На уроках химии используется технология проблемного обучения, укрупнения дидактических единиц, интегральная, образовательная технология, технология разноуровнего и игрового обучения.
1. Технология проблемного обучения.
Использую технологию при изучении неорганической, органической, общей химии. На уроках создаю проблемную ситуацию постановкой проблемных вопросов. Например, по теме: "Теория электролитической диссоциации"(9 класс) и по теме: "Электролиты и неэлектролиты"(9 класс), после демонстрации опыта по электропроводности растворов формулируется проблема:
-исходя из строения соединений солей и оснований определить ,что у них общего, сделать вывод об электропроводности их растворов. Следующий вопрос: будет ли электропроводной система, образованная путём смешивания с водой сульфата бария, гидроксида железа ( ___ )? Можно ли дать следующее обобщённое определение электролитам: все растворяющиеся в воде вещества являются электролитами.
При изучении понятия "электролитическая диссоциация" проблемная ситуация создаётся следующим образом: одни учёные утверждали, что ионы в растворе образуются при растворении веществ в воде, другие считали, что ионы образуются под действием электрического тока. Кто из учёных был прав, докажите?
2. Технология укрупнения дидактических единиц.
Данную технологию использую при изучении разделов: "Металлы", "Неметаллы"(10 класс). Три программные темы "Подгруппа углерода", "Подгруппа азота", "Подгруппа кислорода" объединяются на основе идеи укрупнения дидактических единиц. Так как, изучая подгруппы химических элементов, прорабатываются одни и те же структурно-родственные понятия, обладающие информационной общностью: химический элемент, простое вещество, летучее водородное соединение, оксиды, гидроксиды, соли. Такой подход при изучении темы даёт возможность устанавливать зависимость между составом,строением, свойствами веществ и систематизировать материал курса.
3. Интегральная образовательная технология.
Основные принципы: многократное повторение, обязательный поэтапный контроль, высокий уровень трудности. Технология используется при изучении химии в старших классах. Это активные формы обучения- уроки лекции, практикумы, семинары.
4. Технология разноуровнего обучения.
Учитывает интересы, возможности, способности учащихся, что я учитываю, при дифференциации заданий, предлагая задания по уровню. При проведении самостоятельной работы по теме "Соединения химических элементов"(8класс):
Вариант 1 включает репродуктивные задания базового уровня: определите степень окисления элементов в соединениях по формулам:
Вариант 2 включает стандартные задания, но содержит элементы усложнения: составьте формулы оксидов азота, в которых азот проявляет степень окисления:+1;+2;+3;+4;+5.Распределите вещества по классам.
Вариант 3 включает нестандартные задачи творческого характера: используя периодическую систему химических элементов Д.И.Менделеева, определите формулы 5 бинарных соединений, укажите степень окисления элементов, приведите по две формулы веществ каждого класса, назовите эти вещества. При анализе проведённых работ, рассматриваю типичные ошибки, разъясняю материал и систематизирую.
5. Технология игрового обучения.
Данная технология способствует повышению интереса учащихся к различным видам учебной деятельности и познавательной активности. Использую игры: "шаг за шагом", "третий лишний", "найти родственников", "что это было?", "кто быстрее ответит?", разгадывание и коллективное сочинение химических загадок, головоломок, ребусов. Уроки в игровой форме чаще провожу в 8-9 классах. Игровые ситуации раздвигают общепринятые жёсткие рамки традиционной учебной обстановки и способствуют активному восприятию изучаемого материала.
Использование различных технологий предоставляет ученику наибольшую меру самостоятельности, творческого поиска, формирует интерес к познанию.