Качество подачи учебного материала как средство стимулирования познавательного интереса младших школьников (рекомендации учителям начальной школы)

Разделы: Логопедия


Присутствуя на уроках некоторых учителей, я увидела, что, пытаясь выдать максимум информации на занятии, коллеги часто не обращают должное внимание на качество изложения материала. Ускоренный темп, невнятность, смазанность речи, её монотонность часто приводят к ухудшению внимания учащихся, снижению их познавательного интереса к предмету, вследствие этого снижается и качество работы на уроке.

Дети младшего школьного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых. Речь учителя, который находится постоянно в поле зрения учащихся, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчётливым произнесением всех звуков родного языка, но и выдержана в определённом темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.

Если обратиться к представлениям великих педагогов о правильной речи, можно сказать следующее. К выразительным средствам звучащей речи относится мелодико-интонационная сторона речи: выразительность голоса, мимико-жестикуляторное сопровождение речи, её темп и ритмический рисунок. Ж. -Ж. Руссо выразительной стороне речи придавал чуть ли не самостоятельное место.

Обратившись к литературе, изучающей выразительные средства звучащей речи, я составила некоторые рекомендации для учителей, помогающие избавиться от недостатков в произносительной стороне речи. Считаю, что данные рекомендации помогут нашим преподавателям повысить качество изложения материала, что неизменно отразиться на повышении познавательного интереса младших школьников.

Работа над собственной речью

1. Правильное звукопроизношение.

Работа с детьми при наличии дефектов речи недопустима. При систематической и упорной работе педагог может улучшить свою речь и устранить недостатки звукопроизношения. В этом ему поможет артикуляционная гимнастика, которая состоит из упражнений по развитию подвижности губ и языка (упражнения «Лягушки», «Слонёнок», «Дудочка» для губ и упражнения «Лопатка», «Иголочка», «Часики», «Лошадка», «Грибок», «Чашечка»).

2. Речевое дыхание.

Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи, создаёт возможность в зависимости от содержания высказывания изменять силу и высоту голоса.

Упражнения для развития правильного речевого дыхания

  1. Выберите удобную позу, положите руку на живот. Произведите короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в лёгких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот.
  2. Слелайте короткий вдох через нос и на плавном, протяжном выдохе произнесите один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы).
  3. Произнесите плавно на одном выдохе несколько гласных звуков: а → о → у.       
  4. Сделайте глубокий вдох через нос и произведите счёт на одном выдохе до 3-5, постепенно увеличивая счёт до 10-15. Следите за плавностью выдоха.

3. Дикция.

«Под дикцией понимается чёткое, ясное и отчётливое произношение всех звуков родного языка с правильной их артикуляцией» [3]. Чаще всего речь преподавателя страдает небрежным, неряшливым произношением, когда звуки и слова произносятся при недостаточно открытом рте. Как бы сквозь зубы, недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные.

Для отработки чёткости и ясности произнесения согласных звуков, а также слов полезно использовать скороговорки, которые построены на сочетании согласных звуков, трудных для произношения. Чтение начинаем в замедленном темпе, отчётливо произнося каждое слово и каждый звук. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы чёткость и ясность произнесения не снижались.

Скороговорки (произносятся на одном выдохе)

  • На семеро саней по семеро в сани уселись сами.
  • Пришёл Прокоп – кипел укроп, ушёл Прокоп – кипел укроп.
  • Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.
  • Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
  • Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
  • Сшит колпак, да не по-колпаковски, переколпаковать бы колпак, да перевыколпаковать.
  • На дворе трава, на траве дрова: не руби дрова на траве двора.
  • Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.
  • Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

4. Соблюдение орфоэпических норм.

«Сложность усвоения правильного литературного произношения заключается в том, что произношение не всегда совпадает с правописанием. Поэтому общепринятым нормам литературного произношения следует учиться у дикторов радио, телевидения, у мастеров художественного слова, у окружающих людей, имеющих образцовую речь» [3].

Если возникают сомнения в правильности произнесения слов и постановки ударения, следует воспользоваться словарями-справочниками.

5. Интонационная выразительность.

Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности: логического ударения (выделение из фразы главных по смыслу слов), пауз, мелодии (движения голоса в речи по высоте и силе), темпа, изменения громкости голоса, тембра. Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, законченно.

Если речь преподавателя монотонна, она может утомить маленьких слушателей, снизить интерес к содержанию читаемого текста. Слушая такую речь, дети быстро начинают отвлекаться, смотреть по сторонам, а затем и совсем перестают слушать. Речь учителя должна быть эмоционально насыщенной, богатой интонациями, достаточно громкой и неторопливой.

Упражнения

Прочтите фразы, подчёркивая голосом выделенные слова.

  • Дети гуляют в парке (гуляют дети, а не взрослые).
  • Дети гуляют в парке (а не просто идут мимо).
  • Дети гуляют в парке (а не в саду, в лесу).

Прочтите фразы, поочерёдно выделяя в каждой фразе отдельные слова голосом; проследите, как изменяется смысл фразы.

  • Дедушка посадил в саду яблоню.
  • Девочка нарисовала портрет.
  • Дети приехали в гости к бабушке.

6. Правильное грамматическое оформление.

Умение связно, интересно, в доступной форме донести до учащихся то или иное передаваемое в речи содержание является необходимым качеством речи педагога.

Последовательно излагая мысли, учитель не должен загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами.

Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз (пусть даже это будут сложноподчинённые предложения), так как при употреблении длинных младшим школьникам трудно установить связь между частями, осмыслить и понять содержание.

Нельзя ограничиваться употреблением только простых предложений. Важно шире использовать сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.

7. Лексическое богатство.

В общении с учениками преподавателю необходимо широко использовать лексическое богатство родного языка, учитывая возрастные особенности: подбирать и употреблять в своей речи такие слова, которые были бы доступны для понимания и легки для усвоения.

В качестве недостатков словаря учителя начальных классов можно назвать чрезмерное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (Танечка, вымой ручки; Катенька убери книжечку со стола и т. п. ), засорённость лишними словами (ну, вот, так сказать, значит), в общении с более старшими детьми подлаживание под речь малышей.

Правильный подбор слов и словесных выражений обеспечивает точность, ясность и выразительность речи учителя.

8. Связность, доступность для понимания.

Связность речи обеспечивается правильным подбором слов, правильным построением фраз, последовательностью изложения материала.

Обогащение словаря, точное использование грамматических средств достигаются благодаря систематическому чтению художественной литературы. Однако это возможно в том случае, если чтение вдумчивое и читатель внимательно следит за содержанием прочитанного, за языковыми средствами, используемыми автором произведения.

Большую помощь в работе над словом оказывают различные словари (Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова, Словарь русского языка, составитель С.И. Ожегов и др. ), а также различные справочники, руководства, учебники.

Таким образом, речь учителя легче воспринимается и более понятна учащимся в том случае, если в ней точно подобраны слова, грамматически чётко построены фразы, если она интонационно правильно оформлена и если мысли в ней изложены достаточно просто, последовательно, интересно, в доступной форме, с учётом возраста детей.

Литература:

  1. Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста / Александров В.Н., Александрова О.И., Соловьёва Т.В.; Под ред. Цыбулько И.П. – 4-е изд. , испр. и доп. – Челябинск: Взгляд, 2005.
  2. Логопедия: Учеб. для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; Под ред. Л.С. Волковой. – 2-е изд. – В 2-х книгах. М.: Просвещение: Владос, 1995.
  3. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада/ Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1979.
  4. Филичева Т., Чиркина Г. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М., 2004.
  5. Хватцев М. Предупреждение и устранение недостатков речи. – СПб., Дельта + Каро, 2004.