектив и внести свой вклад; показать стойкость перед трудностями.
  • Индивидуальные: способность быть гибким перед лицом быстрых изменений; нести ответственность за себя и за других; готовность и стремление к познанию и самосовершенствованию.

Актуализация темы

В современных условиях изменения социальной и политической жизни общества знания по социальной психологии становятся одним из важнейших компонентов профессиональной культуры специалиста, так как современный период отличается нарастанием проблем социального и психологического плана в различных отраслях здравоохранения.

Профессиональная деятельность медицинского работника – это отношения в системе человек-человек, где на первый план выступают особенности общения, межличностного взаимодействия, поведения в конфликтных ситуациях на различных уровнях: медицинский работник-пациент, между сотрудниками, медицинский работник-руководитель. Ведущими психологами замечено, что успех в профессиональной деятельности на 80% зависит от умения общаться личности в коллективе.

Компетентностный подход в образовательной системе базируется на стремлении и готовности применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определённой области. Социальные компетенции включают умение нести ответственность, работать в команде, организовывать свою работу, показывать стойкость перед трудностями, доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений, умение находить новые решения и изучаются дисциплиной “Социальная психология”, темой “Психология общения. Межличностные и конфликтные отношения”.

Технологическая карта практического занятия

  1. Организационный момент – 1 мин.
  2. Актуализация темы – 3 мин.
  3. Контроль исходного уровня знаний - 6 мин.
  4. Проверка домашнего задания: работа 1 микрогруппы – 15 мин.
  5. Подведение итогов работы микрогруппы – 5 мин.
  6. Компьютерная диагностика студентов – 10 мин.
  7. Анализ результатов диагностики – 5 мин.
  8. Продолжение проверки домашнего задания – 30 мин.
  9. Подведение итогов работы микрогруппами – 5 мин.
  10. Подведение итогов занятия – 5 мин.
  11. Домашнее задание – 3 мин.
  12. Заключительная часть – 2 мин.
Этапы Содержание этапов Время

Методическое обоснование

1. Организационный момент Преподаватель приветствует студентов, проверяет готовность к занятию, отмечает отсутствующих. 1 мин. Активизировать внимание на предстоящую работу, подготовить к восприятию данной темы.
2. Актуализация темы Преподаватель сообщает тему, цель, актуализацию, ход занятия. 3 мин. Заинтересовать студентов в важности полученной информации, ориентировать на выполнение необходимых требований и объема работы.
3. Контроль исходного уровня знаний Преподаватель проводит устный фронтальный опрос основных понятий темы (Приложение 1). 6 мин. Выяснить исходный уровень знаний по теме, побудить к осознанию изучаемого материала.
4. Проверка домашнего задания Преподаватель проверяет подготовку домашнего задания: работу 1 микрогруппы по теме “Общение. Специфика делового общения” (Приложение 2). 15 мин. Определить уровень теоретической подготовки студентов, развить навыки делового общения, сотрудничества, работы в команде.
5. Подведение итогов работы микрогруппы Преподаватель отмечает подготовленность студентов, анализирует и оценивает работу каждого, и в целом микрогруппы (Приложение 3). 5 мин. Развить чувство ответственность за себя и за других. Создать благоприятный фон для совместной деятельности преподавателя и студентов.
6.Компьютерная диагностика студентов Преподаватель следит за ходом диагностики “Коммуникативно- организаторских способностей” в компьютерном классе. 10 мин. Развить стремление к познанию и самосовершенствованию, умение применять компьютерные технологии.
7. Анализ результатов диагностики Преподаватель анализирует и обобщает результаты диагностической работы студентов. 5 мин. Развить мыслительную деятельность, способность самостоятельно принимать решения, навыки самоконтроля и самоанализа.
8. Продолжение проверки домашнего задания Преподаватель проверяет выполнение домашнего задания: работу 2 и 3 микрогрупп по темам: “Особенности межличностных отношений в коллективе”, “Пути разрешения конфликтных ситуаций”. 30 мин. Определить уровень теоретической подготовки студентов, развить навыки делового общения, сотрудничества, работы в команде.
9. Подведение итогов работы микрогрупп Преподаватель отмечает подготовленность студентов, анализирует и оценивает работу каждого и микрогруппы в целом. 5 мин. Систематизировать знания студентов по теме. Создать благоприятный фон для сотрудничества в группе, умения работать в команде, войти в группу и внести свой вклад.
10. Домашнее задание Преподаватель даёт методические рекомендации по выполнению домашнего задания (Приложение 4). 3 мин. Мотивировать к предстоящей работе. Развить интерес и творческую активность, психологическое мышление.
11. Подведение итогов занятия Преподаватель помогает осмыслить результаты проделанной работы. Оценивает работу каждого студента. 3 мин. Активизировать самоподготовку, развить навыки самоконтроля и самооценки, пути улучшения результаты деятельности.
12. Заключительная часть. Систематизация и обобщение итогов занятия, выявление достижения целей и компетенций. 2 мин. Развить ответственность, умение договариваться, готовность к познанию и самосовершенствованию.

Рекомендуемая литература для подготовки домашнего задания:

  1. Сухов А.Н. Социальная психология. М., Академия, 2006.
  2. Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей. М., Академия, 2007.
  3. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. С.-Пб., 2001.
  4. Мириманова М.С. Конфликтология. М., Академия, 2004.
  5. Горянина В.А. Психология общения. М., Академия, 2005.
  6. Дубровина И.В. Психология. М., Академия, 2007.
  7. Творогова. Психология в медицине. Лекции. М., 2003.
  8. Крылов А.А. Психология. М., 2001.
  9. Бендас Т.В. Гендерная психология. Питер, 2005.
  10. Маклаков А.Г. Общая психология. Питер, 2001.
  11. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М, 2001.
  12. Общение и оптимизация совместной деятельности. Под ред. Г.М.Андреевой. М., 1987.

В процессе занятия использованы крылатые фразы и афоризмы:

Для успеха в жизни умение общаться с людьми гораздо важнее обладания талантом.
Леббок
Быть человеком – это чувствовать свою ответственность.
Сент-Экзюпери
Не людей сотворили ради тебя, а тебя создали для людей.
Персидская мудрость
Гибкость – это умение подстроить своё поведение под тип мышление собеседника.
Плохо быть всегда одинаковым. Хорошо уметь быть разным.
Пытался, ошибался, проигрывал, пытайся снова, ошибайся меньше, выигрывай!

Перечень ответов при фронтальном опросе студентов по теме практического занятия
“Психология общения. Межличностные и конфликтные отношения”.

1. Дать определение общению, перечислить основные функции общения.
    Ответ: Общение – процесс установления, развития и сохранения контактов между людьми. Основные функции общения – информационно- коммуникативная, регулятивно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная.

2. Перечислите компоненты модели коммуникативного процесса К. Лассуэлла.
    Ответ: Основные компоненты коммуникативного процесса: коммуникатор, сообщение, канал, аудитория, эффективность.

3. Дать определение деловому общению.
    Ответ: Деловое общение – процесс развития контактов в служебной сфере.

4. Что такое деловой этикет?
   Ответ: Деловой этикет – процесс развития контактов в служебной сфере.

5. Охарактеризуйте горизонтальные и вертикальные нормы делового этикета.
   Ответ: Горизонтальные нормы – между равными по статусу участниками делового общения; вертикальные нормы – контакт руководителя и подчинённого.

6. Перечислите основные виды взаимоотношений в малой группе.
   Ответ: Основные виды взаимоотношений в малой группе – общественно-политические, служебные, внеслужебные.

7. Назовите принципы взаимоотношений в малой группе.
   Ответ: принцип уважения и субординации, принцип сплочённости, принцип гуманизма.

8. Перечислите основные признаки конфликта.
   Ответ: основные признаки конфликта – наличие противоречия, нанесение различного рода ущерба, разрешение конфликта.

9. Назовите педагогические меры разрешения конфликтов.
   Ответ: К педагогическим мерам разрешения конфликтов относятся беседа, просьба, устное предупреждение, устный приказ, объяснение и т.д.

10. Назовите директивные меры разрешения конфликтов.
   Ответ: К директивным мерам разрешения конфликтов относятся выговор, докладная, приказ, увольнение, снятие с должности и.т.д.

11. Перечислите основные стратегии поведения в конфликте.
   Ответ: К основным стратегиям поведения личности в конфликте относят: принуждение, уступку, компромисс, уход, сотрудничество.

12. Что такое конкурентное поведение?
   Ответ: Конкурентное поведение – ориентирует на борьбу, свою победу, жесткое противостояние.

13. Охарактеризуйте кооперативное поведении?
   Ответ: Кооперативное поведение – учёт интересов обеих сторон, поиск взаимоприемлимых решений.

14. Что такое арбитраж?
   Ответ: Арбитраж – стороны обращаются к третьему лицу, которое выслушивает оба мнения, а затем принимает решение по спорному вопросу.

15. Дать характеристику переговорному процессу.
   Ответ: переговорный процесс – направлен на выработку компромиссных решений.