Цель урока: познакомить с творчеством Микаэла Таривердиева, на примере музыки к фильму 17 мгновений весны показать, что произведения этого композитора всегда с нами.
Исполнительский репертуар: “Песня о далёкой Родине”.
Материал для слушания: “Мгновения”, “Дороги”, “Песня о далёкой Родине”.
Видеоряд: фрагмент из фильма “17 мгновений весны”, видеофильм о Микаэле Таривердиеве.
Музыкальный эпиграф: “Мгновения” музыка М.Таривердиева, слова Р.Рождественского.
После того, как музыка отзвучит, учитель задаёт вопрос: “Знакомо ли вам это произведение?”
Учащиеся: Это песня “ Мгновения”.
Учитель: А где вы слышали эту песню?
Учащиеся: В телесериале “17 мгновений весны”.
Учитель: А можете ли вы назвать авторов песни?
(Дети затрудняются с ответом, поэтому учитель сообщает авторов текста и музыки).
Учитель: Поскольку мы сегодня будем говорить о судьбе его музыки в кинофильмах, тема нашего урока будет звучать так:
“Музыкальные мгновения Микаэла Таривердиева ”.
Таривердиев писал музыку для многих фильмов, в том числе для сериала “17 мгновений весны”. Его музыку можно считать действующим лицом в этом фильме, она стала вровень со словом, действием, ситуацией. Знакомясь с творчеством М.Таривердиева, перелистаем страницы его биографии.
М.Таривердиев родился в Тбилиси. В их доме всегда звучала музыка. Когда мальчику было 6 лет, родители купили пианино и оно стало предметом его обожания. Он мечтал стать музыкантом. Так оно и вышло. Таривердиев закончил музыкальное училище, затем музыкально-педагогический институт в Москве.
Фрагмент видеофильма о М.Таривердиеве.
После просмотра учитель спрашивает учащихся: Какую роль играет музыка в кино?
“Сейчас я наиграю вам мелодию (учитель иcполняет тему “Дороги”).
Знакома ли вам эта мелодия? Вспомните, из какого она фильма?”
После ответов детей учитель предлагает послушать эту тему в записи.
После прослушивания учащиеся дают название данной мелодии.
… “Путешествие”
… “Дальняя прогулка”.
Учитель просит объяснить название данного музыкального фрагмента, предложенное детьми.
Учащиеся:…Мелодия движется вперёд.
…Стремление к цели.
Учитель: А какое это движение?
Учащиеся:…Спокойное, плавное.
…Медленное, неторопливое.
После ответов учащихся учитель сообщает название прослушанной мелодии “Дороги” и обращает внимание на светлый лиризм, безмятежный покой, радость отдохновения.
(После беседы учащиеся смотрят фрагмент фильма).
Учитель: Можно ли обойтись без музыки в этом эпизоде?
Учащиеся:… Здесь нет слов, остановилась машина.
…Музыка передаёт спокойное состояние героя. Он устал и для него это отдых.
…Он грустно вспоминает Родину.
…Герою тревожно, придётся возвращаться к врагам.
Учитель: А помните ли вы безмолвный эпизод встречи героя с женой, когда на протяжении 5 минут звучит музыка? Давайте обратимся к этому эпизоду в фильме. Постарайтесь услышать, какие чувства передаёт эта музыка?
(Фрагмент фильма).
Учащиеся:…Нежность, тоска.
…Желание подойти к жене, обнять её после долгой разлуки.
…Волнение, тревога, страх, он больше её никогда не увидит.
После паузы учитель исполняет “Песню о далёкой Родине” и спрашивает: “Знакома ли вам эта песня и как она называется?”
Учащиеся:… “Тоска по Родине”.
… “Воспоминание”.
… “Песня о Родине”.
После определения названия песни учитель приступает к её разучиванию.
При работе над песней необходимо обратить внимание на многообразие интонаций: боли, тоски, волнения, ностальгии.
Учитель спрашивает детей: “Почему в песне мы ощущаем такую боль?”
Учащиеся:… Человек находится далеко от Родины.
…Его окружают враги.
…Он всё время вспоминает Родину.
Учитель: Эту песню можно назвать сердцем фильма, его музыкальным смыслом.
Для героя фильма Родина была далёкой и значила очень много.
Родина…А как вы понимаете это слово? Что оно для вас значит?
Учащиеся: … Родина - это школа, в которой мы учимся;
…Это наш город Астрахань;
…Великая русская река Волга;
…Это семья, в которой мы живём;
…Дети, живущие в разных уголках страны тоже любят свою малую Родину;
…У всех нас одна Родина – Россия.
Учитель: Мы с вами посмотрели фрагменты фильма, послушали и исполнили музыку Таривердиева. Итак, какую роль играет музыка в кино?
Учащиеся: …Она помогает понять чувства героя, его душевное состояние.
…Музыка рассказала о том, как трудно человеку жить без Родины.
Мы с вами убедились, что музыка играет в фильме главную роль.
С нами согласен исполнитель роли Штирлица, народный артист Вячеслав Тихонов, который как-то сказал: “Какое огромное богатство музыка! И какое богатство музыка Таривердиева в фильмах!”.