Музыкальные мгновения Микаэла Таривердиева

Разделы: Музыка


Цель урока:  познакомить с творчеством Микаэла Таривердиева, на примере музыки к фильму 17 мгновений весны показать, что произведения этого композитора всегда с нами.

Исполнительский репертуар: “Песня о далёкой Родине”.

Материал для слушания: “Мгновения”, “Дороги”, “Песня о далёкой Родине”.

Видеоряд: фрагмент из фильма “17 мгновений весны”, видеофильм о Микаэле Таривердиеве.

Музыкальный эпиграф: “Мгновения” музыка М.Таривердиева, слова Р.Рождественского.

 После того, как музыка отзвучит, учитель задаёт вопрос: “Знакомо ли вам это произведение?”

Учащиеся: Это песня “ Мгновения”.

Учитель: А где вы слышали эту песню?

Учащиеся: В телесериале “17 мгновений весны”.

Учитель: А можете ли вы назвать авторов песни?

(Дети затрудняются с ответом,  поэтому учитель сообщает авторов текста и музыки).

Учитель: Поскольку мы сегодня будем говорить о судьбе его музыки в кинофильмах, тема нашего урока будет звучать так:

“Музыкальные мгновения Микаэла Таривердиева ”.

Таривердиев писал музыку для многих фильмов, в том числе для сериала “17 мгновений весны”. Его музыку можно считать действующим лицом  в этом фильме, она стала вровень со словом, действием, ситуацией. Знакомясь с творчеством М.Таривердиева, перелистаем страницы его биографии.

М.Таривердиев родился в Тбилиси. В их доме всегда звучала музыка. Когда мальчику было 6 лет, родители купили пианино и оно стало предметом     его обожания. Он мечтал стать    музыкантом. Так оно и вышло. Таривердиев    закончил музыкальное училище, затем музыкально-педагогический институт в Москве.

Фрагмент видеофильма о М.Таривердиеве.

  После просмотра учитель спрашивает учащихся: Какую роль играет музыка в кино?

 “Сейчас я наиграю вам мелодию (учитель иcполняет  тему “Дороги”).

Знакома ли вам эта мелодия? Вспомните, из какого она фильма?”

После ответов детей учитель предлагает послушать эту тему в записи.

После прослушивания учащиеся дают название данной мелодии.

… “Путешествие”

… “Дальняя прогулка”.

Учитель просит объяснить название данного музыкального фрагмента,  предложенное детьми.

Учащиеся:…Мелодия движется вперёд.

…Стремление к цели.

Учитель: А какое это движение?

Учащиеся:…Спокойное, плавное.

…Медленное, неторопливое.

После ответов учащихся учитель сообщает название прослушанной мелодии “Дороги” и обращает внимание на светлый лиризм, безмятежный покой, радость отдохновения.

(После беседы учащиеся смотрят фрагмент фильма).

Учитель: Можно ли обойтись без музыки в этом эпизоде?

Учащиеся:… Здесь нет слов, остановилась машина.

…Музыка передаёт спокойное состояние героя. Он устал и для   него это отдых.

…Он грустно вспоминает Родину.

…Герою тревожно, придётся возвращаться к врагам.

Учитель: А помните ли вы безмолвный эпизод встречи героя с женой, когда   на протяжении 5 минут звучит музыка? Давайте обратимся к этому эпизоду в фильме. Постарайтесь услышать, какие чувства передаёт эта музыка?

(Фрагмент фильма).

Учащиеся:…Нежность, тоска.

…Желание подойти к жене, обнять её после долгой разлуки.

…Волнение, тревога, страх, он больше её никогда не увидит.

После паузы учитель исполняет “Песню о далёкой Родине” и спрашивает: “Знакома ли вам эта песня и как она называется?”

Учащиеся:… “Тоска по Родине”.

… “Воспоминание”.

… “Песня о Родине”.

 После определения названия песни учитель приступает к её разучиванию.

При работе над песней необходимо обратить внимание на многообразие интонаций: боли, тоски, волнения, ностальгии.

Учитель спрашивает детей: “Почему в песне мы ощущаем такую боль?”

Учащиеся:… Человек находится далеко от Родины.

…Его окружают враги.

…Он всё время вспоминает Родину.

Учитель: Эту песню можно назвать сердцем фильма, его музыкальным смыслом.

Для героя фильма Родина была далёкой и значила очень много.

Родина…А как вы понимаете это слово? Что оно для вас значит?

Учащиеся: … Родина - это школа, в которой мы учимся;

…Это наш город Астрахань;

…Великая русская река Волга;

…Это семья, в которой мы живём;

…Дети, живущие в разных уголках страны тоже любят  свою малую Родину;

…У всех нас одна Родина – Россия.

 Учитель: Мы с вами посмотрели фрагменты фильма, послушали и исполнили музыку Таривердиева. Итак, какую роль играет музыка в кино?

Учащиеся: …Она помогает понять чувства героя, его душевное состояние.

…Музыка рассказала о том, как трудно человеку жить без   Родины.

 Мы с вами убедились, что музыка играет в фильме главную роль.

С нами согласен исполнитель роли Штирлица, народный артист Вячеслав Тихонов, который как-то сказал: “Какое огромное богатство музыка! И какое богатство музыка Таривердиева в фильмах!”.

Презентация.